Какой выбрать шлем для мотоцикла

ТОП-9 лучших мотошлемов в 2021 году

На мотоциклистов приходится порядка 15-20% погибших от ДТП, причем в 80% случаев причиной смерти является травма головы. Печальная статистика, учитывая, что мотоциклов на дорогах – всего 1% от общего количества транспортных средств. Понятно, что шлем нужен в любом случае, но какой именно? Все зависит от того, на чем вы ездите, где и с какой скоростью. Здесь мы рассмотрим популярные в 2021 году модели шлемов.

Какие бывают мотошлемы?

Открытый мотошлем

Его еще называют «три четверти», поскольку такой шлем защищает ¾ головы – затылок, макушку и виски. У него нет челюстной дуги, поэтому при ударе нижняя часть лица остается беззащитной. Собственно, все бремя защиты лица ложится на визор (если он вообще есть), а этого явно недостаточно. Такой шлем стоит дешевле интегральных, весит меньше, прост конструктивно, не мешает разговаривать. Быстро в нем не поездишь, поэтому этот тип подходит владельцам чопперов, скутеров, ретробайков. Многие байкеры покупают открытый мотошлем только как запасной вариант, например, для заднего пассажира, ведь второму номеру тоже нужна защита головы.

Интеграл или «фуллфейс»

Шлем получил такое название из-за особенностей дизайна: защитное стекло в нем интегрировано в основной корпус. Конструкция модели простейшая, в ней минимум подвижных деталей, но при этом она полностью закрывает голову человека, включая нос, глаза и подбородок. Риск «потерять щеку» при падении в таком шлеме минимальный. Помимо хорошей защиты интеграл имеет и другие преимущества:

  • Хорошая аэродинамика (одна из лучших в классификации).
  • Хорошая защита от шума.
  • Плотная посадка и равномерно распределенная масса.

Интеграл – самый популярный тип шлемов среди мотоциклистов. Он подходит для езды на спортивных мотоциклах, а для гоночного трека это вообще единственно возможный вариант. К недостаткам таких моделей можно отнести плохую вентиляцию. Да, в дорогих моделях предусмотрена сквозная вентиляция с регулируемыми портами, но она вам не поможет, если вы стоите в пробке или на светофоре в жару.

Модуляр или «флип-ап»

Относительно новый форм-фактор, позволяющий трансформировать шлем из интеграла в открытый. Модели этого типа оснащаются шарниром, с помощью которого можно поднять защищающую подбородок часть (в народе «челюсть») вместе с визором. В закрытом положении мотошлем обеспечивает высокую безопасность, в открытом – позволяет насладиться свободой, присущей открытым шлемам.

В большинстве случаев модуляры не предназначены для скоростной езды с открытым забралом, но они удобны во время остановок, например, если вы захотели попить или поговорить. Если шлем сертифицирован для езды с открытым и закрытым забралом, он должен иметь двойной сертификат P/J. В угоду универсальности разработчикам пришлось пожертвовать весом и простотой конструкции: шлемы типа «флип-ап» тяжелее интегральных, сложны конструктивно и менее безопасны.

Открытые мотошлемы

SHARK NANO BLANK WHO

Бюджетная модель от французского производителя, предназначенная для городских поездок. Шлем формата ¾, что не помешало разработчикам добавить в верхней части корпуса клапан для двухканальной вентиляции. Дополнительная вентиляция есть и в визоре – она не дает стеклу запотевать. В шлем встроены солнцезащитные очки, для их поднятия на боковой части предусмотрен поворотный рычаг. Застежка-трещетка Micro Lock не слишком надежна, равно как и крючок, держащий солнцезащитный визор. Внутренняя отделка съемная (удобно для чистки), внешняя оболочка изготовлена из тяжелого термопластика. Мотошлем можно использовать с Bluetooth-гарнитурой – для этого во внутренней части предусмотрена специальная ниша.

AGV K-5 JET MONO Matt

Этот мотошлем вобрал в себя лучшие наработки, реализованные в спортивно-туристической интегральной модели K-5 S. Как и другие модели итальянского производителя, K-5 JET MONO тестировалась в аэродинамической трубе. Скорлупа шлема изготовлена из композитного материала (карбон + стекловолокно), есть система вентиляции и встроенные солнцезащитные очки. Подкладка съемная и хорошо моется. Визор большой, полностью закрывает лицо и обеспечивает панорамный обзор. Покрытие забрала устойчиво к царапинам. Застежка подбородочного ремешка удобная и оснащена микрометрической регулировкой. Единственный конструктивный недостаток шлема – отсутствие прорезей вентиляции в визоре, во влажную погоду есть риск запотевания.

ARAI ZS-R VAS

Премиальный полулицевик открытого типа японской компании ARAI. Шлем получил легкую и прочную скорлупу из фирменного стекловолокна Super Fiber Laminates, пенолистирольную подкладку с антибактериальными свойствами и нейтральным pH. В подкладке есть съемная часть под дужки очков, также для большего комфорта можно снять верхний слой височных и щечных подушек. Модель вентилируемая, для управления вентиляцией в корпусе предусмотрены большие кнопки. Форма шлема сглажена, что в теории должно снизить ударные нагрузки при падении. В забрале предусмотрены крепления для установки наружного солнцезащитного визора Pro Shade и противотуманной линзы.

Интегралы

SHARK SPARTAN BLANK BLK

Универсальный шлем в среднем ценовом сегменте, выполненный из стекловолокна. Модель радует мощной вентиляцией и имеет два воздухозаборника: в верхней части и в зоне подбородка. Оба канала легко открываются и закрываются рукой в перчатке. Также у шлема есть два спойлера, повышающие аэродинамические свойства мотошлема. Подкладка снимаемая и выполнена из приятной на ощупь микрофибры. В SHARK SPARTAN BLANK предусмотрена возможность установки фирменной Bluetooth-системы SHARKTOOTH и пинлока MAX Vision. Защиту от яркого света обеспечивает выдвижная внутренняя шторка. Показатели шумоподавления у этого шлема ниже средних, хотя в его конструкции предусмотрены заглушки SHARK Skin.

AGV K-5 S

Топовый мотошлем в спортивно-туристическом сегменте компании. Оснащен солнцезащитными очками и впитывающей подкладкой Dri-Lex с санитарной обработкой. Вкладыши изготовлены из антибактериального материала 3D Dry-Comfort, легко снимаются и моются. От младшей модели K-3 шлем отличается материалом изготовления – здесь скорлупа выполнена не из поликарбоната, а из композита с карбоновыми волокнами. Это не полноценный карбон, но шлем все же достаточно крепкий. Модель получила ярко-выраженный спойлер и заднюю вентиляцию с возможностью регулировки. Воздухозаборник в передней нижней части открывается только изнутри, что не слишком удобно при движении. Визор оснащен системой микропроветривания для дополнительной вентиляции.

GT-AIR II

Универсальный интеграл премиум-класса от японского производителя Shoei. Шлем спортивно-туристический, у него есть все необходимые для этого класса атрибуты, включая солнцезащитный визор увеличенного размера. Скорлупа шлема сделана из многослойного стекловолокна с добавлением органических смол. Модель известна отличной вентиляцией, усиленную циркуляцию воздуха обеспечивает увеличенное отверстие в зоне подбородка и 5 выпускных каналов сзади. Визор такой же, как у первой версии GT-AIR I, но теперь его можно устанавливать в городское положение. Звукоизоляция для такого сегмента откровенно слабая (шлем блокирует всего 5 дБ). Еще один минус GT-AIR II – трудности с установкой систем связи от сторонних производителей. Место под гарнитуру в этой модели рассчитано конкретно под продукцию партнера компании Sena.

Модуляры

FLIP UP HJC V90

Оригинальный мотошлем от корейского производителя HJC, выполненный в винтажном стиле. Корпус шлема облегченный, выполнен из фирменного композитного материала Advanced Fiberglass Composite. Для модуляров 1,5 кг – очень хороший показатель. Основное отличие модели от конкурентов – выпуклый визор, обеспечивающий более широкий угол обзора. Внутренняя часть выполнена из антибактериальной ткани Silvercool, что не избавляет от необходимости надевать подшлемник. Ткань съемная и моющаяся. Шлем оснащен внутренним солнцезащитным визором, опускается он с помощью удобного бокового рычажка. Застежка – классическая трещотка. Модель доступна в 3-х вариантах расцветки: черный, черный матовый и белый перламутр.

SHOEI NEOTEC 2 Excursion

Модель пришла на смену довольно успешной версии NEOTEC. Улучшения коснулись безопасности, вентиляции и видимости. Скорлупа изготовлена из композитного стекловолокна AIM, внутренняя часть – из противоударного пенолистирола повышенной плотности. В подушках щек установлены дополнительные звукоизоляторы, благодаря этому новая модель получилась практически бесшумной. Система компоновки визора во многом уникальна: при открытии шлема подбородочная часть выдвигается вперед, при закрытии – возвращается назад. Такая система позволила добиться более плотного прилегания забрала и в целом повысила прочность конструкции.

AGV Sportmodular

Топовый туринговый модуляр от итальянского производителя. Оболочка шлема полностью выполнена из углеродного волокна, в результате он получился сверхлегким (всего 1 300 г). Среди модуляров это своеобразный рекорд. Модель оснащена задним спойлером с возможностью регулировки положения. Вентиляция – на высоком уровне, но управлять ей в перчатках затруднительно (задний канал лучше отрегулировать перед выездом). Подкладка двухсторонняя, антибактериальная: теплая сторона сделана из гладкой ткани, прохладная – из специального материала Ritmo, препятствующего потению. В целом качество исполнения AGV Sportmodular одно из лучших в топовом сегменте, но и цена у этого мотошлема соответствующая.

12 лучших шлемов для мотоциклов и квадроциклов

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Единственной надежной защитой головы для владельцев мотоциклов и квадроциклов во время езды является шлем. Это касается не только гонщиков, но и любителей неспешной езды. Ведь предсказать аварийные ситуации на дороге невозможно. Сегодня на отечественном рынке представлен широчайший ассортимент мотошлемов. Одни из них пользуются высокой популярностью, другие модели получили одобрение экспертов за хорошие технические характеристики. Как же выбрать надежную и долговечную защиту для любителей мототехники?

Рекомендации по выбору шлема для мототехники

Разновидности шлемов. Начать подбор мотошлема следует с изучения разновидностей этого аксессуара.

  1. Самой популярной версией для мотоциклистов считается линейка FullFace. Она отличается максимальной степенью защиты и отменной аэродинамикой. Конструкция полностью обеспечивает защиту головы и лица. К тому же шлемы FullFace могут применяться вместе с защитой шеи. Такие изделия можно увидеть как у городских мотоциклистов, так и у профессиональных спортсменов.
  2. Много общего с рассмотренной выше линейкой имеет конструкция Flip Up. В народе она получила название модулятор. Отличием является откидная передняя часть вместе с «подбородком». Это дает преимущество в скорости снятия, а также мотоциклист может попить воды, не снимая полностью шлем. Чаще всего покупают модуляторы любители путешествий и сторонники комфортной езды. Но подвижная основа увеличивает вес конструкции.
  3. У шлемов Braincap есть несколько простонародных названий («котелок», «каска», «три четверти»). Линейка этих изделий имеет открытое лицо. Хотя в последнее время появились модификации с козырьком или визором. Braincap покупают владельцы круизных мотоциклов, чопперов, а также скутеров и мопедов. Но некоторые модели не имеют сертификата безопасности, да и езда в таких шлемах предполагает умеренные скорости.
  4. У кроссовых шлемов передняя часть имеет характерную вытянутость. Это сделано для облегчения дыхания при высоких физических нагрузках спортсменов. Благодаря длинному козырьку лицо наездника защищено от яркого света, грязи и воды. В качестве визора может использоваться особая маска. Кроссовые мотошлемы покупают поклонники квадроциклов и стантрайдинга. Некоторые модификации оснащаются подвижной подбородочной частью.
  5. Снегоходные шлемы отличаются от классических конструкций рядом особенностей. Во-первых, визор имеет двухслойную структуру. Такой подход позволяет успешно бороться с запотеванием. Во-вторых, некоторые производители оснащают свои изделия подогревающимися визорами. И, наконец, для выхода воздуха изнутри шлема в конструкции имеется специальный канал.

Основные факторы при выборе. Чтобы правильно выбрать мотошлем, эксперты советуют придерживаться следующей схемы.

  1. Сначала следует определиться с моделью, отталкиваясь от стиля езды и личных предпочтений.
  2. Далее идет выбор конструкции. К спортбайку подбирается шлем FullFace, к чопперу – Braincap.
  3. Цена не должна стать главным фактором. Если на мототехнике можно сэкономить, то безопасность должна быть на первом месте. Чтобы немного сэкономить не в ущерб здоровью, можно выбрать одноцветную расцветку.
Читайте также  Как выбрать скейтборд для ребенка 7 лет

Мы отобрали в обзор 12 лучших шлемов для мотоциклов и квадроциклов. Все они реализуются на отечественном рынке. При составлении рейтинга учитывалось мнение экспертов и отзывы российских мотоциклистов.

Рейтинг лучших шлемов для мотоциклов и квадроциклов

Номинация место наименование товара цена
Рейтинг лучших шлемов для мотоциклов и квадроциклов 1 AGV Pista Gp R Agv Glossy Carbon 93 000 ₽
2 ARAI QV-PRO GoldWing 49 760
3 SHOEI GT-Air WANDERER2 42 679 ₽
4 HJC Flip Up HJC RPHA 90 RABRIGO 21 850 ₽
5 Icon Airframe Pro Construct 37 360 ₽
6 AIROH COMMANDER 21 440 ₽
7 SHARK RIDILL THREEZY MAT KWG 16 800 ₽
8 Afx FX39 Se 12 599 ₽
9 AIROH J-106 15 840 ₽
10 SHARK OPENLINE PRIME BLK 12 000 ₽
11 CABERG MODUS SILVER XS 15 990 ₽
12 O’Neal Sonus Strike 7 030 ₽

AGV Pista Gp R Agv Glossy Carbon

Мотошлем AGV Pista Gp R Agv Glossy Carbon создавался при активном участии чемпиона гонок Moto GP Валентино Росси. Тестированием модели также занимался известный гонщик. Отличительной чертой шлема является максимальный угол обзора и надежная защита головы человека. Эксперты по достоинству оценили и удобство аксессуара и хорошую посадку. Но даже при плотном прилегании мотоциклист не чувствует себя в замкнутом пространстве. Шлем распределяет ударную нагрузку по всей поверхности. За высокую степень защиты и инновационную технологию изготовления FEM модель становится победителем нашего рейтинга.

Отечественные мотоциклисты отмечают профессиональное качество шлема AGV Pista Gp, высокий уровень безопасности и отличный обзор. К минусам можно отнести только высокую цену.

10 лучших шлемов для мотоциклов и квадроциклов

Владимир Редька

Использование мотоцикла подразумевает наличие шлема для защиты головы. И если при управлении квадроциклом каска может не иметь поликарбонатного стекла (используются специальные очки), то при скоростной езде на байках без визора не обойтись. Каждая модель отличается наличием сертификатов безопасности – чем их меньше, тем более доступной и недорогой будет его конечная стоимость

В нашем обзоре представлены лучшие защитные шлемы для поездок на мотоциклах или квадроциклах, которые имеются в продаже на отечественном рынке. Рейтинг составлен на основании характеристик товара и мнений владельцев, выбравших для поездок одну из представленных моделей.

ТОП-10 лучших шлемов для мотоциклов и квадроциклов

10 IXS HX91

Это один из лучших открытых шлемов для езды на байке или квадроцикле в летнюю жару. Безусловно, он никоим образом не подходит для любителей скоростных заездов. Прерогатива IXS HX91– неспешная езда по пересеченной местности или в условиях городской застройки. Скорлупа выполнена из современных композитных материалов и представляется довольно прочной и надежной защитой, несмотря на небольшой вес (1,15 кг). В использовании данный шлем отличается высоким уровнем комфорта и в нашем рейтинге его можно смело считать самым простым элементом экипировки.

Форма прозрачного визора обладает ярко выраженным аэродинамическим эффектом. Даже при хорошем ускорении ветер не пытается его поднять, а более плотно прижимает к корпусу шлема. Покрытие anti-scratch устойчиво к царапинам и прослужит достаточно долго. Под основным поликарбонатным забралом имеется дополнительный визор-очки, который опускается легким щелчком. Он отлично защищает от ультрафиолета верхнюю часть лица пилота и обеспечивает максимально комфортный обзор при ярком солнце. Несмотря на то, что шлем относительно недорогой, внутренняя подкладка имеет анатомическую форму и выполнена из антибактериального материала высокого качества.

9 AFX FX39 SE

В нашем рейтинге AFX FX39 SE является единственным мотошлемом, имеющим адаптацию к холодному времени года. Он отлично подойдет для квадроциклов и кроссовых мотоциклов – съемный визор легко заменяется маской для мотокросса. Точно также и козырек может быть отсоединен от шлема. Наличие регулируемой вентиляции (9 каналов) позволяет выбрать оптимальный режим циркуляции, в зависимости от погоды.

Внутри прочной скорлупы из композитных материалов находится гипоаллергенная нейлоновая подкладка, которую легко можно снять для обыкновенной стирки. Ключевая особенность этой модели – наличие съемного отсекателя дыхания с регулировкой и визора с подогревом и защитой от ультрафиолетового излучения. Данное решение позволяет насладиться ездой на квадроциклах, байках и даже снегоходах в условиях отрицательных температур. Учитывая указанную оснастку, американский шлем AFX FX39 SE получился достаточно недорогой и практичный, в чем многие владельцы смогли удостовериться на личном опыте.

8 Acerbis Profile Skinviper 3.0

Итальянский недорогой мотошлем Acerbis Profile Skinviper 3.0 отлично подойдет для поездок на квадроциклах или спортивных байках по бездорожью. Скорлупа из термопластика достаточно надежна. Разумеется, это не углеволокно, однако все необходимые сертификаты безопасности, требуемые в ЕС, имеются. Козырек довольно практичен, имеет регулировку и перфорацию, благодаря которой потоки ветра сдувают с него попавшую грязь.

В самом шлеме также присутствуют вентиляционные каналы, обеспечивающие при быстрой езде на кроссовом мотоцикле хороший продув внутренней оболочки. Кстати, она выполнена из гипоаллергенного материала, и ее легко демонтировать для обычной стирки. Шлем достаточно легкий, его вес едва дотягивает до 2-х кг (масса может несколько отличаться, в зависимости от размера). Привлекательная яркая окраска и доступная стоимость является существенным преимуществом этой модели, особенно для начинающих мотогонщиков.

7 HJC IS-MAX II DOVA

Еще один недорогой шлем-модуляр стал участником нашего рейтинга как один из самых подготовленных для дальних путешествий. Несмотря на немалый вес (1750 грамм), HJC IS-MAX II практически не чувствуется на голове из-за великолепной сбалансированности. Также хвалят этот шлем и за герметичность – во время движения нигде не задувает, а шум ветра практически не беспокоит пилота, независимо от выбранной скорости мотоцикла.

Ползунок качественных очков находится на затылке и довольно легко выполняет свою функцию. Стоит отметить и систему вентиляции – у HJC IS-MAX II она отличается практичностью, и во время движения полностью функциональна. Однако стоит остановиться, как продувка каналов замедляется, и прозрачный визор может довольно быстро запотеть. По этой причине настоятельно рекомендуется использовать пинлок, благо, подготовка к его установке имеется. Удобная защелка-фиксатор откидывающейся «бороды» совершенно не требует времени, и при этом надежно удерживает переднюю часть шлема.

6 Caberg Modus Silver XS

Несколько угловатый корпус скорлупы и маленькая подбородочная часть шлема обеспечивают недорогому Caberg Modus Silver XS высокие аэродинамические характеристики. Данное преимущество становится особенно заметно при управлении мотоциклом на большой скорости – голову пилота потоки воздуха воспринимают как единое целое с байком, что обеспечивает довольно комфортное вождение.

При езде на квадроциклах подбородочная часть шлема легко поднимается с фиксацией в верхней части, превращая Caberg Modus Silver XS в открытый шлем, максимально удобный при невысоких скоростях. Мотокаска имеет прозрачный и солнцезащитный визор, причем у первого есть антизапотевающий внутренний слой. Каналы вентиляции внутри корпуса создают равномерный обдув всей головы. Заборные регулируемые решетки расположены в подбородочной части (обеспечивает вентиляцию стекла) и лобной. Внутренняя тканевая подкладка обработана лучшей гипоаллергенной пропиткой SANITIZED, делающей невозможным развитие микробных паразитов.

5 Shark Evo-One 2

Эту модель нельзя назвать недорогой, однако у Shark Evo-One 2 есть целый ряд других преимуществ, позволивших этому шлему для мотоцикла принять участие в нашем рейтинге. Изготовленный из термопластика с использованием последних разработок, он отличается от предыдущих моделей большим уровнем безопасности и комфорта. Шлем действительно способен видоизмениться от одного щелчка фиксатора, превращаясь из открытой конструкции в интегральную. Система вентилирования создает комфортные условия в любой погодной среде, а решетка спереди (регулируемая) служит для дополнительного обдува лицевой зоны.

Под основным стеклом имеется защитный светофильтр, который легко опускается при необходимости. Корпус был протестирован в аэродинамической трубе, поэтому при быстрой езде шлем совершенно не оказывает лишних усилий на голову пилота. В отличие от предыдущих моделей этой марки, Shark Evo-One 2 выполнен более добротно, а используемые материалы отличаются высокой надежностью. К тому же данный мотошлем отлично подходит для езды не только на скоростных байках, но и на квадроциклах – его вполне можно использовать как с открытой «бородой», так и в полностью закрытом виде.

4 Caberg EGO STREAMLINE

Шлем-интеграл для мотоцикла отличается высокой степенью безопасности и обеспечивает лучшую защиту головы. Цельнолитой корпус из термопласта позволил добиться достаточно легкого веса модели, что особенно чувствительно при дальних поездках. Обзорный поликарбонатный щиток изнутри оборудован (входит в поставку) специальным Pinlock – дополнительное стекло крепится на прозрачный визор, и в условиях повышенной влажности демонстрирует высокую устойчивость к запотеванию, сохраняя обзор.

Дополнением к этому в области бороды расположен регулируемый приточный канал для продува лицевой части. В теменной зоне шлема для мотоцикла расположен сдвигающийся небольшой щиток, за которым находятся дополнительные вентиляционные отверстия. Отвод воздуха из подшлемного пространства происходит через каналы в затылочной части. Мотошлем достаточно удобный и комфортный, правильно подобранный по размеру сидит на голове плотно. Для лучшего удобства пилота во время поездки также имеется солнцезащитный фильтр для верхней части лица, опускание которого осуществляется при помощи ползунка, расположенного сбоку.

3 AIROH SWITCH SCARY

Огромный выбор графики и цветовой палитры способен удовлетворить потребности практически любого мотогонщика. Шлем AIROH SWITCH создан для внедорожных заездов на квадроциклах или байках. Он отлично защищает голову пилота от грязи и камней, летящих из-под колес впереди идущих мотоциклов. Скорлупа отлита из высокопрочного термопласта HRT и обеспечивает надежную защиту головы пилота.

Внутри шлема находится мягкий и воздухопроницаемый подкладочный слой, который легко снимается для стирки. Наличие нескольких вентилирующих отверстий увеличивает степень комфорта, а регулировка положения козырька позволяет выбрать его оптимальный угол, в соответствии с текущими условиями. При этом AIROH SWITCH SCARY является относительно недорогой, но надежной защитой, пользующейся большой популярностью у молодых и начинающих пилотов.

2 Shoei J-Cruise

Этот шлем для мотоцикла предлагает оператору широкий обзор и имеет целый ряд современных технологических решений, делающих его использование максимально удобным в различных ситуациях. Скорлупа выполнена из разнонаправленных углеродных и стеклотканевых волокон, обеспечивающих высокую устойчивость мотошлема к деформационным нагрузкам. Встроенный солнцезащитный визор для верхней части лица расположен под основным прозрачным забралом. При этом управление им происходит с помощью удобного ползунка на корпусе шлема – одно из самых практичных решений, которые особенно пригодятся при въезде/выезде из магистральных тоннелей или крытых парковок.

Прозрачный щиток устойчив к мелким царапинам, а прорезиненный спойлер в местах прилегания к каске отлично подавляет вибрацию воздушного потока. В верхней лобной части имеется входной вентиляционный канал для притока воздуха, который отводится в затылочной части, обеспечивая комфортное ношение шлема. Молодых гонщиков дополнительно порадует огромный выбор расцветок, а модели с различными графическими решениями способны удовлетворить потребность самого требовательного владельца.

1 ICON VARIANT DOUBLE STACK

Несмотря на односложный раскрас и отсутствие графики, дизайн VARIANT DOUBLE STACK отлично подойдет для любых условий. Корпус шлема для мотоцикла (или другой мототехники) отличается серьезной прочностью. Переплетение стекловолокна, высокомолекулярного полиэтилена и карбона делает скорлупу максимально устойчивой к внешним повреждениям. Козырек отличается лучшей обтекаемостью и уверенно справляется со своей задачей – защищает от солнечных лучей, а при езде на квадроцикле дополнительно отсекает грязь и камни, оберегая визор.

Последний имеет легкосъемный механизм, что позволяет быстро заменить тонированное стекло прозрачным, в зависимости от времени суток. Обзорный щиток имеет защитный слой, препятствующий запотеванию. Многоканальная вентиляционная система и быстросохнущая подкладка из материала Hydradry обеспечивают максимальный комфорт, а наличие отводов в области подбородка способствует быстрой эвакуации выдыхаемого влажного воздуха, а также дополнительно препятствует запотеванию щитка.

Читайте также  Как называется маленький скейтборд

Какой шлем для мотоцикла выбрать?

Покупка мотоцикла – радостное событие для будущего байкера. Но ему стоит задуматься и о своей защите и экипировке. Шлем(Гермак) – первостепенная часть мотоциклетной экипировки, и к его покупке стоит подойти ответственно.

Бывает, что у мотоциклиста разбегаются глаза от представленного ассортимента в магазинах, и он запутался, какой мотошлем ему нужен. В статье мы дадим 7 советов по выбору, которые точно пригодятся, начинающему мотолюбителю!

Определяемся с типом

Мотошлемы разделяются на пять основных групп:


  • Интеграл («фуллфейс»)
    . Самый популярный тип, который выбирают и обычные мотоциклисты, и завсегдатаи скоростных гонок. Он представляет собой цельнолитую конфигурацию, полностью защищающую голову пилота, с визором. Каждый бренд экипировки выпускает интегралы в различной ценовой категории. В наличии и дополнительные опции: вентиляция, накладка для щёк, дефлекторы дыхания. Идеален для «дорожников» CB 400, Bandit 250) и спортов (Yamaha R6, Honda CBR 954rr).

  • Модуляр («трансформер»)
    . Тот тип, где забрало — визор и подбородочная часть — поднимается вверх. Его берут путешественники на мотоциклах, ввиду удобств: можно вести разговор, утолить жажду и т.д. Минусами являются увеличенный вес и слабая шумоизоляция. Защитные свойства достаточно высоки. Подойдут для мототуристов (BMW R1200GS Adventure, KTM 1190 Adventure Honda NC750X)

  • Открытый («3/4»)
    . Представляет собой обычный мотошлем с большим визором или козырьком, но без забрала. Обладает сниженным уровнем безопасности, о чём предупреждают производители изделия. Челюсть в нём при падении пострадает первая. Его покупают водители макси-скутеров (Yamaha Majesty250, BMW C 650 GT), обычных скутеров и мопедов (Suzuki Sepia 50, Honda Dio 50)

  • Половинка («орех» или «каска»)
    . Закрывает только верхнюю часть головы, оставляя всё лицо и челюсть открытыми. Обладает низкими защитными функциями, поскольку не полностью защищает от последствий удара. Несмотря на имеющееся крепление, при аварии он зачастую слетает или скатывается набок. В поездке не защитит лицо от летящего гравия, пыли, песка или насекомых. Бывает, байкеры дополняют «орех» широкими очками на плотной резинке. Эту модель присматривают чопперисты, поскольку она подходит внешне к классу мотоцикла (Shadow 400, Yamaha XVS 650, VTX 1800)

  • Мотокросс
    . Выбор всякого поклонника внедорожного транспорта: от квадроциклов до кроссовиков. Отличительные особенности: вытянутый вперёд козырек, защищающий от грязи, брызг и веток деревьев, и выдающаяся челюсть. Окраска — яркая и заметная. Также у мотокроссовых шлемов улучшенная система вентиляции, обеспечивающая хороший приток воздуха. Идеален для тандема с мотоциклом класса эндуро (Suzuki Djebel 200, KTM 500 XC-W, Yamaha TT-R 250).

Из каких материалов?

Это важная конструктивная особенность, влияющая на прочность этой части экипа и стоимость. Существует две основных группы материалов: композитные и термопластик. В композитные экземпляры добавляют карбон, что обеспечивает меньший вес и повышенную ударопрочность. Покрытие изготавливают отдельно или послойно из стеклоткани, углеволокна и кевлара. Мотошлем из термпопластика менее прочен и устойчив к деформации, его вес на 300 грамм больше, чем композитный, а стоимость существенно ниже. Но не стоит гнаться за низкой ценой. Если мотошлем из термопластика не цельнолитный, то разломаться он может быстрее. Помните, что чем меньше вес изделия, тем меньше воздействия на верхний отдел позвоночника при ударе при аварии. Тяжелый шлем из термопластика будет неудобен в затянувшейся поездке или в туристическом прохвате. Опытные байкеры знают — потраченные деньги на шлем из композитного материала полностью оправдывают себя.

Приобретаем по размеру!

Неправильно выбранный экип сводит всю защиту от экипировки к нулю. Слишком свободный экземпляр обеспечивает должную фиксацию и может сместить положение при ударе. Чересчур узкий — неудобен и будет давить.

Первым шагом будет измерение окружности головы по уровню выше уха сантиметровой лентой. Каждый более-менее известный производитель мотошлемов имеет в активе таблицу размерной сетки. Отметим: значения в таблице у каждой фирмы разные, они не совпадают.

Вот к примеру размерная сетка компании ICON:

Не стоит торопиться идти к кассе и оплачивать покупку. Спокойно оденьте мотошлем, и побудьте в нём минут 5-10, повертите головой, наклоняйте её в разные стороны, вверх и вниз. Прыгните на месте несколько раз, чтобы убедиться, что покупка не слетает и не меняет положения. Он не должен сильно давить и причинять болезненные ощущения, внутренняя подкладка должна мягко облегать лицо. Посмотрите, широк ли обзор, хорошо ли видны предметы сбоку. Выбирая между двумя экземплярами разного размера, берите меньший по размеру.

Визор – окно на дорогу

Приобретая модель с визором, эту деталь необходимо подвергнуть осмотру. Его наличие – залог комфорта, но менять его требуется вовремя, в противном случае сколы и царапины будут мешать обзору и искажать картину ситуации на дороге. Производители шлемов предлагают сменные визоры к продаже. Есть также стекла с различной обработкой: противотуманные, с защитой от влаги, от сколов и царапин. Извечный вопрос – обычный визор или тонированный? Тонированный выручит пилота во время езды в солнечный день, когда нет солнцезащитных очков. Но после сумерек он не обеспечит должную видимость на трассе. Логичнее приобрести оба варианта и менять их в зависимости от ситуации.

Цвет мотошлема. Матовый или глянцевый?

Многие мотоциклисты выбирают экип «в цвет» транспортного средства. Но яркие цвета более безопасны: пилот в таком «гермаке» будет заметен на дороге, даже через несколько рядов транспортного потока. Более светлые оттенки меньше аккумулируют солнечного тепла, что облегчает вождение в знойный день.

Что касается того, выбрать матовое покрытие или глянцевое, то это вопрос чисто эстетический. Отметим, что на матовой модели сильнее видны загрязнения, следы от пальцев и пыль.

Декоративные девайсы – нужны ли они?

Желание выделиться на дороге и в мотоциклетной тусовке толкает байкеров и пассажиров подумать о декоративных накладках на шлем: различные дреды (в стиле Хищника), яркие косички для девушек, кошачьи «ушки» и прочее. ПДД не запрещает, но с технической точки зрения они не безопасны. Дреды и косички могут зацепиться во время движения или при аварии. Кошачьи «ушки» при езде на определённой скорости начинают отклонять голову назад, что доставляет сильное неудобство хозяину. Да, порадовать себя такими новинками можно, но на тематических мероприятиях, а ездить на дорогах общего пользования всё-таки нежелательно.

Определяемся с фирмой

На рынке мотоэкипировки представлено бессчётное количество производителей шлемов. Мы остановимся на самых известных из них. Объясним, почему стоит присмотреться к их продукции: они уже зарекомендовали себя среди мотоциклистов и они имеют соответствующий сертификат безопасности.

HJC. Достаточно бюджетная линейка, имеющая свой круг покупателей. Производство базируется в трёх странах: Вьетнаме, Корее и Китае. HJC славится неплохой аэродинамикой и вентиляцией. Выпускает все типы изделия.

Vega. Их производством занимается компания Ningbo HD Safety Products. Выбрать есть из чего: ряд представлен всеми типами мотошлемов. В некоторые экземпляры уже встраивается гарнитура Bluetooth.

Bell – продукция этой американской марки прочна и популярна. Она «засветились» на известных пилотах в мотоспорте и кроссовых соревнованиях. Модельный ряд богат выбором. Компания ориентирована на технические новинки, и в последние модели Bell встроен видеорегистратор.

AGV. «Гермаки» марки покорили мир технологичностью, аэродинамикой, лёгким весом и высокой прочностью. Они недешевы, но полностью оправдывают потраченные деньги. Эта итальянская линейка качественна и «начинкой», и внешним видом. Красивый, броский дизайн, узнаваемый логотип – в нём пилот всегда заметен.

Arai – японская фирма, выпускающая качественные и безопасные шлемы. В ней соблюдены необходимые стандарты безопасности продукции. Компания долго экспериментировала, выясняя, какая конфигурация обеспечит лучшее скольжение при падении. Arai – популярный выбор у любителей спортивных мотоциклов.

Shoei – знаменитая фирма мотошлемов и сменных визоров. Компания внедряет в производство передовые технологии, помня и про эстетику. Ряд представлен и кроссовыми моделями, и модулярами, и интегралами, и открытыми видами. Но всех их объединяет особенность от Shoei – утолщённое стекло визора. Линейка регулярно контролируется на краш-тестах.

Не забывайте главное правило: шлем – продукт одноразовый, и после серьезного падения он «отрабатывает» удар и дальше его использовать нежелательно. Дело в том, что вспененная подкладка, предназначенная для поглощения удара, после падения меняет конфигурацию и уже бесполезна.

Идеальный экземпляр должен быть комфортным, не причинять неудобств, быть аэродиномичным и шумоизолирующим, с хорошим обзором. Уточняйте, есть ли у мотошлема сертификат безопасности – гарант качества.

На выбор и покупку мотошлема может потребоваться время. Лучше не торопиться и выбрать тот экип, который сможет защитить от травм и сохранить жизнь.

🏍️ Лучшие шлемы для мотоциклов, скутеров и квадроциклов на 2021 год

Поездки на мотоцикле, скутере и прочем экстремальном транспорте сопровождаются не только положительными эмоциями и выбросом адреналина. Подобное времяпрепровождение способно стать причиной серьезных травм ввиду высокой травмоопасности. Именно поэтому каждый опытный байкер знает, что без специального шлема садиться за руль ни в коем случае нельзя. Данная экипировка представлена на рынке в большом количестве, и чтобы Вы не запутались в огромном ассортименте, редакция сайта «Янашла» приготовила рейтинг лучших шлемов на 2021 год.

Выбираем в зависимости от размера

Самый главный критерий, который поможет Вам определиться с необходимым товаром – окружность Вашей головы. Для этого вооружитесь сантиметровой лентой, встаньте ровно, измерение следует проводить в области чуть выше бровей. Полученные результаты соотносите с размерной сеткой производителя шлемов. Каждая цифра соответствует определенному размеру, например, S – 55-56, M – 57-58. Однако учитывайте тот факт, что данные параметры могут отличаться у разных производителей. Поэтому обязательно тщательно примеряйте экипировку перед покупкой.

Совет! Правильная примерка шлема заключается в следующем: возьмите в руки аксессуар, держаться следует за оба ремешка, чуть растянув их в разные стороны. После наденьте шлем на голову, при этом сохраняйте вертикальное положение, наклоняться вперед не следует.

Как определить, что экипировка села правильно?

  • Уши находятся в правильном положении – если Вы ощущаете дискомфорт, в частности, ушам неудобно, попробуйте приподнять шлем и покрутить им в разные стороны. А еще лучше использовать подшлемник. Во-первых, это придаст дополнительное удобство, а во-вторых, это обеспечит дополнительную гигиену Вашей голове.
  • Экипировка должна сидеть на голове крепко, не шатаясь. Чтобы проверить этот пункт, просто повертите шей, совершите наклоны вперед и назад – шлем при этом не должен вращаться и не должен сидеть слишком свободно.
  • Удобство эксплуатации – несмотря на то, что аксессуар должен крепко держаться, его ношение всегда сопровождается комфортом. Никаких давящих ощущений не должно чувствоваться, кровоток не нарушается и никакой боли также не присутствует. Чтобы разобраться, походите со шлемом на голове минут 15, за этот период можно будет точно определить соответствие товара Вашей голове. А вот если имеются болевые ощущения от ремешков на щеках, то этого бояться не нужно, т. к. ремешки способны со временем принимать анатомическую форму черепа пользователя.

Виды товара

В настоящее время распространены следующие типажи:

  1. Интеграл – самый популярный вид, он относится к максимально безопасным видам товаров, т. к. полностью покрывает голову водителя. Также такой шлем гарантирует почти полную звукоизоляцию, что привнесет большее удобство при поездах во время плохой погоды. Чаще всего производитель оснащает экипировку прочным и толстым стеклом, которое призвано уберечь байкера от непогоды и яркого солнечного света. Минусы у данной продукции имеются – это внушительный вес и недостаток потоков воздуха внутри шлема.
  2. Фулфейс – такое оборудование не полностью покрывает голову байкера, но все еще обеспечивает его надежной защитой. При этом сохраняется широкое поле видимости, угол обзора позволяет внимательно следить за дорогой. Для дополнительной безопасности экипировка оснащается специальным козырьком и фиксатором подбородка.
  3. Открытый шлем – как ясно из названия, такое оборудование не призвано полностью скрыть голову и лицо байкера. Зато подобная модель абсолютно не мешает обзору, она обладает небольшим весом, за что так ценится большинством водителей. Эта экипировка скорее подойдет для повседневных поездок, не связанных с большими скоростями и риском падений, а вот на гоночной трассе применять открытые шлемы не стоит.
  4. Модуляр – такой продукт представляет собой версию два в одном, а именно – это сочетание шлема типа интеграл и открытого варианта. Такая модель удобна тем, что обладает небольшой массой, оставляет возможность разговаривать по телефону, есть и пить, не снимая экипировку. Одновременно с комфортом сохраняется высокий уровень безопасности.
Читайте также  Как кататься на вейвборде

Прочие критерии выбора

После того, как Вы определились с требуемым видом и размером шлема, не стоит расслабляться. Экипировка помимо прочего, обладает рядом других функций и особенностей, которые способны оказать влияние на эксплуатацию товара. Рассмотрит эти особенности подробнее.

Материал изготовления

Наиболее крепкий и износостойкий материал – стеклопластик. Он обеспечивает крепкий корпус, устойчивость к ударам и падениям, кроме того, пользователь сможет разукрасить шлем по своему вкусу, добавив на него разнообразные наклейки и рисунки. Если такой материал Вам не по карману, то обратите внимание на модели, изготовленные из термопластика. Такой материал обладает меньшей стоимостью, но он менее крепкий и устойчивый к повреждениям.

Кроме того, шлем должен быть оснащен и защищен внутри, для этого используется специальная подкладка, снижающая интенсивность удара.

Форма и вес товара

Наилучший вариант – округлая обтекаемая форма шлема, которая в случае аварии не позволит образоваться дополнительным травмам за счет равномерного скольжения.

Чем вес у экипировки меньше, тем меньше воздействие на позвоночник, что также положительным образом влияет на безопасность.

Совет! Никогда не покупайте шлем, бывший в употреблении. Также не используйте оборудование, участвовавшее в аварии. Удар и падение способны повредить внутреннюю защитную часть экипировки, а трещины на корпусе сделают применение шлема абсолютно бесполезным.

Стекло

Важнейший элемент экипировки. Он призван защитить лицо байкера, при этом он должен соответствовать требованиям, позволяющим применять оборудование во время гонок и экстремальной езды. Чаще всего продукт, пригодный для использования маркировку BSI.

Также мы рекомендуем приобретать модели, у которых можно заменить защитное стекло. Активное использование и быстрая езда приводят к тому, что стекло царапается, его прозрачность уменьшается, соответственно, повышается вероятность аварии. Покупка нового шлема ударит по карману, а замена стекла старого оборудования позволит существенно сэкономить.

Вентиляция

Дополнительная опция экипировки, несколько увеличивающая ее стоимость. Но если Вы собираетесь активно кататься на скутере или байке, не стоит экономить. Во-первых, вентиляция способна сделать частые поездки более комфортными, ввиду охлаждения воздуха. Во-вторых, использование шлема станет более гигиеничным, т. к. вентилируемая подкладка меньше впитывает пот и грязь, поэтому Вам придется реже мыть экипировку.

Чаще всего вентиляция представлена в виде каналов, которые открывает и регулирует байкер исключительно по своему вкусу и желанию.

Рейтинг лучших шлемов для мотоциклов, скутеров и квадроциклов

Данный шлем является полностью профессиональным оборудованием, т. к. в его разработке принимал участие неоднократный победитель мотогонок. Тестирование также прошло все необходимые процедуры при активном содействии участников соревновательных заездов.

Экипировка полностью закрытая, однако байкер оценит полный угол обзора и хорошую видимость. При этом сохраняется защита костей черепа байкера даже в самых экстремальных ситуациях. Экипировка плотно и надежно крепится на голове, сохраняя полную свободу движений и не пережимая кровоток. Изготовитель щепетильно подошел к проблеме безопасности, для этого была разработана специальная технология, аналогов которой пока нет. Суть данной технологии сводится к грамотному распределению силы удара при падении.

  • ответственный подход к разработке и изготовлению товара;
  • стильный дизайн;
  • множество положительных отзывов;
  • широкое поле зрения;
  • качественная и надежная конструкция.
  • высокая цена.

Средняя стоимость – 75 000 российских рублей.

Такое оборудование станет незаменимым помощником байкера, предпочитающего езду по дорогам города. Прототипом модели является известный спортивный вариант шлема, благодаря этому сходству продукт пользуется большой популярностью у поклонников гонок.

Ведущей особенностью конструкции является система вентиляции. Она включает в себя тщательно продуманные каналы и воздухозаборники. Чтобы отрегулировать уровень циркуляции воздуха байкеру не придется прилагать особых усилий и снимать защитные перчатки. Большим плюсом станет стекло, которое не позволяет ослепить пользователя яркими солнечными лучами, также сохраняется широкое поле для обзора.

  • качественная конструкция;
  • высокий уровень безопасности;
  • защита от яркого света;
  • удобная вентиляция.
  • хрупкость дополнительных элементов;
  • сложно заменить стекло.

Средняя стоимость – 37 000 российских рублей.

Если Вы ищете максимально комфортную модель, этот товар Вас точно заинтересует. Внутренняя подкладка гарантирует удобство использования, защита от яркого солнечного света защитит сетчатку глаз. Кроме того, имеется отличная вентиляция, что по достоинству оценят байкеры, много времени проводящие в поездках.

Экипировка многофункциональна, ее можно использовать на повседневной основе, а можно смело надевать на экстремальные гонки. Товар сертифицирован, он полностью соответствует всем международным требованиям. Особое внимание стоит уделить корпусу, изготовленному по особой системе. Данная технология включает в себя сочетание углеродных волокон. Благодаря этому, Вы получаете прочную и удароустойчивую конструкцию. Также экипировку легко снять при необходимости.

  • удобство и надежность;
  • высокое качество при приемлемой цене;
  • безопасность;
  • отличная вентиляция.
  • большой вес.

Средняя стоимость – 31 000 российских рублей.

Данный товар идеален для туристических поездок на скутере без опасных и крутых виражей. Шлем относится к типу «модуляр».

Данный продукт является переработанным вариантом предыдущей версии, пользователи уже по достоинству оценили все изменения. Так что же поменялось в товаре? Во-первых, звукоизоляция ввиду аэродинамической конструкции шлема. Теперь байкер будет чувствовать себя максимально комфортно на высоких скоростях. Во-вторых, регулировка ремешков безопасности также претерпела изменения в лучшую сторону. А еще Вы сможете забыть о сильном давлении на уши при перегрузках, производитель побеспокоился и об этой проблеме. Внутрь шлема встроена особая гарнитура для предупреждения давления. Корпус продукта прочный, он способен посоревноваться в надежности с более дорогими и оснащенными моделями. Стекло способно опускаться при необходимости, имеется тонировка для защиты от яркого солнца.

Как выбрать мотошлем

Вождение любого средства передвижения по проезжей части – дело очень и очень ответственное. Мотоциклисты лучше других знают, каково это – смотреть опасности в лицо. Иногда спасти свою жизнь помогает обыкновенный мотоциклетный шлем. Именно поэтому мотто-шлему уделяется много внимания, ведь он может стать спасательным кругом для вашей головы. Некачественный шлем для мотоцикла в момент столкновения или аварии разлетается на мелкие куски, словно стеклянный.

Широкий ассортимент предлагаемой продукции просто поражает и является одной из проблем при покупке шлема. Подобрать качественный товар довольно непросто, но зная несколько правил, сделать это будет значительно проще. В первую очередь, стоит запомнить раз и навсегда, что мотоциклетный шлем не является аксессуаром, а служит для защиты вашей головы и ее содержимого. При выборе шлема для мотоциклетной езды учитывайте два фактора:

  1. Насколько шлем качественный
  2. Насколько вам удобно в нем находиться.

Любители экстремальной езды с ветерком должны помнить, что дешевый шлем – некачественный шлем. Не жадничайте на вопросе своей безопасности и обращайтесь за услугами в специализированные салоны, в которых продаются мотоциклетные шлемы от профессиональных производителей, уже успевших зарекомендовать себя на рынке.

Совет! Обязательно примеряйте мотошлем!

Впервые выбирая шлем, нужно определиться с тем, какой размер вам подойдет. Определять размер очень просто. Возьмите мягкий метр и измерьте окружность черепа. Мерить нужно поверх линии бровей, занося метр чуть выше ушей. Таскать с собой мягкий метр не всегда удобно, так что за помощью в этом вопросе можно обратиться к продавцу-консультанту, который должен знать, как снять такую элементарную мерку.

При надевании шлема вы не должны ощущать себя дискомфортно. Шлем должен сидеть, как влитой, не сдавливая голову и не болтаясь на ней. Но не забывайте, что мотошлем – вещь, которая разнашивается. То есть со временем мягкая прослойка внутри шлема примнется, и объем внутри на порядок увеличится.

Как правильно примерять шлем.

Начиная примерку мотошлема, снимите со своей головы все лишнее, а именно серьги, украшения, пирсинг, заколки и прочее. Особенно осторожно примеряйте шлем, если вы счастливый обладатель пирсинга, так как велика вероятность вырвать серьгу из отверстия. При натягивании шлема вы испытаете небольшое сопротивление. Не пугайтесь. Как уже и говорилось, шлем должен сидеть плотно. Не переживайте, снять шлем будет не сложно. Раз уж он налез на голову, то и слезет с нее так же.

Надев мотошлем, подвигайтесь в нем. Резкие движения головой вперед назад и в разные стороны – достаточный тест-драйв движений. Никакого скольжения и болтания не должно присутствовать вообще. Если вы чувствуете, что шлем держится недостаточно плотно, то попробуйте размер поменьше.

Определить тот фактор, что шлем вам большой легко – вы сможете снять его с головы одной рукой. Это первый признак того, что размер нужен поменьше. Разные производители делают разный внутренний объем. Так что в случае если не удается подобрать нужный размер у одного производителя – не расстраивайтесь. Попробуйте примерить что-нибудь от другой торговой марки.

Проверить правильность размера можно еще одним методом. Застегните все застежки и попытайтесь потянуть его вперед и назад, держась за затылочную кромку. Если складывается ощущение, что шлем вот-вот стянется, то смело берите размер поменьше. Шлем вашего размера можно будет стянуть с вашей головы, только вместе с нею. Единственный нюанс, который может ввести вас в заблуждение – это плохо застегнутые крепления застежки. Будьте внимательны при примерке.

Функциональность – это важно!

Угол обзора в шлеме является важным аспектом. Вы должны видеть обе стороны симметрично. Обратите внимание, не мешает ли ничего вашему периферийному зрению, ведь оно вам при езде еще понадобится.

Еще один нюанс – стекло. Лучше всего, если стекло будет возможность сменить, в силу изнашивания этой составляющей мотошлема. Такой шлем будет экономней обслуживать в дальнейшем, ведь без царапин и трещин вам не обойтись. Прозрачность стекла должна быть абсолютной. Минимальное расстояние должно быть между стеклом и самим шлемом.

Выбирая шлем, помните, что это в первую очередь нужно вам и никому больше. Помните о безопасности и берегите себя на дорогах!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: