Какие яхты бывают

Классы яхт: описание, конструкция, типы

У каждого из нас хотя бы раз, но возникала мысль о том, как замечательно было бы владеть собственной яхтой. Прежде чем погрузиться в увлекательный мир яхтинга, для начала стоит ознакомиться с терминами, понятиями и классификациями. Постараемся сегодня разобраться в этом.

Слово «яхта» имеет голландские корни (слова «yacht» и «jagen»), которые означают «гнать» и «преследовать». Раньше под яхтой понималась легкая лодка, в которой было несколько кают, палуба и гальюн (туалет), а основное ее предназначение заключалось в перевозке людей. В наше время это современное судно, используемое для отдыха, спорта, а также в качестве предмета роскоши. Регаты, морские прогулки, чартеры манят многих людей к яхтингу и морскому стилю жизни.

Итак, какие же бывают типы яхт? Конечно же, парусные и моторные, но не все так просто.

Классификация парусных яхт

  1. 1. Круизные. Максимально комфортные и надежные суда, с необходимым навигационным оборудованием, бытовым оснащением, кухонной утварью и всем, что позволит чувствовать себя на борту как дома.
  2. 2. Спортивные. В них основной упор делается на скоростные характеристики, и меньше внимания уделяется комфорту. На первом месте здесь эффективность использования и регулировка парусов для максимально быстрого хода при любом направлении, силе ветра и высоте волны. Часто такие «лодки» можно увидеть в школах парусного спорта и корпоративных регатах, когда команды соревнуются между собой в мастерстве и отточенных навыках.
  1. 1. Прогулочные. Название говорит само за себя. Это те самые белоснежные красавицы, которые используются для индивидуальных или групповых прогулок по морю. Они предназначены для прибрежного плавания и в судовом билете (регистрационном документе) имеют ограничения в акватории плавания до 10-12 миль от постоянного убежища (порта). Прогулочные яхты имеют достаточно легкую конструкцию, минимальное количество пресной воды, а имеющееся на борту навигационное оборудование предполагает, что экипаж выходит в море в дневное время суток и видит морскую ситуацию воочию. Как правило, навигация ограничивается:
    • — автоматической навигационной системой AIS (Automatic Identification System), при помощи которой капитан в темное время суток абсолютно точно может оценить текущую навигационную обстановку;
    • — судовой VHF радиостанцией для связи.
  2. 2. Мореходные (крейсерские). Это серьезные суда, имеющие прочную конструкцию. Они оснащены одним или несколькими баками с пресной водой, топливом, продуктами для многодневных походов. Внутреннее убранство яхты предполагает комфортное время пребывание экипажа и пассажиров на протяжении нескольких дней, а в некоторых случаях и недель. Они не ограничены дальностью плавания и обязательно имеют дополнительное спасательное радионавигационное оборудование. К примеру, аварийный радиобуй EPIRB (Emergency Position Indication Radio Beacon), с помощью которого можно подать сигнал бедствия и запеленговать поисково-спасательными силами терпящие бедствие суда.
  1. 1. Яхта с одним корпусом.
  2. 2. Двухкорпусные (катамараны). Это судна с двумя узкими корпусами, соединенными одной широкой палубой. Они невероятно устойчивы на воде, меньше подвержены качке, и за счет меньшего сопротивления, чем у однокорпусных килевых яхт, развивают значительную скорость при попутном ветре.
  3. 3. Трехкорпусные (тримараны). Название говорит само за себя: данное судно состоит из 3 корпусов. Средний (самый широкий) корпус имеет полноценную палубу. Боковые корпуса вспомогательные и больше играют роль поплавков на случай крена при движении. Они незначительно приподняты по сравнению с центральной частью. Суммарно три корпуса обеспечивают хорошую остойчивость и еще более надежно держат тримаран на глади воды.

Вначале разберемся, что такое остойчивость? Парус и парусное вооружение при ветре способно перевернуть яхту. Для противостояния этому применяются два способа, которые предотвращают опрокидывание.

  • — Килевые (с балластом). Такой способ часто используется при конструировании килевых яхт. Киль фактически является подводным рычагом, на котором размещается балласт. Он создает динамическую силу, которая предотвращают дрейф. Благодаря этому, яхта легко приспосабливается к различным ветро-волновым условиям. На них центр тяжести расположен очень низко, что эффективно препятствует опрокидыванию. Килевые яхты очень распространены на сегодняшний день.
  • — Швертботы (имеют остойчивую форму). Отличаются от килевых яхт тем, что они оснащены легким подводным крылом (швертом), который не снабжен балластом. При швартовке на мелководье экипаж легко поднимает шверт. При движении роль балласта фактически выполняет экипаж, перемещаясь периодически с одного борта на другой.
  • — Компромиссы (сочетание обоих видов). Совмещают в себе первый и второй вариант. Остойчивость создается за счет использования легкого балласта в шверте, который экипаж может легко поднять при швартовке.
  1. 1. Деревянные. Обладают определенным шармом, как правило, подчеркивают историю своего создания и статус судовладельца.
  2. 2. Пластиковые. Получили широкое распространение, относительно легки в производстве, требуют меньше сил и средств в уходе.
  3. 3. Металлические. Самые прочные и применяются обычно при эксплуатации в суровых условиях, например, при походах в ледяной воде.
  1. 1. Чартерные яхты. Используются для сдачи в аренду и в коммерческих целях. Имеют максимальное число кают, могут сдаваться в чартер с экипажем и без него. Их можно арендовать целиком, либо пригласить друзей и снять только каюту, уменьшив свои расходы. В России распространена почасовая аренда, а в Европе понедельная с субботы по субботу.
  2. 2. Частные яхты. Являются предметом роскоши и используются хозяевами для личной жизни.

Наиболее распространенным видом паруса является «бермудский шлюп», который сбоку имеет треугольный вид, а некоторым напоминает акулий зуб. Не вдаваясь сильно в теорию, важно понимать, что в данном виде вооружения с помощью мачты и такелажа можно поднять два паруса, которые крепятся к ней при помощи фалов, а управляются штоками. Парус, находящийся перед мачтой, называется стакселем. Его стороны называются штакоринами. Различают переднюю, заднюю и нижнюю штакорины. Дополнительный парус называется гротом, он состоит из тех же частей, что и стаксель, а используется для задания курса.
Помимо этого есть еще такие виды парусов, как спинакер и геннакер – это гоночные паруса большей площади из легкого материала. По форме многим людям напоминают парашют.

Двухмачтовые яхты

Рассмотрим наиболее распространенные виды мачтовых сооружений двухмачтовых яхт.

  • Йол – тип косого вооружения двухмачтового судна, имеет две мачты: переднюю грот и заднюю бизань. Вторая обычно меньшего размера и применяется лишь для балансировки. Данный тип мачты был распространен в 1950-1970-х годах и использовался в маломерных спортивных судах.
  • Кеч – тип двухмачтового парусного судна с косыми парусами. В отличие от йола, у кеча бизань соразмерна с гротом и создает тягу при движении. В случае слабого ветра между гротом и бизанью может устанавливаться апсель (косой треугольный парус). Использование двух мачт близких по размеру позволяет равномерно распределить работу с мачтовыми сооружениями.

Классификация моторных яхт

Класс А (океанские) Выдерживают силу ветра до 20,7 м/сек и волну более 4 метров. Они имеют все необходимое оборудование и автономные генераторы для длительного плавания.
Класс B (морские) Могут преодолеть волну менее 4 метров при сопоставимой с классом А силе ветра.
Класс С (прибрежные) Преимущественно используются в дельтах рек, прибрежных водах, каналах, где высота волны не превышает 2 метров при силе ветра до 13,8 м/сек.
Класс D (катера) В отличие от предыдущего класса могут эксплуатироваться лишь при благоприятном прогнозе погоды и на малые расстояния от береговой линии.

Сколько стоит жизнь на яхте?

После того, как вы получили первые знания, возможно, некоторые из вас захотят решиться поменять недвижимость на плавучий дом. Ясно одно, что такой вариант проживания подарит новые эмоции и впечатления, но, во сколько это может обойтись? Жизнь на яхте – это больше, чем стиль жизни, это отдельная философия. Попробуем разобраться по порядку в цифрах.

В кругу опытных яхтсменов бытует мнение, что содержание лодки обходится в 10-15% от ее стоимости. Величина трат сильно зависит от личных предпочтений судовладельца.

Проведем калькуляцию на примере содержания парусной яхты в Черногории в евро:

Таким образом, содержание обойдется приблизительно в 25-35 тысяч рублей в месяц, что сопоставимо с арендой жилья. Конечно, везде есть свои преимущества и недостатки, но они и так очевидны.

Теперь, когда вы познакомились с основной информацией, можно попробовать окунуться в увлекательный мир яхтинга. Но прежде чем думать о покупке, стоит все же подняться на палубу корабля своей мечты и самому испытать силу парусов, двигателей и почувствовать морскую стихию. Аренда яхты на RENTETO – отличный способ сделать это прямо сейчас.

Какие виды яхт бывают?

Яхта- это судно, предназначенное для спортивных или туристических целей и отдыха. В современном мире существует огромное множество яхт разного размера, стиля, технических возможностей и функционального предназначения. Основная классификация яхт происходит по назначению, по мореходности, по приводу, по типу корпуса и по размеру. Мы рассмотрим самый популярный класс яхт от 30 футов (10 м.)с оптимальным уровнем комфорта, которые можно взять в аренду для путешествия на большие расстояния с выходом в открытое море.

Размер самой маленькой яхты, которую можно взять в аренду, около 30-35 футов (10-11 м.) Что касается самой большой яхты — здесь возможности неограниченны. Если размер яхты превышает 55-57 футов (от 16 м.), то арендовать её можно уже только с экипажем, потому что управлять такой яхтой может только профессионал. В зависимости от размера яхты, на ней может быть разное количество кают со спальными местами, от количества которых зависит допустимое число людей на борту. На каждую чартерную яхту местными властями выдаётся чартерная лицензия, в которой указанно максимальное количество членов экипажа, допустимое на борту. Так на яхте 30-35 футов обычно 2 спальные каюты и рассчитана она на 4 человека. На яхте размером 37-42 футов обычно 3 каюты и рассчитана она на 6 человек. На яхтах больших размеров, например около 50 футов, количество кают может быть 6 (на 12 человек), а может быть и 3 каюты (на 6 человек). Конечно, чем больше яхта и чем меньше на ней кают, тем выше класс комфортности этой яхты.

Парусно-моторные яхты

Парусными яхтами считаются суда, использующие аэро- и гидродинамику и приводимые в движение силой ветра, дующего в паруса. Корпуса современных парусных яхт от 30 футов изготавливают из стеклопластика и все яхты оборудованы двигателем. Количество парусов на яхтах зависит от назначения парусной яхты. На крейсерских яхтах, которые рассчитаны на дальние морские путешествия и имеющие комфортабельные каюты, количество парусов минимально. Гоночные яхты, которые предназначены только для гонок, в которых или совсем нет кают, или же каюты малокомфортны, оснащены большим количеством самых разнообразных парусов. На каждой парусно-моторной яхте есть наружная часть и внутренняя часть яхты. Наружная — это кокпит и палуба, где в основном проходит вся жизнедеятельность экипажа днём. В кокпите размещаются все навигационные приборы и устройства для управления яхтой и места для отдыха пассажиров.

Внутренняя часть яхты — это кают-компания с кухней (камбуз), каюты и туалеты с душами (гальюны). Кают-компания — это своего рода гостиная с кухней, где собираются все пассажиры, обедают-ужинают, общаются. Кухня оборудована холодильником, плитой, духовкой, раковиной, шкафчиками для хранения продуктов. Имеется вся необходимая посуда и кухонный инвентарь для приготовления пищи.
Каюты на яхтах бывают одноместные и двухместные. В каждой каюте есть шкафчики и полки для одежды, одеяла, подушки, постельное белье. Гальюн- это совмещенный туалет, умывальник и душ. На яхте, в зависимости от размера, может быть от одного до пяти гальюнов, расположенных в каждой каюте.

Парусно-моторные катамараны

Парусные катамараны представляют собой компромисс между парусной яхтой и моторной. Сочетает в себе все достоинства парусных яхт при наличии дополнительного комфорта, являющихся привилегией моторных яхт. Благодаря конструкции (два соединенных корпуса), катамаран обладает большим свободным пространством в кокпите, на палубе и в кают-компании, более устойчив (не столь сильно кренится под парусами). Благодаря двум двигателям (на каждом из корпусов), обладает хорошей маневренностью и скоростью, кроме того, из-за небольшой осадки, швартоваться на катамаране можно в самых мелководных бухтах. Сетка, натянутая между двумя корпусами, является превосходным местом для любителей солнечного загара, а также отличным развлечением для детей, мгновенно превращающих сетку в батут.

Читайте также  Назовите фамилию французских изобретателей воздушного шара

Моторные яхты

Моторная яхта — это не просто прогулочное судно, а самый настоящий дом на воде, очень комфортный и быстроходный. Благодаря мощному двигателю, на моторной яхте можно преодолевать большие расстояния в короткий промежуток времени. Кроме скорости, характерными чертами моторных яхт являются комфортабельность, роскошная отделка интерьера, большие палубы для принятия солнечных ванн, отдельные помещения на баке. На кормовой части моторной яхты обычно размещаются большой стол и стулья для отдыха и приема пищи. Все чаще моторные яхты оборудуются климатическими установками, электроникой и современными атрибутами для водных видов спорта, то есть всем, что делает путешествие приятным. В машинном отделении моторной яхты размещается генератор, который обеспечивает домашний комфорт даже в море.

Гулеты

Гулет — это удобная, большая и комфортабельная деревянная двухмачтовая яхта, которая может идти как под парусом, так и на двигателе. Традиционное судно для морских путешествий на средиземноморье. Изначально такие суда использовались для рыбалки, затем в качестве торговых, пассажирских и грузовых судов, а начиная со второй половины 20-го века, гулеты применяются исключительно для чартера и отдыха на море. Гулеты отличаются хорошей маневренностью и устойчивостью. От традиционных рыбацких судов они унаследовали широкую палубу, низкий профиль в воде и округлую форму кормы. Широкий корпус позволяет разместить множество кают и просторную кают-компанию. Большая корма округлой формы служит для удобного размещения даже большой компании под открытым небом. Современные гулеты — это элегантные прогулочные яхты, которые по уровню комфорта не уступают роскошным моторным яхтам. При этом эти парусники сохранили первоначальную красоту и изящность традиционных форм. Гулеты оснащены новейшими навигационными системами и впечатляют удобными двухместными каютами с высокими потолками и просторными коридорами. Арендовать гулет можно исключительно с экипажем и поваром, который обеспечивает трёхразовое питание пассажиров на борту.

Виды яхт: 6 основных классификаций яхт и катеров

Маломерные суда очень разнообразны и могут иметь существенные отличия по целому ряду признаков. Например, спортивный парусник лишь отдаленно схож с моторной многопалубной мегаяхтой. Тем более, прогресс не стоит на месте: образцы водного транспорта постоянно изменяются и совершенствуются. Поэтому систематизировать суда и привести их к единой классификации едва ли возможно. Таким образом, деление на виды яхт производится по базовым критериям, таким, как размер, назначение, форма и т.д.

Семь основных классификаций яхт выглядят так:

  • По типу привода (выделяются 3 принципиально разных вида яхт: парусные, парусно-моторные, моторные)
  • По «среде обитания» (океанские, морские, речные и универсальные суда «река-море» имеют значительные отличия)
  • Целевое назначение судна (по этому принципу маломерные суда делятся на прогулочные, спортивные, рыболовные, туристические, круизные и т.д.)
  • По форме и конструкции корпуса (за основу здесь берется количество корпусов и многочисленные конструкторские особенности плавсредства).
  • По размерам (тут все прозрачно и понятно)
  • Классификация ГИМС (учитывают сразу несколько критериев).

Кроме того, суда подразделяются по типу двигателя (навесной, стационарный, водомет), материалу корпуса (пластик, стеклопластик, алюминий), водоизмещению судна, пассажировместимости и т.д. Но это не главные, а дополнительные признаки. Например, грузоподъемность и количество мест для гостей тесно связано с размерами и конструкцией яхты, а материал корпуса – с водной средой, в которой она должна эксплуатироваться. Впрочем, в классификациях, которые мы разбираем, так или иначе присутствует пересечение двух подходов — функционального (для чего и где будет применяться судно) и технического (размеры, конструкция, ходовые качества). Ниже рассмотрим каждую из 6 классификаций катеров и яхт подробнее.

Ветер в парусах или топливо в двигателе

По типу привода выделяют 3 вида яхт: парусные, моторные и парусно-моторные. В парусных судах для передвижения используется сила ветра, в моторных – двигателя, а в парусно-моторных – и то и другое. В настоящее время парусные суда без мотора используются в основном для спортивных целей, но не только. Такие яхты делятся на крейсерские (для продолжительного морского плавания) и гоночные – для коротких скоростных заплывов. Разница – в размере, конструкции корпуса и парусов, а также материалах, из которых они изготовлены. Кроме того, в парусных и парусно-моторных яхтах важен такой критерий, как остойчивость, т.е. способность противостоять сильному крену и перевороту корпуса. Она достигается при помощи 3 основных форм днища: килевые (имеют киль), швертботы (с подводным крылом вместо киля) и компромиссы (гибрид двух первых форм). Также на остойчивость влияет тип корпуса (их мы разберем чуть позже).

Наличие помимо паруса еще и подвесного мотора делает судно пригодным для туризма, придавая больше маневренности и автономности (когда есть ветер экономится топливо, а в штиль – маломер продолжает движение за счет работы мотора). Парусно-моторные яхты условно делятся на категории в зависимости от того, насколько важна роль мотора. Во-первых, это может быть вспомогательная функция (медленное движение при отсутствии ветра, заходе в порт и т.д.). Далее – двигатель может работать наравне с парусом. Третий вариант – мотор берет на себя основную нагрузку. Это самые резвые, но и самые прожорливые из парусно-моторных яхт.

Заключительный тип – моторные яхты. Здесь приведение в движение осуществляется с помощью стационарного или подвесного мотора, а паруса отсутствуют. Такие суда в свою очередь делятся еще на множество разновидностей. Кроме того, разработаны «мировые стандарты классификации яхт», в соответствии с которыми производится сертификация фирмы-производителя и ее продукции.

Виды яхт по среде обитания

В соответствии с европейскими стандартами (CE), моторные суда делятся на 4 класса: А, B, C и D.

Международный класс А, или океанские яхты – самые большие и выносливые. Они устоят при сильных порывах ветра (свыше 8 баллов из 12 по шкале Бофорта) и волнах высотой около 4 м. Лучший вариант для кругосветки.

Класс В – для морских круизов. Они не боятся умеренного шторма и могут осилить многодневное путешествие в открытом море.

Яхты класса С предназначены для курсирования в прибрежной морской зоне, широких реках и каналах. Осилят гребни волн до 2 м и 6-балльный ветер.

И, наконец, класс D – это вид катеров и небольших яхт для плавания в закрытых водоемах. Они имеют облегченный корпус (менее толстый, чем морские собратья). В модификациях река-море могут использоваться для краткосрочных заплывов возле морского берега (если погода хорошая и волны не выше полуметра).

Целевое назначение судна

Тут деление чисто практическое. Классификация включает в себя: круизные (для длительного плавания), прогулочные, или дейкруизеры (хороши для пикников и отдыха на воде), спортивно-прогулочные (для водных активностей), чисто спортивные (гонки и адреналин), рыболовные (помощники в улове), буксировщики (везут на тросе любителей кататься на водных лыжах, досках, бананах и т.д.), туристические яхты (укомплектованы большим количеством пассажирских сидений). Кроме того, яхта может служить залом переговоров и званых ужинов (представительская функция), местом уединения (небольшой катер с каютой) или полноценной квартирой на воде, где владелец ежедневно ночует.

По форме и конструкции корпуса

Это самый объемный критерий. Во-первых, суда можно делить по количеству корпусов и палуб. Так, существуют моно-корпусные (1), катамараны (2) и тримараны (3 корпуса). Наличие дополнительных корпусов придает устойчивость. Количество палуб – от 1 до 9 (столько их у Eclipse, одной из крупнейших яхт мира).

Кроме того, существует большое количество конструктивных решений, которые тесно связаны с предыдущей классификацией — по целям использования. Так, дейкруизеры имеют открытую палубу, рыболовный катер оснащен рубкой, а круизеры – большим кокпитом и полноценными каютами.

А большое семейство спортивно-прогулочных яхт и катеров — ранэбауты (runabout) по типу конструкции делятся на:

  • Closed bow (закрытая моторка). Такие катера имеют запалубленный нос с местами для хранения.
  • Bowrider (боурайдер) – тип катеров, в носовой части которых оборудован кокпит.
  • Cuddy cabin (маленькая каюта) и middle cabin (мидкаб) – отличаются компактной закрытой кабиной-рубкой, расположенной соответственно в носовой и средней части катера.
  • Hard top (хардтоп) – над кокпитом располагается раздвижная крыша.
  • Свои разновидности имеют и круизеры. Например, coupe, где в крыше надстройки вмонтированы сдвижные световые люки или flybridge (флайбридж) – с открытым капитанским мостиком на крыше рубки.

Размер имеет значение

По такой характеристике, как размер выделяют 5 типов яхт и моторок. Большинство маломерных судов вписываются в длину от 3 до 7,5 м (до 25 футов). Их принято называть катерами или мини-яхтами. Далее идут круизеры, или круизные катера. Их длина варьируется от 7,6 до 13,7 метров (25-45 футов). Следующий размер – до 24 метров (79 футов) – позволяет назвать плавсредство яхтой. Если длина превышает 24 м – смело можно добавлять приставка «супер», а после отметки в 70 м уместно название «мегаяхта».

Классификация ГИМС

В ведомстве Государственной инспекции маломерных судов МЧС находятся катера и другие водные ТС до 20 метров, вмещающие не более 12 пассажиров. Разделение на виды яхт, катеров и лодок в ГИМС проводится по нескольким параметрам:

  • назначение судна (коммерческое, спортивное, прогулочное, спасательное и т.д.),
  • тип двигателя (стационарный и навесной) и тип движителя (гидравлический, воздушный, газоводометный);
  • мощность двигателя (Показатель напрямую влияет на транспортный налог. Например, за стационарный мотор до 8 кВт/12 л.с. платить не придется),
  • режим движения (водоизмещение, глиссирование, перемещение на подводных крыльях, или подушке);
  • район плавания (морские, прибрежные, речные, озерные) и др.

Таким образом, чтобы провести систематизацию по видам яхт, нужно учитывать комплекс характеристик, базовые из которых мы описали выше.

Уважаемые покупатели! В связи с колебаниями курса валют, идет обновление цен на выпускаемую продукцию и весь ассортимент товаров. Указанные на сайте цены могут отличаться от действительных. Просьба уточнять стоимость у менеджеров отдела продаж компании Velvette Marine.

Какие бывают виды яхт

Многие люди с трудом представляют, чем отличаются парусные яхты между собой. Так ли хороша алюминиевая лодка, какие преимущества у катамарана перед однокорпусной яхтой, на каком судне можно отправиться через Атлантический океан. Пришло время рассказать о типах яхт и их классификации.

Какие бывают яхты? Можно разделить все парусные яхты на несколько категорий, исходя из их длины, назначения, количества корпусов, материала и разновидности.

Классификация яхт по размерам

Мини-яхты

Такие компактные лодки обычно не превышают 10 метров в длину или 30 футов, часто это могут быть модели без двигателя. Используются для коротких прогулок или парусных гонок. Могут быть оборудованы каютой.

Малые яхты

Это тип судна длиной от 10 до 18 метров (30-56 футов), имеют каюты, подходят для регат и круизов, в том числе и по открытому морю. Крейсерские яхты, популярные для чартера, относятся к этой категории. Отлично подходят для начинающих яхтсменов.

Средние яхты

Ограничены длиной до 24 метров (до 70 футов), отличаются более качественной отделкой, на яхтах такого типа очень комфортно путешествовать. В одиночку такими яхтами управлять очень сложно, требуется экипаж.

Большие яхты

Судна длиной больше 24 метров (от 70 футов), обслуживаются профессиональным экипажем. К этой категории относятся роскошные суперяхты.

Классификация яхт по удалению от берега

Категория D

К этому типу принадлежат яхты, которые используются для путешествий по защищенным внутренним водам, например, небольшие реки, озера, каналы. Рассчитаны на силу ветра, не более 4 баллов, и высоту волны до полуметра.

Читайте также  Кататься на скейтборде

Категория C

В этой категории находятся суда, приспособленные для прибрежного плавания, где ветер не превышает 6 баллов, а волны редко могут быть выше двух метров.

Категория B

Яхты для морских путешествий, способные выдержать ветер силой до 8 баллов и волну до четырех метров.

Категория A

Океанские яхты, абсолютно автономные, созданные для длительных путешествий. Им не страшны ни ветер больше 8 баллов, ни волны высотой от 4 метров. На таком судне можно переплыть любой океан.

Типы корпусов яхт

Виды парусных яхт различают и по количеству корпусов.

С одним корпусом — монохул, который используется чаще всего как для регат, так и круизов.

С двумя корпусами — катамаран, удобен для круизов, отличается небольшой осадкой, просторными каютами, хорошим обзором и устойчивостью.

С тремя корпусами — тримаран, в основном это спортивные парусные яхты, способные развивать высокую скорость.

Из какого материала делают яхты

Дерево

Материал, который с самого начала использовался для строительства первых парусных яхт. Лодки получаются долговечными, но требуют особого ухода. Специальные пропитки и эпоксидная смола защищают корпус от насекомых-вредителей и от влаги. Выглядят деревянные парусные яхты весьма эффектно, что привлекает многих ценителей.

Алюминий

Этот металл начал использоваться для строительства яхт только после окончания Второй Мировой войны. Материал отличается легким весом, долговечностью, стойкостью к коррозии, прочностью, хорошей мореходностью и управляемостью. Однако стоимость таких парусных яхт выше, чем из стеклопластика. Для дорогих моторных яхт часто выбирают именно этот металл.

Стеклопластик

Самый популярный материал для строительства парусных яхт. Экологичен, практичен, устойчив к ударам, прост в обслуживании. Благодаря легкому весу снижается расход топлива. Такие яхты смотрятся весьма достойно на воде, при этом отличаются доступной ценой.

Легкие сплавы

Компромиссный вариант, когда стеклопластик используется вместе с металлическими сплавами. Этот тип парусных яхт популярен в спорте. Вес корпуса небольшой, а прочность высокая. Но очень важно соблюдение технологии при строительстве, иначе морская вода будет разъедать судно.

Виды парусных яхт

Существуют очень разные яхты, в зависимости от своего внешнего вида и назначения. У каждого типа есть свои особенности.

Классические яхты

Такие парусные яхты созданы для настоящих романтиков в лучших традициях парусного спорта. Они выглядят невероятно элегантно и стильно. На воде можно встретить яхты, построенные еще в начале 20 века. За ними тщательно ухаживают и даже реставрируют. Для классических яхт проводятся отдельные соревнования по парусному спорту или предусматривают для них отдельный дивизион. Например, такие парусники можно увидеть на регатах Panerai в Антибе, St Barths Bucket на Карибах, Les Voiles de Saint Tropez во Франции.

Спортивные швертботы

Именно с этих лодок начинают первые шаги в парусном спорте будущие гонщики. Устройство яхты довольно простое, она может легко перевернуться. Двигатель отсутствует. Один из типичных примеров — Laser . Такие яхты предназначены исключительно для коротких гонок в закрытой акватории.

Спортивные килевые монотипы

Монотипами называют парусные яхты, которые строятся по одинаковым чертежам с соблюдением всех технологий, чтобы получились идентичные лодки. Именно такие парусники используются в большом спорте, в том числе на Олимпийских играх. Яхт такого типа довольно много. Это «Солинг», «Темпест», «Дракон», «Звездный», «Финн», «Кадет» и «Летучий голландец», на которых выступали еще советские гонщики. К этой же категории относится спортивная парусная яхта SB 20, которые мы используем на базах SportFlot в Москве и Севастополе.

Крейсерские круизные яхты

Парусные яхты этого типа чаще всего можно встретить в маринах на берегу моря. Они больше популярны для неспешных круизов и морских путешествий, оборудованы каютами, поэтому на них можно ночевать и совершать дальние переходы. Тем не менее, крейсерские яхты активно используются и для любительских регат. Устройство двигателя бывает двух типов: с приводом на винт через вал или через угловой редуктор.

Парусные круизные катамараны

Эти яхты с двумя корпусами и несколькими каютами идеально подходят для семейного отдыха с детьми. Вместительные, легко управляемые, устойчивые к волне. Катамаран — это настоящий пентхаус на воде, просторный и удобный. Многие современные катамараны, например, Lagoon , оборудованы электрическими двигателями, что обеспечивает почти бесшумный ход под мотором.

Парусные тримараны

Исключительно спортивные парусные яхты, которые можно увидеть на самых престижных спортивных соревнованиях. Эти гоночные болиды способны развивать скорость до 65 узлов (121 км/ч), что, скорее всего, не предел.

Макси-яхты

Еще 15 лет назад подобную яхту длиной от 30 метров можно было построить только по индивидуальному заказу, причем будущим владельцам приходилось ждать по несколько лет. Сегодня несколько известных верфей наладили серийное производство и готовы выпустить яхту через 1,5-2 года. Например, это может быть Wally или Oyster. В качестве материалов для корпуса используют углепластик, алюминий или сталь. Макси-яхты впечатляют своими размерами, стильным дизайном и высокой скоростью в среднем 25 морских миль в час. Многочисленный экипаж общается между собой только по рации.

Парусные супер яхты

К этой категории относятся шикарные яхты длиной от 24 метров. Как и моторные, эти суда оборудованы мощными двигателями. На борту всегда есть профессиональная команда. Это дорогие роскошные парусники этой категории — знаменитый «Мальтийский сокол» и парусная яхта «А» Андрея Мельниченко. Стоимость таких яхт измеряется сотнями миллионами евро.

Классификация яхт

Главный критерий, по которому классифицируют яхты – это её размер. Он определяет количество и размеры кают, санузлов, внутренних помещений, высоту потолков, пространства на палубе, скорость движения (мощность двигателя, сопротивление воды, площадь парусов) и т.д. По размеру яхты бывают самые различные – от двухметровых швертботов до многопалубных мегаяхт, напоминающих океанские лайнеры. Здесь предмет нашего интереса – парусные яхты и катамараны, наиболее часто предлагаемые в аренду, относящиеся к классу круизных, чартерных яхт.

Длина морских судов измеряется в футах. 1фут равен 30,48 сантиметров.

В чартерных агентствах по всему миру Вам предложат яхту, как правило, от 30 до 53 футов (9 – 17 м.). Права для управления такой яхтой должны быть международного образца, не ниже категории Bareboat (Day) Skipper, на парусные суда длиной до 60 футов. Яхты большего размера в чартер даются редко или вместе с капитаном / командой.

Традиционные (однокорпусные) яхты

Для простоты круизные парусные яхты подразделяют на 30-, 40- и 50- футовики. Но из этого правила есть много исключений, важных, прежде всего для клиентов, так что здесь приводится более подробная классификация. Основные критерии отнесения яхт к той или иной группе – количество гостей, которые яхта может принять на борту, автономность плавания и скорость.

Яхты от 30 до 37 футов (9-11 м.)

Небольшие яхты этой категории рассчитаны на комфортное проживание 4-6 человек, хотя всегда есть возможность разместить одного человека в салоне.

Есть все традиционные удобства – каюты с полками и шкафчиками, небольшой, но полноценный камбуз с холодильником и плитой, штурманский стол, кают-компания со складным столиком, небольшой кок-пит. Как правило, такие яхты делаются двухкаютными, при трёхкаютной планировке кормовые каюты довольно тесные, особенно учитывая невысокие потолки.

Такие яхты замечательно подходят для путешествия семьёй и небольшой компанией позволяют в полной мере вкусить специфику морского путешествия.

Цены на яхты этой категории – от 900 евро в низкий сезон, от 1200 евро в высокий сезон в зависимости от региона.

Яхты от 38 до 47 футов (11,5-14 м.)

40 футов – это качественный рубеж, который позволяет сделать планировку интерьера более комфортной: удобный камбуз вдоль борта, комфортабельный салон, множество ящичков и полок, высокие потолки, большое количество иллюминаторов и люков, обеспечивающих хорошее освещение. Такие яхты рассчитаны на приём на борту 6-10 человек. В трёхкаютном варианте делают большую носовую каюту, часто с отдельным санузлом, при четырёхкаютной планировке это пространство разбивается на две небольшие каюты. В некоторых моделях делают пятую каюту — вдоль борта, с кроватями в 2 яруса. Часто такую каюту предназначается команде.

Это самый популярный вид лодок среди яхтсменов: комфортное проживание, просторные внутренние и наружные зоны, «серьёзное» парусное вооружение и мощный двигатель. Такая яхта располагает к длительным путешествиям, позволяет познакомиться со страной, заниматься морскими видами спорта, без труда управляется командой из 2 человек. Она словно создана для путешествий в дружеской компании, но замечательно подходит и для семейного отдыха.

Цены на яхты этой категории – от 1500 евро в низкий сезон, от 2000 евро в высокий сезон в зависимости от региона.

Яхты от 48 до 53 футов (14,5 – 16 м.)

Про яхту этой категории можно сказать, что это не средство передвижения, а роскошь.
Отдых на 50-футовике по условиям проживания не уступает дорогому отелю. Достигается это за счёт изменения концепции планировки – от увеличения количества кают к максимальному комфорту. Появившееся пространство по-прежнему рационально зонируется и используется, но исчезает излишний функционализм.

Появившиеся футы добавляют яхте устойчивости во время хода и волнению на море. С увеличенной площадью парусов помогают справляться электрические лебёдки, впечатляют мощность мотора, запасы топлива и воды, а по палубе хочется прогуляться.

Яхты от 48 футов выбирают люди, ожидающие максимального комфорта от путешествия, хотя так же может быть оптимальным вариантом для компании из 8-12 человек.

Цены на яхты этой категории – от 1500 евро в низкий сезон, от 2000 евро в высокий сезон в зависимости от региона.

Катамараны

По размерам катамараны можно условно разделить на две группы.

Катамараны 38-46 футов (11,5-13 м.)

Катамараны этой категории чаще всего можно встретить в традиционных местах яхтинга. Но в море, а не в маринах чартерных агентств – они пользуются неизменной популярностью среди яхтсменов и не простаивают без дела.

Это не удивительно – комфортные, быстроходные, просторные, она напоминают плавучий загородный дом. Планировка катамаранов позволяет разместить оборудование для морских видов спорта – снорклинга, виндсерфинга, дайвинга, рыбалки, надувная «таблетка» для детей, желающие могут дополнительно арендовать водный скутер.

На катамаране одной недели, кажется, совсем мало, хочется путешествовать подольше. Хорошая скорость позволяет преодолевать большие расстояния, а отсутствие крена превращает переход в приятную морскую прогулку. Два мотора увеличивают надёжность, делают катамаран более маневренным, лёгким в управлении. Для работы с парусами предусмотрено множество лебёдок, закрутка грота часто электрическая, фалы и шкоты выведены из зоны кокпита, что делает работу капитана незаметной для гостей лодки. Запасы воды и топлива позволяют долго находится в автономном плаванье, а низкая осадка – ходить и швартоваться практически в любом месте.

Отдых на катамаране идеален как для дружеской компании, так и для одной или нескольких семей

Цены катамарана этой категории – от 3000 евро в низкий сезон, от 4000 евро в высокий сезон в зависимости от региона.

Катамараны 47-57 фута (14-17 м.)

Катамараны этой категории можно отнести к классу Lux. Больше простора, больше комфорта, больше автономности хода.

Качественно планировка меняется мало, но основные зоны становятся ещё просторней. Форпики в носовой части поплавков превращаются в полноценные каюты, даже с собственным санузлом. Такие катамараны могут принять на борт до 12 человек, и всё равно каждому найдётся место, чтобы при желании уединиться.

Катамараны этой планировки часто встречаются в варианте Owner, когда один из поплавков отводится под мастер-каюту, включающую зоны спальни, гостиной, кабинета, а также гардероб и санузел. Второй поплавок отводится под гостевые каюты. Для команды оборудуется отдельная каюта, часто с санузлом.

На таком катамаране можно жить и путешествовать длительное время. Будьте осторожны – Вас может посетить мысль если не о покупке такой плавучей виллы, то о кругосветном путешествии точно.

Читайте также  Как правильно прыгать в воду

Цена катамарана этой категории — от 4500 евро в низкий сезон, от 6000 евро в высокий сезон.

Какие яхты бывают

Современные яхты различаются между собой в деталях, в которых, как известно, и кроется дьявол. Прямое сравнение возможных вариантов между собой может вызвать удивительные результаты. Но что же все-таки лучше? Наша помощь в выборе…

Бот-шоу с деловым уклоном

Текст Ларса Болле

К огда люди говорят о парусных яхтах, то часто употребляют английскую аббревиатуру AWB (Average White Boat – типичная белая лодка). Под нею понимаются современные парусные суда в основном производства крупносерийных европейских верфей. Причина понятна: они все внешне одинаковы, по крайней мере на первый взгляд. Однако внимательное наблюдение выявит отчетливые, но очень тонкие различия.

Что подходит для этого лучше, чем выставки! Здесь можно напрямую сравнить различные внутренние планировки, варианты отделки интерьера или комплектации.

Конечно, все продавцы примутся объяснять вам, что решения, примененные именно на их лодках, являются идеальными. Однако идеала нет, по крайней мере в яхтостроении, есть только компромиссы, более или менее подходящие одним и мало подходящие другим.

Например, для чартерной яхты важна максимальная внутренняя вместимость вкупе с упрощенным управлением и приемлемой ценой.

Несмотря на то что современные яхты во множестве своем похожи друг на друга, покупатель имеет широкие возможности выбора. Либо один изготовитель может предоставлять различные варианты одного и того же судна, либо можно сделать выбор между моделями разных производителей. Чтобы принять окончательное решение, следует внимательно сравнить исполнения яхт и их комплектацию, а также хорошо разбираться во всех тонкостях. Например, что лучше – глубокий киль или короткий, дающий малую осадку? Здесь могут сыграть роль не только излюбленные акватории, но и затраты – глубокий киль вследствие большего расхода материала может оказаться дороже. Зато чисто парусные характеристики при переходе от глубокого киля к короткому ухудшатся.

Подруливающие устройства

Подруливающие устройства в носовой части яхты давно стали необходимыми помощниками яхтсменов, несмотря на свои недостатки. Но повышенное ходовое сопротивление для чисто крейсерских яхт не очень актуально. Туннельные варианты монтажа являются наиболее дешевыми вариантами. Для 10-метровой яхты они должны стоить около 4700 евро, независимо от того, смонтированы они на верфи или установлены впоследствии. Однако из-за плоских носовых обводов на яхтах короче 37 футов часто возможны лишь какие-то внешние варианты подрулек. Но к примеру, откидывающаяся подрулька требует большой высоты для своего монтажа и стоит примерно вдвое дороже.

Гребной вал против Saildrive

Большинство верфей штатно ставят привод типа Saildrive. Его достоинства: явно меньший шум при работе, отсутствие забрасывающего корму момента, компактность, легкость монтажа. Однако эксплуатация этого привода влечет повышенные расходы: так, все уплотнения следует менять после семи или восьми лет эксплуатации, это примерно 1000 евро или даже больше. Если в приводе возникнут протечки из-за негерметичности уплотнений, последствия в виде коррозии могут быть очень печальны. При установке же гребного вала механизм редуктора не соприкасается с водой никоим образом. Эксплуатационные расходы сведутся лишь к замене сальника тоже примерно каждые восемь лет. И лишь после многих лет эксплуатации придется менять подшипники.

Штурвал против румпеля

На яхтах со штурвалом рулевой не всегда может активно работать со снастями, поскольку лебедки или стопора, ходовые концы фалов или шкотов зачастую удалены от его рабочего места. Одиночное плавание без автопилота и вовсе невозможно. К тому же штурвал очень часто делит кокпит на две части и ограничивает возможность рулевого перемещаться по лодке. Но зато он выглядит «по-морскому» и более интуитивен в использовании. Говоря же о штурвальном управлении, стоит заметить, что большинство яхт оснащаются сегодня подвесным полубалансирным рулем, который создает небольшое усилие на румпеле, так что работа рулевого на румпельной лодке даже в дальних переходах не очень затруднительна, по крайней мере на яхтах короче 40 футов. Зато обратная связь гораздо ощутимее, и можно очень быстро совершать нужные маневры.

Лебедки спереди или сзади

Желание управлять в одиночку яхтой, оснащенной штурвалом, приводит к тому, что лебедки следует размещать на комингсах кокпита, смещая их как можно дальше в корму – ближе к месту рулевого. Таким образом, рулевой может со своего места работать с грота-, стаксель- или спинакер-шкотом. Недостаток такого решения проявляется в тот момент, когда со шкотами нужно работать второму человеку – ему придется находиться в позиции, невыгодной как с точки зрения анатомии, так и эргономики. Поскольку сзади места уже нет, ему нужно будет работать с лебедками, находясь лицом назад, не видя настраиваемого паруса. В данном случае выгоднее такое расположение лебедок, как на правом снимке. Если же на лебедках нужно работать и рулевому, и другому члену экипажа, во многих случаях поможет размещение на комингсах кокпита второй их пары.

Грот на закрутке

Закрутки для грота и стакселя стали уже стандартом для чартерных яхт. Однако такое упрощение работы с ними удваивает цену соответствующего оборудования. Кроме того, сворачиваемый в мачту грот теряет примерно 25% своей площади, что ведет к потере ходовых качеств. За счет вертикальных лат и качественного пошива можно отыграть на более 10% этой потери. К тому же мачты с закрутками гораздо дороже обычного рангоута. Закрутки для носовых парусов уже стали стандартом, но в случае с гротом покупатель все еще имеет право выбора, и в зависимости от размера лодки он может либо сэкономить, либо предпочесть удобство.

Геннакер или спинакер

Для облегчения управления геннакером, этим огромным «мешком с воздухом», сегодня почти все серийные яхты имеют встроенные мини-бушприты, которые часто служат еще и в качестве якорных площадок. Поэтому, говоря о приобретении геннакера, мы говорим о пакете, в который входят шкоты, фал и сам парус. Геннакер обслуживается почти так же просто, как и Генуя, и несется вплоть до курса в 130° к истинному ветру. Спинакер, напротив, позволяет нести себя на курсах вплоть до 180° к истинному ветру. Однако работать с ним сложнее, к тому дополнительные снасти и детали рангоута, такие как спинакер-гик, его оттяжка и топенант, а также оттяжка Барбера в сумме будут стоить значительно дороже.

Карточный стол против штурманского уголка

Традиционное штурманское место сегодня уже не является чем-то само собой разумеющимся, особенно на крупносерийных яхтах. Конструкторы особенно любят приносить его в жертву ради дополнительного шкафчика на яхтах, предназначенных для чартера. Изготовители аргументируют это тем, что сегодня вблизи берегов работают не столько с бумажной картой, сколько электронными навигационными устройствами наподобие картплоттера. Поэтому от полноценного штурманского места часто остается лишь рудимент наподобие того, что изображен на снимке справа. Требования к подлинно штурманскому месту, как то: надежное место для работы при качке, наличие ящичка для карт и инструментов, подсветки, экрана плоттера и/или радара и т.д. – более не выполняются. Более того, отсутствует четкое зональное разграничение между штурманским уголком и салоном, что увеличивает вероятность того, что уголок просто будет завален посторонними вещами.

Койки против рундуков

Очень часто есть возможность выбрать между расположением в корме каюты или же рундука на ее месте. Для чартерных яхт ответ очевиден, там каждая койка на счету, для хозяйской яхты все не так очевидно. Чем меньше яхта, тем важнее становятся объемы в корме. И если разместить там дополнительные койки, будут ли они заняты в ходе плавания? Конечно, кормовая каюта может использоваться для хранения там сменных парусов или же чехлов, однако для хранения велосипеда, кранцев или же запасных концов она не очень-то подходит. Поэтому важно своевременно определиться с выбором основного предназначения этого объема.

Вдоль или поперек

Продольно расположенный камбуз обычно делается на яхтах длиной более 40 футов, таких как Bavaria Cruiser 40, Sun Odyssey 469 или Oceanis 45, и обычно в связке с парой кормовых кают. При этом место кока смещается несколько вперед, что высвобождает место для дополнительного шкафа или выгородки под гальюн. Однако на качке коку труднее работать, чем на Г-образном камбузе. К тому же он удален от сходного трапа, что затрудняет передачу в кокпит горячих напитков или закусок.

Высота

Высота в салоне является одним из важнейших требований заказчика, уже от 30-футовика требуется минимум 1,90 метра высоты внутри. Но зачем? В основном внизу люди либо сидят, либо лежат (спят). Так зачем нужна излишняя высота между головой или подволоком, особенно в носу над огромной койкой? На современных яхтах с плоскими U-образными обводами его удается достичь лишь за счет высокого надводного борта и/или очень высокой надстройки. Чем короче яхта, тем хуже это выглядит снаружи. Кроме того, такую лодку очень сильно сносит боковым ветром, что особенно заметно в гавани.

Погон гика-шкота: вверху или внизу?

Размещение погона гика-шкота на крыше рубки (как на фото слева) оставляет кокпит свободным от погона и перемещающейся по нему каретки с блоками. Хотя проводка в первом случае чуть более сложная, да и нагрузка на гик, приходящаяся в его середину, заставляет делать гик прочнее, а значит, тяжелее. Нагрузка на выбирание гика-шкота тоже удваивается по сравнению с его проводкой через нок гика. Кроме того, с кареткой, расположенной на крыше рубки, труднее работать. Размещение же погона в кокпите позволяет экипажу или рулевому активнее отыгрывать порывы или заходы ветра. В большинстве случаев, однако, такое размещение обходится несколько дороже, чем монтаж на рубке.

Ахтерштаг

Ахтерштаг, если он есть, должен быть оснащен средством для регулировки его натяжения, как минимум – талью. К сожалению, даже она не всегда ставится серийно, хотя цена вопроса – всего несколько сотен евро. На высоких мачтах приходится организовывать целый полиспаст с большим выигрышем в усилии. За счет натяжения ахтершатага можно регулировать также и натяжение форштага, а также изгиб мачты, если она гибкая.

Проводка

Если фалы и шкоты идут не открыто вдоль палубы и надстройки, а спрятаны в каналы, то выглядит это шикарно, однако лишь на первый взгляд. К безопасности такая проводка не имеет никакого отношения – да, матросы не соприкасаются со снастями и не смогут, скажем, на них случайно наступить, но зато сами ходовые концы могут запутаться в каналах или образовать калышки, которые могут помешать проведению маневра. Также затруднительна и замена бегучего такелажа в случае его износа.

Ванты

Вант-путенсы у серийных яхт чаще всего крепятся на корпус в районе борта. Это создает благоприятные условия для работы мачты и стоячего такелажа, так как этим достигается оптимальное разнесение точки крепления вант от шпора мачты, что уменьшает нагрузку на ее топ. Да и усиления, воспринимающие нагрузку от вант-путенсов, сделать гораздо проще. Однако такой тип проводки стоячего такелажа ограничивает размеры генуи: ее задняя шкаторина может находиться лишь в районе краспиц, сделать геную более широкой не получится. Для того чтобы иметь геную наподобие той, что показана на снимке, нужно монтировать вант-путенсы на рубке.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №5 (52), 2013 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: