Картинг как управлять

Картинг как управлять

karting_картинг

Картинг. Боковой занос

Многие считают, что правильно выполнить поворот в картинге можно только с боковым заносом. Особенно часто этому заблуждению подвергнуты новички-любители в картинг-клубе, где без должной подготовки многие едут по принципу « как могу». Но все в точности наоборот, боковой занос опасен и весьма нежелателен в картинге.

Он начинается, когда сила сцепления шин карта с поверхностью трассы для картинга меньше, чем центробежная сила возникающая при движении на вираже. Незначительное скольжение в картинге мы всегда в состоянии прекратить. И правильные действия для преодоления скольжения задней оси – это установить передние колеса в положение, при котором они продолжат катиться по траектории, по которой они должны были катиться при отсутствии скольжения. Если такое противодействие не даст результата, то карт может начать вращаться вокруг вертикальной оси и им управлять им будет невозможно.Действия по выходу из заноса нельзя выполнять слишком резко. Велика опасность заноса задней части карта уже в противоположную сторону. И тогда передние колеса придется повернуть в туже сторону. Отрицательное или положительное резкое ускорение карта также может привезти к увеличению скольжения и занос станет неуправляемым. Поэтому в картинге не следует тормозить или разгоняться при заносе.

Опытный картингист всегда знает грань начала скольжения, на данной дороге и в данных условиях. Для оценки он использует скорость карта. И немедленное прекращение скольжения зависит от его умений. Скольжение необходимо устранять в самом начале, путем точного противодействия рулем. И особенно обратить внимание на соответствии скорости карта условиям трассы для картинга. Овладев приемами преодоления скольжения, картингист сможет безошибочно управлять картом, а это является первым условием для победы в соревнованиях по картингу.

Необходимо отрабатывать способы преодоления скольжения на тренировках по картингу, преднамеренно вводя карт в занос.

Картинг. Торможение

Как известно, торможение машины становится возможным благодаря силе трения между шиной и поверхностью дороги. Сила трения выражается произведением веса карта, приходящегося на тормозящие колеса, на коэффициент трения резины о поверхность трассы для картинга.
Если поверхность под всеми колесами имеет одинаковый вид, состояние и протектор шин одинаков, то и коэффициент трения равный у всех колес карта. Но если мы изменим нагрузку на колеса (колесо), то мы изменим и силу трения.
Известно, что длина тормозного пути увеличивается пропорционально квадрату скорости.
И зависимость очень важно помнить! При увеличении скорости начала торможения в два раза, тормозной путь возрастет в четыре раза! При увеличении в три раза, мы получим тормозной путь в девять раз больший!
Распространённое заблуждение: минимальный тормозной путь достигается при полной неподвижности колес. Но при скольжении на заблокированный колесах коэффициент уменьшается на 15 %. То есть эффективное торможение возможно лишь на грани скольжения колес. Более того, подобный прием позволит избежать нам бокового заноса, в следствии разной заторможенности колес.
Реализация на практике этого способа, требует большего опыта в картинге. Очень трудно определить границу между качение и скольжение, особенно на мокрой, скользкой или неоднородной поверхности трассы для картинга. Некоторые спортсмены используют прерывистое нажатие на педаль тормоза с большой частотой, колеса карта затормаживаются лишь на короткий промежуток и карт не теряет управления.

Картинг. Торможение в поворотах

Избегайте торможения на поворотах. Сцепление шин с трассой для картинга противодействует центробежной силе, выбрасывающее карт наружу поворота. При торможении используется часть сцепления шин с трассой, и этой части может не хватить, что немедленно приведет к боковому заносу. Исправить его будет трудно. И в результате скорость на повороте без торможения всегда выше.
Также помним, что если передние колеса заблокированы, то их поворот не приведет к изменению направления движения, карт перестанет реагировать на руль. Необходимо уменьшить усилие на педаль тормоза и управление вернется.
При резком торможении у передних колес может появляется тенденция к самопроизвольному повороту, вызвано это разницей в силах торможения колес из-за различного сцепления шин с поверхностью трассы для картинга или неравномерной работы тормозных механизмов.
Перед входом в поворот, необходимо безошибочно определять точку начала торможения.
Важно сбросить скорость до потребной для данного поворота точно перед входом в поворот и не метром раньше.
Ошибки, возникающие на этапом этапе, это либо слишком раннее торможение при небольшой скорости, либо торможение с опоздание на больших скоростях. Всё это возникает из-за неспособности правильно оценить расстояние до поворота. Важно помнить, что тормозной путь карта имеет квадратичную зависимость от скорости.
Картингист должен продолжительно тренироваться в различных условиях трассы прежде чем научится определять точку начала торможения.
Точных способов определения нет, только практика. Если начинаем торможение слишком рано, то уменьшим среднюю скорость. Если же опоздаем с моментом начала торможения, то возможно не удержимся в повороте и потеряем шансы на победу.Особенно важна правильная оценка начала торможения для картов с тормозными механизмами лишь на задних колесах. Существенно возрастает вероятность бокового заноса увеличивается тормозной путь. Не стоит резко тормозить на неровной поверхности трассы для картинга. Разгруженное колесо мгновенно тормозится, а новый контакт с трассой уже заблокированного колеса может привести к изменения траектории движения.

kart

Картинг. Ускорение

Карты-это спортивные машины особого рода. Он легкие, имеют большую мощность двигателя, но дифференциального механизма нет. Благодаря специальным шинам с высоким сцеплением, карт может полностью использовать возможности двигателя и двигаться с большим ускорение без скольжения. Управляя дроссельной заслонкой карбюратора (газом), гонщик должен это учитывать.Карт имеет превосходное отношение массы к мощности двигателя. И чем класс карта выше, тем это преимущество больше. Иногда даже превосходя соотношение вес-мощность спортивных машин других гоночных формул (категорий). Добавим к этому меньшее лобовое сопротивление, меньшее сопротивление трения качения и мы уже можем представить ходовые возможности этой машины.
При резком старте и ускорениях на низших передачах крутящий момент колес значительно больше силы трения колес и поверхности трассы для картинга,что приводит к пробуксовке ведущих колес. Иногда это полезно, но при отсутствии опыта вызывает неудобство и может быть опасным
При прямолинейном движении по грязной или мокрой трассе для картинга резкое нажатие на педаль «газа» (при низкой передаче) приведет к заносу задней части карта. Для компенсации этого, и выдерживания направления движения, необходимо одновременно подруливать передними колесами.
В картинге, при интенсивном ускорении, любой резкий маневр может усилить боковой занос, что в конечно итоге приведет к неконтролируемому вращению машины вокруг вертикальной оси. И особого внимания требуют ускорения на виражах. Нельзя допускать чрезмерную мощность двигателя. Оценивайте условия трассы картинга. Также необходимо учитывать, что у карта нет дифференциала. И в повороте одно из ведущих колес всегда проскальзывает т.е. вероятность заноса увеличивается. Но и это же скольжение, в следствии ускорения на повороте, упрощает движение по траектории поворота.
Иногда может возникнуть необходимость развернуться на 180° на ограниченном участке трассы для картинга и избыток крутящего момента на задних колесах при резком увеличении частоты вращения двигателя поможет искусственно вызвать пробуксовку задних колес и занос задней оси. Также такие действия помогут, если не хватает угла поворота передних колес
На скользкой трассе занос может произойти при резком сбросе “газа». Для сохранения контроля можно слегка поддать «газку» или выжать сцепление.
Всем этим приемам вождения можно потренироваться в картинг клубах, а при желании и сделать картинг своими руками, чертежи уже появились на сайте.

Картинг

Некоторые считают, что картинг- это веселое времяпрепровождение картинг-клубе и сесть за руль карта и стать победителем может каждый, у кого есть хороший карт. Это необоснованное утверждение. Водитель карта должен отвечать множеству требований, которые не похожи на требования к автолюбителю или мотоциклисту. Также стоит четко представлять различия между условиями спортивной гонки и обычной поездке на автомобиле. И главная разница в цели. Целью гонок является время преодоления трассы, необходимо проехать трассу как можно быстрее и обогнать своих соперников. Необходимо использовать возможности техники, условия трассы, обладать достаточным опытом.
Прокатные карты в картинг-клубах достигают скорости 100км/ч, спортивные намного больше. В этих условиях реакция гонщика должна быть очень быстрой, чтобы на этих скоростях в плотном потоке и соперничестве со стороны других спортсменов не потерять управление. Любая ошибка может стать решающей и в этих гонщик преодолевает множество поворотов, управляет двигателем и коробкой передач. Рев двигателей, напряжённая обстановка…
Карт мгновенно реагирует на любое движение руля, нажатие педали газа или тормоза. Минимальное расстояние между картами во время гонки на картодроме еще более усиливает напряжение. И не одно движение не должно быть бесконтрольным или случайным .
Для управления картом, как и любой гоночной машиной, надо иметь талант. То есть набор особых качеств. Но и путем тренировок спортсмен может приобрести те самые психофизические качества, которые помогут ему реализовать возможности машины и победить в гонке.
Водитель карта должен иметь хорошую физическую форму. Картинг, хоть и кажется простым, но езда на нем утомительно и выдержать несколько заездов в день по трассе или в крытом картинг клубе может далеко не каждый. Спортсмен должен обладать хорошей выносливостью и сохранять выносливость не только во время коротких гонок, но и многочасовых.

Картинг! Что это за новый вид спорта? Виды, как управлять, экипировка!

Одним из экстремальных видов спорта является картинг. Он очень популярен среди детей и молодежи во всем мире. Поэтому сегодня рассмотрим, что такое картинг, история создания, виды, как управлять картом, какая экипировка используется и много другое!

Что такое картинг?

Картинг – это вид спорта и развлекательного занятия, характеризующийся гонками на так называемых «картах», которые представляют собой гоночные мини-автомобили без кузова.

Скорость передвижения карта может достигать от шестидесяти до двухсот километров в час.

История зарождения и развития картинга

Родиной картинга являются Соединенные штаты Америки. Еще в тридцатых годах двадцатого столетия американские подростки предприняли успешные попытки гоночных соревнований с горок в небольших повозках, передвигаемых механическим способом. В конце сороковых годов солдаты организовывали шуточные соревнования на авиаплощадках, в ходе которых наперегонки передвигались в небольших повозках.

В шестидесятых годах механик Арт Инглс продемонстрировал автолюбителям свое изобретение – «карт» с примитивным ручным тормозом. Чуть позже Даффи Ливингстон запустил производство картов и основал производственную организацию «Гоу-карт компани». Гоночные мини-автомобили раскупали довольно быстро. Позднее Даффи приобрел ограниченную площадку, которая впоследствии явилась первым картодромом.

К шестидесятым годам учреждаются и активно функционируют более сотни компаний по производству, реализации и техническому обслуживанию картов, открываются обширные картинговые площадки.

Читайте также  Методика подтягивания на турнике

Картинг! Что это за новый вид спорта? Виды, как управлять, экипировка!

Тысяча девятьсот шестидесятый год для картинга является судьбоносным – его признает официальным видом спорта Международная Федерация Автоспорта. Через два года появляется Интернациональное учреждение специального назначения по картингу. Первое гоночное соревнование на картах организуется и успешно осуществляется в тысяча девятьсот шестьдесят четвертом году. В последующие годы автомеханики и инженеры модернизировали внешний вид и технические характеристика картинга.

Советские автомобилисты заинтересовались картингом как видом автомобильного транспорта зимой 1964 года.

Благодаря техническим знаниям инженеров автомобильные производственные компании стали выпускать разнообразные карты.

Виды картов:

  1. маленькие карты с двигателем до пятидесяти кубиков, лишенные коробки передач и не способные передвигаться на высокой скорости, предназначены для детей от шести лет;
  2. спортивные карты для профессионалов с высокими техническими характеристиками;
  3. любительские карты для развлечений.

Внутреннее устройство карта достаточно сложное и своеобразное. Автомобильная конструкция имеет пять важных деталей.

Комплектующие карта:

  • шасси;
  • рамы;
  • четыре колеса;
  • внутреннее устройство, преобразующее энергию в механическую работу;
  • коробка передач.

Картинг! Что это за новый вид спорта? Виды, как управлять, экипировка!

Характеристики тормозной системы

Система, отвечающая за торможение и уменьшение скорости – гидравлическая. Она поделена на контуры. На детских картах тормозной механизм крепится на ось, расположенную позади. Мини-автомобили для автолюбителей постарше снабжаются устройствами для уменьшения скорости на каждый контур.

Особенности ножных рычагов карта

У гоночных мини-автомобилей два ножных рычага – один контролирует подачу газа, другой уменьшает скорость. Существуют карты, в которых устройства для уменьшения скорости на передних колесах управляются вручную. Из-за высокой чувствительности ножных рычагов, вибрирующих движенияй при разгоне и движении, жесткого хода автомобилист первоначально испытывает дискомфорт.

Подвеска мини-автомобиля

Система подрессоривания нехарактерна для карта, задняя ось, диски, вращающиеся на оси, и мотор прикреплены к раме. Вибрирующие движения, которые ощущаются при езде на карте, вызваны активностью мотора, который находится в непосредственной взаимосвязи с рамой. Передвижение по трассе на карте уникально и дарит незабываемые впечатления.

Отличительные особенности шин

В связи с тем, что на картах можно передвигаться в любое время, резиновая оболочка колес меняется механиками в соответствии с сезоном.

Разновидности шин: колеса с резиновой оболочкой без утолщенной и с утолщенной части покрышки.

Выбор резиновой оболочки, соответствующей конкретным условиям – дело не простое и зависит от множества факторов.

Чем примечательно передвижение на карте:

  1. Ощущение непосредственной близости с асфальтовым покрытием на большой скорости.
  2. Высокая скорость разгона завораживает.
  3. Повороты колес производятся практически мгновенно.
  4. Приятно удивляет легкость управления гоночным мини-автомобилем.

Картинг! Что это за новый вид спорта? Виды, как управлять, экипировка!

Первоначально возникает ощущение, что карт – безопасный транспорт, и возможность перевернуться отсутствует. Однако это не так. Велика вероятность, что ось, расположенная сзади, уйдет в занос, и случится трагедия.

В связи с тем, что карт – нестандартный автомобильный транспорт, ему свойственны особенности в управлении.

Управление картом

Освоив гоночный мини-автомобиль, можно заметить, что угол поворота для левого и правого колеса различен. В данном факте можно убедиться, если вывернуть приспособление для управления движущейся машиной до упора в правую сторону – левое колесо может быть вывернуто значительно больше правого. Противоположная ситуация возможна, если повернуть руль в левую сторону.

Ориентируясь на линии дороги и эти характеристики карта, гонщики, обладающие опытом, осуществляют невероятные повороты. На первый взгляд может показаться, что управлять картом не так сложно из-за сравнительно простой системы управления и общего веса. Однако покатавшись на карте сорок минут, можно ощутить боль в мышцах верхних конечностей. Но с регулярными тренировками мышцы привыкают к управлению, и в последующем напряжение сводится к минимуму.

Комфортное передвижение в картинге невозможно без соответствующего обмундирования.

Экипировка картингиста:

  • специальный защитный головной убор;
  • парные предметы одежды для верхних конечностей из специализированного материала;
  • защитная короткая куртка без воротника и рукавов;
  • комбинезон, выполненный из огнеупорной ткани;
  • ботинки;
  • воротник для шеи.

Картинг получил не только всеобщее признание и уважение, но и стал для кого-то профессией.

Устройство карта

Картинг — устройство машиныОсновной парк наших машин — это карты отечественного производства, оснащенные двигателями HONDA — 270, мощностью 9 л/с Шасси — «ПИЛОТ-карт», двигатель — «HONDA-270», 9 л/с, тормоза — гидравлические. Для самых маленьких гонщиков у нас имеется 8 детских машин (5.5 л/с).

Компоновка

Основой карта является рама, сваренная из стальных труб. Материал рамы должен быть магнитным, то есть, дюралюминий, титан и карбон запрещены.На раме расположены сиденье, рулевое управление и двигатель. В спортивных картах двигатель обычно располагается справа от водителя (таким образом, для езды на таком карте требуется теплоизоляционная накладка на рукаве комбинезона); в прокатных картах — сзади, так что можно ездить даже без защитной одежды, не рискуя обжечься.Вес полностью снаряжённого спортивного карта 70—80 кг.

Силовая установка

Силовой установкой карта является карбюраторный бензиновый двигатель воздушного или водяного охлаждения; двухтактный на спортивных картах и четырёхтактный на прокатных. Двигатель можно перемещать вперёд-назад (чтобы обеспечить нужное натяжение цепи). Удельная мощность спортивного карта может быть выше, чем у автомобиля. Карты начального уровня характеризуются мощностью 6—9л.с. Спортивные карты обладают мощностью в 15—40л.с., что при массе карта с водителем менее 180 кг даёт мощность в пределах 4 — 12 кг/лс У Audi TT — 6,5кг/л.с., у КАМАЗа — 100кг/л.с. При этом количество оборотов в минуту может достигать 15 000 — 17 000 (у двухтактных двигателей). За счет своей малой массы наиболее мощные классы могут разгоняться до 100 км/ч за 3 — 4 секудны. При этом перегрузки, испытываемые пилотом, очень велики, поэтому для удачного участия в соревнованиях требуется хорошая физическая подготовка. Для всех картов действует ограничение на уровень шума.

Трансмиссия

На картах встречаются три варианта трансмиссии:На спортивных картах низших классов (в основном детских): роль трансмиссии играет цепная передача. Такой карт не может стоять на месте с работающим мотором; двигатель заводится «с толкача», а старт даётся с ходу. На прокатных и некоторых спортивных картах: автоматическое центробежное сцепление и цепная передача. Если не нажимать одновременно на газ и на тормоз, нет риска заглушить двигатель. На большинстве спортивных картов: коробка передач со сцеплением. Вращение на заднюю ось также передаётся через цепную передачу. В зависимости от класса, разрешается от двух до шести передач. Сцепление управляется рычагом, расположенным слева под рулём; рычаг переключения передач расположен справа от сиденья. Дифференциал запрещён. Привод только на задние колёса.

Ходовая часть

Упругой подвески на карте нет; роль амортизаторов играют шины и рама. Передние колёса, как правило, меньше задних по диаметру. Есть несколько типов резины: слики, промежуточные, дождевые и зимние. Дифференциала в карте нет, поэтому упругость рамы рассчитывается так, что в повороте внутреннее заднее колесо оказывается в воздухе. Из-за отсутствия подвески картинг требует очень ровного асфальта; практически незаметные бугры на трассе приводят к сильной тряске.

Рулевое управление

Рулевое управление на карте простейшего типа: рулевая колонка соединена тягами с управляемыми колёсами. Поэтому руль карта чрезвычайно жёсткий, с поворотом около 45° в каждую сторону. Другие типы рулевого управления в картинге запрещены.

Тормозная система

В зависимости от класса, на картах бывают: механические тормоза на заднюю ось (встречается в дешёвых прокатных картах; также разрешено в некоторых детских классах), гидравлические тормоза на заднюю ось (в картах без коробки передач), гидравлические тормоза на все колёса (в картах с коробкой передач). Карбоновые тормозные диски запрещены.

Kart racing (Картинг)

Гоночный микролитражный автомобиль — «карт» приобрел большую популярность как дешевый способ занятия автогонками. Для многих спортсменов картинг это первая ступенька к покорению вершин автоспорта. Считается, что первый автомобиль без кузова появился в результате детской забавы — катания на деревянных тележках с горки. Со временем картинг превратился в самостоятельную спортивную дисциплину.

Kart racing

История возникновения и особенности

История картинга началась во время Второй мировой войны. Пилоты американской авиации собирали из подручных средств моторизированные тележки и устраивали развлекательные гонки во время отдыха. Машина похожая по описанию на современные карты первый раз появилась летом 1956 г. в США. Ее создателем стал механик гоночных автомобилей Арт Инглес, который установил двигатель от газонокосилки мощностью 2,5 л.с. на простую раму.

История возникновения картинга

Эта «машина» моментально приобрела популярность результатом чего стало основание первой в мире фирмы по производству картов. В 1957 г. в Пасадене была организована тестовая гонка и разработан техрегламент.

В 1964 г., в Риме, был проведен первый чемпионат. С этого момент гоночный картинг — это официальный вид спорта.

Первые картинговые гонки

Быстрая езда на карте требует применения определенных техник:

  • Входя в поворот следует двигаться по схеме — внешний/внутренний/внешний радиус.
  • Движение по самой короткой траектории не является самым быстрым способом прохождения поворота.
  • Симметричная траектория прохождения поворотов не является самой лучшей. Это обусловлено разной динамикой торможения и разгона карта.
  • Нужно избегать заносов поскольку занос это торможение, а торможение ухудшает результат.

Популяризация

Приобретая опыт управления картом, участвуя в соревнованиях разного уровня, молодые пилоты попадают в другие классы гонок. Являясь самой массовой и популярной автомобильной гоночной дисциплиной в мире картинг поддерживают автомобильные федерации. Подающую надежды молодежь замечают менеджеры профессиональных команд. Если прочесть биографии чемпионов Формулы-1 становится ясно, что с картинга начинался их путь в мир автоспорта.

Гонщик на картинге

Картинг в СССР и России

В 60-х гг. в г. Курск был сконструирован первый в истории СССР карт для автогонок, тем самым ознаменовав начало взрывного развития этого автоспорта в Союзе. Официальной датой становления этих гонок считается 1960-й год, сразу после принятия «Правил проведения соревнований на микро автомобилях типа «Карт»». Далее началось массовое производство машин и к началу 1990-х гг. в 5 тысячах секций картингом занимались свыше 130 тыс. человек.

Картинг в СССР и России

С 2000-х гг. в России возрождается интерес к картингу, растет число клубов и секций. Появляются прокатные центры и современные картодромы мирового уровня. Сейчас в России насчитывается 168 картодромов, 44 крытых и 24 открытых картинг-центра.

Прокатный карт

Формат гонок

Формат определяет ряд деталей, а именно размер карта, длительность квалификации, продолжительность самой гонки и количество обязательных смен техники в одном заезде. Гонка состоит из квалификационного и «боевого» заезда. Руководители определяют и минимальное число участников заезда.

Корректировке может подвергаться время отведенное на квалификацию и гонку. Картинговые трассы могут быть открытого/закрытого типа. Существуют как крытые картодромы так и специальные трассы с большим количество сложных и крутых поворотов.

Крытый картодром

Система управления трафиком на треке — флаговая.

Трасса для картинга

Гонки могут проводится трех типов:

  • Спринт

Скоростные заезды с раздельным стартом на короткой дистанции. Определяющим фактором является точность и время прохождения дистанции.

  • Эндюренс
Читайте также  Как называется лента

Гонки большой длительности с пит-стопами и фиксированным временем заезда. После пересечения лидирующей машиной линии финиша, либо по истечении времени, всем участникам заезда подается сигнал окончания гонки после которого производится подсчет очков.

  • Спидвей

Представляет собой гонки по замкнутому овальному гаревому треку с указанным количеством кругов.

Картинговая гонка

Техника для картинга

Устройство карта представляет стальную каркасную конструкцию выполненную из магнитных сплавов. На раме располагают ДВС, рулевое управление, сидение. Современные виды картингов — прокатные и спортивные имеют отличия в установке и настройке рулевого управления, системы тормозов и мотора. Низкий центр масс обеспечивает высокую разгонную динамику и невероятное сцепление с дорожным покрытием, которое буквально приклеивает его к дороге. Скорость карта зависит от снаряженной массы (вес с пилотом) и мощности двигателя (как правило не превышает 150 км/ч). Управление этим автомобилем требует хороших навыков езды и пилотирования. Рост пилота не должен превышать 1 м 90 см. Рекорд скорости составляет — 260 км/ч.

Класс Superkart

Шасси

Амортизирующая подвеска в карте отсутствует, ее роль выполняют шины и каркас. Главная черта — жесткая езда, требующая специфической техники работы педалями. На любой неровности машину сильно подбрасывает и сбивает с траектории, процесс езды крайне жесткой.

Рама гоночного карта

Силовая установка

Карты оснащаются малолитражными 2-тактными бензиновыми ДВС для спорта и 4-тактные для проката. Двигатели с водяным либо воздушным охлаждением. Очень популярны модели — «Rotax». Для спорта мотор и радиатор охлаждения устанавливают сбоку, а для развлекательной езды устанавливают в задней части прокатного карта.

Двигатель SODI

Коробка переключения передач

Встречается трансмиссия 3 видов:

  • цепная
  • автоматическая КПП с центробежной муфтой и вариатором
  • механическая коробка с классическим набором педалей: газ, тормоз, педаль сцепления

Тормоза

Однодисковый, на приводном валу либо на отдельных колесах

Дисковые тормоза карта

Колеса

Диаметр передних колес меньше задних. Для разных покрытий и погодных условий применяют различные типы шин:

  • слики
  • дождевые
  • промежуточные
  • зимние

Виды гоночной резины для картинга

Спортивный картинг

Профессиональный картинг включает такие классы как:

  • детские
  • национальные
  • международные

Спортивные классы используют как путь к вершинам гоночных соревнований. Занятия профессиональным картингом позволили начать свою спортивную карьеру многим гонщикам: легенде Формулы 1 — Аертону Сенне, братьям Михаэлю и Ральфу Шумахерам. Российский пилот Формулы 1 — Даниил Квят также начал свою карьеру именно в картинге.

Международные классы

Многие производители картов и комплектующих к ним проводят свои чемпионаты. Этапы соревнований проходят в разных странах, при этом возможность поучаствовать есть не только у профессиональных гонщиков но и любителей. Sodi World Series, к примеру, объединяет более 170 картинговых трасс по всему миру. Большую популярность имеет серия Rotax MAX Сhallenge.

Участвуют карты с объемом двигателя 125 см3 без ручной коробки передач. Минимальный вес с пилотом 145 кг. Возраст пилотов — 12-15 лет.

Карт класса KF3

Двигатель объемом в 125 см3 с АКПП. Минимальная снаряженная масса 158 кг. Возраст пилота от 15 лет.

Карт класса KF2

  • KZ2/KZ1

Карты оборудованы 2-тактным ДВС с водяным охлаждением. Объем двигателя до 125 см3 и 6 скоростей переключения передач. Минимальный снаряженный вес — 175 кг.

Возраст пилотов от 15 лет. KZ1, кроме возможности изменять передаточное число КПП и шин типа — Софт, полностью аналогичен классу KZ2.

Карт класса KZ2/KZ1

  • Rotax-Max junior

Главное требование — использование мотора фирмы «Rotaх» мощностью 15 kW, снаряженная масса — 145 кг.

  • Easykart

Допускаются двигателями с объемом в 50, 60, 100 и 125 см3.

Класс — Национальный

Подобные классы создаются национальными федерациями автоспорта под эгидой которых соревнования и проводятся.

Картинг Класс - Национальный

Чемпионат и кубок России по картингу

«Картинговый чемпионат РФ» проводят в России в национальных любительских и профессиональных классах. Классы Пионер, Кадет и Национальный-юниор официально поддерживаются РАФ.

  • Пионер

Используются одноцилиндровые двигатели оснащенные воздушным охлаждением. Коробка передач с 2-5 скоростями. Возраст участников — 8-12 лет.

  • Кадет

То же, что и Пионер за исключением установки двигателя объемом в 50 см3. Возраст пилота ограничен 10-15 годами.

  • Национальный-Юниор

КПП имеет 4-6 скоростей. Двигатель — 125 см3. Возраст участника — 13-18 лет.

Кубки - Награды

Заводские классы

  • Участвуют карты с одноцилиндровыми двигателями серийного производства с воздушным охлаждением: IAME EasyKart 50-125 см3 и Rotax-max.

Любительские классы

  • Классы соревнований на прокатных картах и взрослые классы с маломощными картами

Детские классы

В соревнованиях могут участвовать дети начиная с 6 лет, но обучаться езде разрешено в любом возрасте.

  • Мини
  • Микро
  • Супер-мини
  • Пионер
  • Кадет
  • Мини-Ракет
  • Ракет
  • EasyKart-50, 60

Детские классы картинга

Прокатный картинг

Этот вид досуга является платным развлечением. На картодроме участники проходят инструктаж, получают необходимую экипировку и выезжают на трассу. Существуют прокатные соревнования среди любителей, они далеки от профессионального картинга но при этом не менее популярны.

—> Фраза года: Если у вас много денег и свободного времени — займитесь картингом, у вас не останется ни того ни другого. (с)интернет. Фраза дня: «Выкинула проигрыватель. готовлю выигрыватель» (с) Дудина Марина. «У каждого свои репортажи. » (с) Юлия Паламарчук —>

Помните! При регулировки карта Вы ищите компромисс между величиной сцепления машины с дорожным полотном и динамикой разгона. Первое определяет скорость прохождения виража, второе позволяет достигнуть большего ускорения на выходе из виража, что тоже очень важно. Здесь не существует жестких правил, рано или поздно наступает день, когда при каких-то особенных условиях Вы будете иметь дело с шасси, регулируемым регулировками прямо противоположными классическим.
Многие пилоты, теряясь среди множества возможных вариантов регулировок, начинают копировать регулировки знаменитых пилотов, что зачастую приводит к катастрофическим результатам, ибо есть вещи очевидные и вещи не очевидные. Одна и та же колея, но с разным давлением, одно и то же давление, но разное распределение масс вовсе не дают одинаковых результатов. К тому же, опытные пилоты знают много способов, как ввести в заблуждение других. Умение быстро регулировать шасси – это дело компромисса и чутья. Это скорее искусство, чем наука, а искусством можно овладеть, только имея большое тер-пение. Несколько объяснений и чертежей не помогут Вам овладеть за 5 минут этим искусством, но они помогут Вам значительно продвинуться по этому пути.
Не отчаивайтесь! Существует ряд основных правил, которые оправдывают себя в большинстве случаев. Они позволят Вам добиться правильной, если не оптимальной, регулировки, это уже хорошо.
Мы исходим из того, что Ваше шасси собрано правильно. Если Вы не уверенны в хорошем усвоении прочитанного материала, то еще раз повторите проработку этого материала.

ВЛИЯНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ НА ПОВЕДЕНИЕ КАРТА НА ТРАССЕ

Первое, что должен Вы сделать на вновь приобретенной машине, это правильно распределить массы по осям.
Положение сиденья, как видно из предыдущей главы, имеет самое решающее влияние на распределение масс. Численные значения распределения масс и параметры положения сиденья приведены в предыдущей главе.
Вы не сможете соблюсти все эти значения, но при условии компромиссного выбора положения вашего сиденья, оно уже должно быть правильным, чтобы начать более тонкую регулировку.

Отметьте различные значения положения сиденья на карточках и ищите идеальное положение. Нахождение этих параметров очень влияет на регулировку.

Смещение сиденья относительно штатного положения приводит к следующим результатам:
Сиденье смещено вперед: улучшается реакция карта на поворот передних колес, но снижается динамика разгона. Такое смещение позволяет сгладить погрешности в рулевом управлении, но уменьшает разгонную динамику. Облегчает работу пилота на очень извилистой трассе.
Сиденье смещено назад: ухудшается реакция карта на поворот передних колес, но улучшается динамика разгона. Эта регулировка характерна для скоростных трасс и для картов высших категорий, где разгонные характеристики доминируют.
Сидение смещено вниз: применяется на трассах с большим сцеплением, где потери мощности при выходе из виража очень высоки.
Сидение смещено вверх: применяется на скользких трассах и во время дождя.
Влияние положения двигателя на распределение масс очевидно, когда вес двигателя составляет до 25% от веса карта. Чтобы иметь возможность пользоваться этой регулировкой, необходимо иметь несколько цепей, позволяющих перемещать двигатель на 1см.

Для проверки распределения масс достаточно двух весов, сумма значений веса на передних колесах плюс сумма значений веса на задних колесах даст вес карта, а отношение веса на передних колесах к весу карта и умноженное на 100 даст полную картину распределения веса по осям в процентах.


Момент сопротивления массе вращения. Подробно об этом явлении мы говорили в предыдущей главе, но необходимо еще раз напомнить о необходимости сосредотачивать массы, как можно ближе, к центру тяжести карта. В первую очередь это касается дополнительных грузов. Хотя, на много легче регулировать распределение масс перестановкой грузов, с переда на зад и наоборот, потери карта в управляемости и в скорости прохождения виража будут гораздо больше, чем при перемещении сиденья пилота.
Высота шасси. В настоящее время большинство шасси снабжены регулировкой высоты вала и цапф.
Поднятие заднего вала или переднего моста равносильно опусканию шасси, и следовательно, центра тяжести. Это уменьшает сцепление шин с дорожным покрытием и увеличивает скольжение шасси. Эта регулировка способствует уменьшению вибраций на трассах с большим сцеплением.
Опускание заднего вала или переднего моста равносильно поднятию шасси и увеличивает сцепление шин с дорожным покрытием. Эта регулировка необходима на скользких трассах.

РЕГУЛИРОВКА ЗАДНЕЙ КОЛЕИ

Как и регулировка давления в шинах, эта регулировка наиболее часто практикуемая.
Расширение задней колеи увеличивает скольжение задних колес.
Сужение задней колеи увеличивает сцепление задних колес.
Делаем вывод. Если шасси, как бы, прыгает задними колесами, то необходимо расширить колею, увеличивая скольжение, мы выравниваем работу задних колес и увеличиваем скорость прохождения виража картом. И наоборот, если шасси слишком скользит, необходимо заужать заднюю колею, но не перестарайтесь, ибо в этом случае шасси может приобрести повышенную вибрацию, препятствующую движению карта. Крайнее положение задней колеи допустимо в дождь.
При очень широкой задний колее, возникает тенденция к снижению реакции шасси на управление, в начале виража, пока поворот передних колес и центробежные силы не вызовут подъема заднего внутреннего колеса.

Сужение задней колеи увеличивает сцепление

Среднее положение

Расширение задней колеи увеличивает скольжение

Задняя колея слишком широка. Снижение управляемости карта в начале виража

Возможно расширение передней колеи колес

Возможно расширение передней колеи колес

РЕГУЛИРОВКА ПЕРЕДНЕГО МОСТА

Зауженная передняя колея приводит к излишней резкости поворота карта, и как следствие, карт в вираже склонен к заносу и потери скорости прохождения виража.
Регулировка передней колеи. Эта регулировка влияет на сцепление передних ко-лес с дорожным покрытием на вираже, на усилие, прикладываемое пилотом, к рулю, на появление дифференциального эффекта задних колес. Такое количество регулировок переднего моста заставляет находить компромиссные решения.
Дифференциальный эффект. Это отсутствие сцепления заднего внутреннего колеса с полотном дороги на вираже, т.е. заднее внутреннее колесо поднято над дорожным полотном, это необходимо для предотвращения самоблокировки задних колес на вираже. Конструкционные и динамические условия получения дифференциального эффекта задних колес:
Угол продольного наклона шкворня.
Величина поперечного смещения передних колес.
Жесткость рамы шасси. На жесткой раме величина подъема заднего колеса в вираже зависит, в основном, от величины поперечного смещения передних колес и угла продольного наклона шкворня. На мягкой раме эта величина, в основном, зависит от центробежных сил, действующих на карт при прохождении виража, но полностью отрицать влияние первых двух факторов, конечно, нельзя.
Центробежные силы, действующие на карт на вираже. Чем выше скорость, чем меньше угол поворота виража, тем больше центробежная сила, тем больше упругая деформация рамы, тем выше поднимется внутреннее колесо, тем ярче проявляется дифференциальный эффект. На жестких рамах иногда не хватает центробежных сил для упругой деформации рамы, и это компенсируют за счет увеличения продольного угла наклона шкворня и увеличения поперечного смещения передних колес.
Регулировка схода колес. Так как, рулевое управление является механической системой шарниров, а следовательно имею какие-то погрешности, то для соблюдения параллельности передних колес при движении необходимо компенсировать эти погрешности сходом передних колес.
Схождение регулируется с помощью специальных устройств. Или просто, по двум меткам на протекторах передних колес. Разница расстояний между метками в переднем и заднем положении даст Вам величину схождения передних колес, положительную или отрицательную.

Читайте также  Еда перед тренировкой

Это устройство позволяет регулировать схождение и развал переднего моста


На изношенном шасси можно несколько увеличить схождение передних колес, чтобы компенсировать увеличенные зазоры в системе управления.

Когда шины плохо разогреваются целесообразно иногда установить небольшое расхождение передних колес для увеличения трения, это заставит их быстрее разогреться.
Регулировка развала передних колес. Увеличение развала передних колес очень хорошо влияет на сцепление передних колес с дорожным полотном во время дождя. Увеличение угла продольного наклона шкворня повышает держание дороги передним мостом.
Напомним, что на шасси, оборудованное рамой с вилочной цапфой, делается только регулировка развала передних колес, регулировка продольного угла наклона шкворня отсутствует. Если верхний шарнир шкворня переместить вовнутрь, то получим отрицательный развал, если наружу, то положительный.
Шасси, оборудованное рамой с вилочным окончанием и цапфами со ступицами, зачастую имеют два регулируемых шарнира, один вверху, а другой внизу вилки. Эти шарниры могут регулировать одновременно развал и угол продольного наклона шкворня. Возможны любые комбинации этих регулировок

Вилочное окончание рамы с верхним и нижним регулируемыми шарнирами

Конструкция раздельного регулирования развала и угла продольного наклона шкворня

Картинг как управлять

Все что может помочь заниматься спортом.

Картинг сегодня является один из самых интересных и доступных видов автомобильного спорта. Его главное преимущество заключается в том, что к занятиям допускаются лица любого пола и возраста. А, как известно, ездить на легковом автомобиле можно только с 18 лет. В данный вид спорта очень часто приходят дети, поскольку управление маленьким гоночным автомобилем позволяет натренировать навыки, которые пригодятся в дальнейшем, а также дисциплинирует, формирует чувство ответственности. «Билеты на картинг со скидкой на МегаКупон».

Немного истории

Картинг зародился в 1930-х гг. в Соединенных Штатах, где дети наперегонки съезжали с горок в тележках. С английского само слово «cart» переводится как «тележка». Однако спортом он еще не являлся — это было всего лишь детской забавой.

Следующим этапом развития стала 2-я Мировая война, когда американские пилоты начали использовать тележки для транспортировки боеприпасов, а в свободное время проводили любительские соревнования. В 1956 г. был сконструирован первый карт — автомобиль для картинга. Его автором стал Арт Инглс, бывший военный летчик, который в то время трудился на производстве гоночных машин. Спустя год был налажен массовый выпуск этого изобретения, а также разработан первый регламент проведения гонок. Вскоре новые гоночные автомобили распространились по Европе. В разных уголках планеты открывались картодромы — специально оборудованные площадки для занятий и соревнований, станции технического обслуживания картов и магазины, торгующие специализированными товарами.

В 1962 г. была сформирована Международная комиссия по картингу, а спустя еще пару лет впервые прошел Чемпионат мира.

И все же картинг был популярен весьма недолго. Увлекаться им стали все меньше, и этому послужило удорожание гоночных машин. Со временем их конструкция усложнялась, мощность росла, производители уделяли больше внимания безопасности, и, как следствие, увеличивалась стоимость. Кроме того, более совершенные машины требовали и более совершенных навыков управления ими, а потому картинг из любительского довольно быстро перерос в профессиональный спорт. Сегодня существуют карты с реактивными двигателями, способные двигаться со скоростью 260-407 км/ч.

В СССР картинг пришел в 1961 г. Первая публичная гонка прошла на Центральном стадионе г. Москва. В ней приняли участие всего 2 автомобиля, сконструированные и построенные группой изобретателей во главе с Ю. Мелиховым.

В настоящее время этот спорт пользуется мировым признанием. Заниматься им могут и профессионалы, и любители. Для многих спортсменов он становится первым этапом на пути к «Формуле-1″. Неудивительно, что многие известные гонщики, такие как Шумахер или Алонсо, начинали свою карьеру именно с этой спортивной дисциплины.

Современный картинг и его виды

Состязания по картингу представляют собой гонки на небольших машинах — картах. Это автомобили, не имеющие кузова, с маленькими колесами, конструкция которых включает в себя только раму, мотор и сиденье для пилота.

Karting 2

Современный картинг подразделяется на 2 направления:

  • Спортивный.
  • Прокатный (любительский).
Прокатный

Выступает видом активного отдыха и доступен для всех желающих, независимо от пола и возраста. Детям разрешено управлять картом с 6 лет. Площадки для любительских занятий еще более безопасны, чем профессиональные, а для управления гоночным автомобилем не требуется обладать специальными умениями. Прокатные карты не имеют КПП, соответственно, у них отсутствуют педали сцепления и рычаг переключения передач. Их рама очень крепкая, а мотор менее мощный, чем у спортивных.

Кроме того, на площадке постоянно присутствует инструктор, готовый прийти на помощь в любой затруднительной ситуации. Главное, дождаться его и не спешить покинуть карт.

Чтобы заниматься любительским картингом, не потребуется больших капиталовложений, поскольку нет нужды покупать собственное авто, дополнительное снаряжение и экипировку — на картодромах это все предоставляется в аренду.

Сеанс рассчитан на 15 мин., при этом карт предоставляется напрокат вместе с защитным обмундированием, которое включает в себя:
  • Шлем.
  • Перчатки и защита для рук.
  • Защитный жилет.
  • Воротник на шею.
  • Огнеупорный комбинезон.
  • Специальные ботинки.
Спортивный

Предназначен для профессионалов и подразумевает участие в соревнованиях на специально оборудованных трассах. Он признается спортом высоких достижений, а потому требует совершенно другого подхода к водителю, площадке для занятий и, конечно же, автомобилю.

Требования к пилоту
Цель каждого профессионального пилота — выиграть гонку. А для этого необходимы не только особые умения, но и природные задатки, в том числе:
  • Хорошая физическая форма. Управление картом задействует разные системы в организме человека, а потому требует отличного здоровья. Особенно это касается зрения — водить машину на скорости при наличии проблем со зрением затруднительно и небезопасно.
  • Быстрота реакции.
  • Устойчивая нервная система — на трассе необходимо быть сконцентрированным, выдержанным и уравновешенным.

В картинге, как и в других видах автомобильного спорта, могут принимать участие разные машины, отличающиеся настройками и техническими характеристиками. А потому гонщику необходимо разбираться в устройстве карта, его особенностях, а также правильно давать оценку дорожным условиям и состоянию трассы.

Виды трасс

Площадки для картинга могут быть открытыми и закрытыми. Закрытые оборудуются в картинг-клубах или развлекательных центрах. Занятия на них могут проходить в любое время года, вне зависимости от погодных условий — здесь всегда будет сухо и сцепление с покрытием не ухудшится.

Karting 3

Открытые трассы могут иметь большую протяженность, а покрытием могут выступать бетон, дерево, резина или асфальт. Их главный недостаток — в большой зависимости от погоды. Так, при снегопаде эксплуатировать открытые трассы невозможно, а при дожде — весьма затруднительно. Карт на мокрой поверхности плохо управляем, а потому большая вероятность аварии. Поэтому при неблагоприятных климатических явлениях спортсменам ни в коем случае не следует пренебрегать защитной экипировкой.

Karting 4

Особенности авто

Спортивный карт относится к гоночным одноместным машинам и по своей конструкции почти не отличается от других гоночных авто. Две его основные особенности заключаются в отсутствии дифференциала и элементов подвески (пружин и амортизаторов), что определяет специфику управления картом. Мотор в спортивном карте находится справа от водителя, в то время как в прокатном он расположен сзади. Вес спортивного карта с полным снаряжением составляет 70—80 кг.

Классы участников
Состязания по профессиональному картингу проходят с разделением участников на классы. В каждом из них выявляется свой победитель. Классы по-разному формируются в разных странах, в России их выделяется 4:
  1. Пионер. В него входят спортсмены 8-12 лет, карты оснащаются коробкой передач с 2-5 скоростями и серийным двигателем.
  2. Кадет. Включает в себя 10-15-летних гонщиков, автомобили имеют почти аналогичные характеристики с предыдущим классом, различие состоит только в объеме цилиндра — 50 куб.см.
  3. Национальный-Юниор. В нем участвуют спортсмены 13-18 лет. КПП карта имеет 4-6 скоростей и мотор объемом 125 куб.см.
  4. Национальный класс. В него включены участники старше 16 лет.
Какие качества формирует картинг
Управление гоночной машиной предполагает маневрирование на высокой скорости, в условиях сильных физических и психологических перегрузок. Благодаря систематическим тренировкам картинг помогает выработать следующие навыки и личностные качества:
  • Высокую концентрацию внимания.
  • Быстроту реакции.
  • Хорошую спортивную форму.
  • Водительский профессионализм.
  • Выносливость.
  • Хладнокровие.
  • Целеустремленность.
  • Волю к победе.

О профессионализме в управлении картом следует сказать отдельно. Пилоту необходимо мастерски владеть техникой движения на большой скорости в условиях постоянного изменения трассы. Помимо наличия стратегического и тактического мышления, ему требуется природная способность «чувствовать» свой автомобиль и дорожную ситуацию. Если стратегию и тактику можно освоить, то «шестое чувство» дается человеку от природы.

Воля к победе — обязательная личностная составляющая картингиста. В процессе тренировок и состязаний спортсмены учатся преодолевать неудачи, формируется стремление к спортивной борьбе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: