Кроль на спине

Кроль на спине

Техника плавания кролем на спине похожа на технику плавания кролем на груди, поэтому эти два способа плавания изучают одновременно. Причем большинство людей, не умеющих плавать, скорее осваивают кроль на спине. Это происходит потому, что при плавании на спине не нужно делать выдох в воду — наиболее сложный для начинающих пловцов элемент техники плавания.

При плавании кролем на спине пловец лежит на поверхности воды почти горизонтально, его затылок погружен в воду (рис. 1.7). Он продвигается вперед при помощи поочередных гребков правой и левой руками и попеременных движений ногами сверху вниз. Закончив гребок, рука появляется из воды и проносится вперед по воздуху. На выполнение одного цикла движений приходятся два гребка руками, шесть движений ногами, вдох и выдох.

Техника плавания кролем на спине

Рис. 1.7. Техника плавания кролем на спине

Положение тела. Пловец лежит на поверхности воды почти в горизонтальном, вытянутом положении. Плечи одновременно с движениями руками немного поворачиваются относительно продольной оси тела — эти действия упрощают выполнение круговых движений плечами и руками. Ноги и таз погружены в воду несколько глубже, чем при плавании кролем на груди. Это вызвано тем, что при неглубоком положении ног в момент сгибания-разгибания коленей стопы и голени будут находиться над водой и значительно снизят эффективность работы ног.

Движения ногами. Как и при плавании кролем на груди, здесь также выполняются ритмичные, непрерывные, попеременные движения ногами вверх-вниз. При этом носки значительно повернуты внутрь. Расстояние между ними в крайних точках движения (одна вверху, другая внизу) несколько больше, чем в кроле на груди, из-за некоторого сгибания ног в коленях. Наибольший эффект в работе ног для продвижения пловца вперед дает активное разгибание в коленях — пловец как бы отталкивается от воды. Хлестообразные попеременные движения ногами начинаются от бедер, переходят на голени и заканчиваются стопами.

При правильных движениях ногами на поверхности воды появляется фонтанчик от стоп.

Движения руками. Если правая рука делает гребок, то левая проносится над водой; если правая рука заканчивает гребок у бедра и появляется из воды, то левая входит в воду и начинает наплыв и т. д.

Руки поочередно выполняют следующие друг за другом гребки, продвигающие пловца вперед. Движение каждой руки включает: 1) наплыв и опорную часть гребка; 2) основную часть гребка; 3) выход руки из воды; 4) пронос руки по воздуху и погружение в воду. Разделение гребка на опорную и основную части условно.

В исходном положении (далее — и.п.) рука под водой вытянута за голову и находится параллельно поверхности воды. Во время наплыва и опорной части гребка выпрямленная рука постепенно сгибается в локтевом суставе и ладонь принимает и.п. для начала основной, наиболее эффективной, части гребка.

Основная часть гребка выполняется с последовательным сгибанием и разгибанием руки в локте. Это дает возможность пловцу удержать кисть и предплечье почти в перпендикулярном положении к направлению движения.

При выходе руки из воды последовательно показываются плечо, предплечье и кисть. Выходу руки из воды значительно помогает поворот плеч, при котором плечо гребущей руки поднимается из воды.

После выхода из воды рука, прямая или немного согнутая в локте, быстро двигается по воздуху вверх по направлению движения пловца. Во время движения руки кисть так поворачивается ладонью наружу, чтобы войти в воду мизинцем вниз. Такой поворот киста упрощает выполнение кругового движения рукой над водой и начало нового гребка, когда рука опускается в воду за головой примерно на линии одноименного плеча и принимает исходное положение для наплыва.

Дыхание. На один цикл движений пловца приходятся по одному вдоху и выдоху. В конце гребка более сильной рукой (обычно правой) пловец делает вдох через рот. Затем, после небольшой задержки, следует медленный выдох через рот (и частично через нос), который продолжается до следующего вдоха. Выдох завершается с усилением во избежание попадания в рот воды при следующем вдохе.

Согласование движений. На один цикл движений пловца приходятся гребок правой и левой руками, шесть ударов ногами вверх-вниз, вдох и выдох.

Для плавания кролем на спине характерны непрерывная круговая работа руками, наплыв, субъективное ощущение легкости хода и свобода движений. Вдох, как уже отмечалось, выполняется в конце гребка одной рукой, а выдох продолжается почти все остальное время движения пловца до нового цикла.

Кроль на спине

Кроль на спине характеризуется попеременными не-прерывными движениями рук и ног. Основное отличие его от остальных способов плавания состоит в положении тела и дыха­ния (выдох выполняется над водой). По скоростным показателям кроль на спине занимает третье место после кроля на груди и дельфина. В прикладном плавании он используется для транспорти­ровки пострадавшего, переноса различных грузов и буксировки их по воде.

Кроль на спине применяется в соревнованиях по плаванию на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (второй отрезок 50 или 100-м), а также на первом этапе комбинированной эстафеты 4Х100 м.

Каждый цикл движений в этом способе состоит из двух попеременных движений рук, шести попеременных движений ног, одно­го вдоха и одного выдоха. Этот наиболее распространенный вари­ант техники называется шестиударным кролем на спине.

Положение тела. Тело пловца расположено у поверхности во­ды и находится в хорошо обтекаемом, близком к горизонтальному положении (угол атаки 4—10°), плечи слегка приподняты. Голова лежит на воде, лицо обращено вверх, а подбородок слегка опущен на грудь

Уровень воды находится несколько выше ушей. Туловище со­вершает колебание вокруг продольной оси тела. Наибольший угол поворота составляет 25—40°.

Движения ног. Так же, как в кроле на груди, ноги при плава­нии кролем на спине выполняют непрерывные встречные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой, составляющей примерно треть роста пловца. Эти движения обеспечивают телу устой­чивое горизонтальное положение и поддерживают скорость продвижения вперед. Движение ноги вверх называется гребковым (рабочим), а вниз — подготовительным.

Подготовительное движение (сверху вниз). В исход­ном (крайнем верхнем) положении выпрямленная в коленном су­ставе с повернутой внутрь расслабленной стопой нога находится у поверхности воды и занимает несколько наклонное по отношению к туловищу положение. Движение вниз начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе. Пройдя горизонтальное положение, прямая нога продолжает движение вниз, сгибаясь в тазобедренном суставе (назад) примерно до угла 170°, Далее нога начинает сгибание в коленном суставе, при этом голень и стопа продолжают движение вниз, а бедро, разгибаясь в тазобедренном суставе, начинает движение вверх. Когда угол между передней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) составит примерно 130—140°, движение ноги сверху вниз считается законченным.

Рабочее движение (снизу вверх). Движение вверх начи­нается с последовательного разгибания ноги в коленном и голеностопном суставах (в последнем, разгибание осуществляется в са­мом конце гребка), бедро продолжает сгибание в тазобедренном суставе. В этот момент бедро, голень и стопа движутся вверх. Когда коленный сустав окажется у поверхности воды, бедро начи­нает движение вниз (разгибаясь в тазобедренном суставе), опере­жая голень и стопу, которые продолжают движение кверху. Опережающее движение бедра вниз способствует быстрому разгибанию ноги в коленном суставе и тем самым увеличивает скорость хлыстообразного движения стопы вверх-назад. В результате та­кого движения ноги стопа создает некоторую силу тяги, которая способствует продвижению его вперед. Когда нога выпрямля­ется в коленном суставе, рабочее движение считается закончен­ным.

Согласование движений. Из крайнего нижнего поло­жения одна нога движется вверх, а другая одновременно из крайнего верхнего положения движется вниз. Нога при плавании кро­лем на спине может опускаться вниз на большую глубину, чем в кроле на груди. С увеличением скорости движения пловца ампли­туда движений ног уменьшается.

Движения рук. Так же, как в кроле на груди, продвижение тела вперед при плавании кролем на спине в основном осуществляется за счет движений рук.

Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду, захват, основная часть гребка, выход, руки из воды, пронос руки над водой. Продолжительность цикла движений составляет 1,10—1,4 с.

При погружении в воду ладонь обращена наружу, а кисть поворачивается так, чтобы мизинец первым вошел в воду. Продолжительность фазы составляет 0,08—0,10 с (6—8% от времени полного цикла движений).

Продолжительность фазы захвата составляет 0,15—0,20 с (10—15% от времени всего цикла).

Основная часть гребка. Эта фаза гребка начинается в тот момент, когда кисть начинает двигаться назад вверх за счет сгибания руки в локтевом суставе и вращения предплечья. Двигаясь вдоль тела назад, рука разворачивает гребущие поверхности в этом направлении и продолжает сгибаться в локтевом суставе, образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем, рав­ный 70—100°. Кисть поднимается к поверхности воды (не нарушая ее), а локоть остается развернутым вниз. Во второй половине этой фазы, которая начинается, когда кисть проходит линию пле­чевых суставов, рука постепенно разгибается в локтевом суставе и заканчивает основную часть гребка захлестывающим движением кисти назад вниз внутрь. В этот момент рука полностью выпрямляется , а кисть опускается на глубину 30—40 см от поверхности воды. На протяжении всей основной части гребка кисть движется по криволинейной траектории и, сохраняя перпендикулярное направлению ее движения положение, находится около поверхности воды. Перпендикулярное положение кисти обеспечивает на протя­жении всей основной части максимальное действие силы тяги, которая возникает на гребущих поверхностях кисти и предплечья. Усилению гребкового движения способствует также поворот туло­вища вокруг продольной оси. Продолжительность основной части гребка составляет 0,40—0,50 с (30—40% времени всего цикла).

Выход руки изводы. К моменту завершения движения руки в воде напряжение мышц, принимающих участие в гребке, прекращается. В следующий момент пловец, вращая предплечье, поворачивает ладонь к бедру и последовательно поднимает из воды кисть, предплечье и плечо. Затем начинается движение (про­нос) руки над водой. Продолжительность этой фазы составляет 0,10—0,15 с (8—15% от времени полного цикла движений).

Пронос руки над водой. Движение прямой руки над во­дой осуществляется в вертикальной плоскости, проходящей через плечевой сустав. Рука движется по воздуху прямая, расслабленная с минимальными мышечными усилиями. Во время проноса ладонь поворачивается наружу. Пронос руки над водой осуществляется равномерно, в соответствии со скоростью гребка другой руки. Про­должительность фазы составляет 0,40—0,45 с (30—35% от времени всего цикла).

Согласование движений. Когда правая рука находит­ся впереди (фаза захвата), левая рука в этот момент вынимается из воды и начинает пронос. Далее правая рука выполняет основ­ную часть гребка, а левая проносится над водой и вкладывается в воду. После этого правая рука поднимается из воды и начинает пронос, а левая заканчивает захват. Затем правая рука проносится над водой и вкладывается в воду, а левая выполняет основную часть гребка. Далее цикл движения рук повторяется вновь.

Равномерность поступательного движения при плавании на спине обеспечивается минимальным перерывом в выполнении дви­жений рук в основной части гребка: в момент окончания основной части гребка одной рукой другая должна начинать эту часть гребка как можно раньше. Чтобы выполнить это требование, необходимо сокращать фазу захвата.

Дыхание. В кроле на спине дыхание не зависит от условий среды: вдох и выдох выполняется над водой. Однако и в этом способе дыхание должно быть непрерывным и ритмичным. Вдох выполняется через широко открытый рот во время проноса руки над водой, выдох — во время гребка и выхода этой руки из воды.

Читайте также  Грузы на ноги

Общая координация движений. При плавании на спине наибо­лее рациональным, обеспечивающим телу равномерное поступа­тельное движение и создающим наиболее устойчивое положение его в воде является шестиударный кроль. Согласование движений рук и ног осуществляется следующим образом. И. п. — левая (правая) рука находится в воде впереди плече­вого сустава, правая закончила основную часть гребка (кисть около бедра), левая нога находится внизу, правая у поверхности воды. Из и. п. левая рука производит захват, правая выходит из воды и начинает пронос, левая нога производит удар снизу вверх, а правая опускается вниз. Продолжая движение, левая рука вы­полняет первую половину основной части гребка, правая проходит середину проноса, левая нога движется вниз, а правая выполняет удар снизу вверх. Затем левая рука осуществляет вторую полови­ну основной части гребка, правая заканчивает пронос и входит в воду, левая нога делает снизу вверх удар, а правая передвигается вниз. Далее левая рука выходит из воды и начинает пронос, пра­вая производит захват, левая нога движется вниз, а правая снизу вверх. В следующий момент левая рука находится в середине про­носа, правая производит первую половину основной части гребка, левая нога выполняет удар снизу вверх, а правая опускается вниз. Цикл заканчивается, когда левая рука заканчивает пронос и входит в воду, правая заканчивает основную часть гребка, левая нога опускается вниз, а правая делает удар снизу вверх.

Кроль на спине

Кроль на спине как спортивный способ плавания был включен в программу Олимпийских игр в 1904 году. Сначала в этом виде плавания соревновались только мужчины. Но с 1924 года на спине стали плавать и женщины.

Первые пловцы выполняли одновременно гребковые движения руками и движения ногами, напоминавшими брасс. Прямыми руками выполнялся гребок у поверхности, воды. Затем руки поднимались и вкладывались в воду за головой параллельно друг другу. Ноги, предварительно согнутые в коленях, делали гребок внутренней поверхностью стопы, разгибаясь в коленях вначале в стороны, а затем вовнутрь.

В 1912 году на Олимпиаде в Стокгольме американец Гарри Хебнер впервые применил попеременную работу рук в сочетании с движениями ног, схожими с движениями австралийского кроля. Этот пловец положил начало развитию кроля на спине.

Значительное усовершенствование в технику плавания кролем на спине внес американец Адольф Кифер. Он так же, как и его предшественники, выполнял попеременные гребковые движения прямыми руками близко у поверхности воды. Однако его движения ног напоминали «порхающие» движения ног кролистов. Координация рук и ног у А. Кифера была шести ударный, что позволяло ему продвигаться равномерно, без характерной для спинистов пульсирующей скорости. На Олимпийских играх в Берлине в 1936 году А. Кифер показал феноменальный для того времени результат, проплыв стометровую дистанцию за 1 мин 05,9 с.

В 60—70-х годах наметились изменения в технике плавания этим способом. Вначале пловцы стали выполнять во время гребка сгибание рук в локтевых суставах, когда рука лишь пересекала линию плеч, а затем и на всем протяжении гребка. Благодаря этому кисть пловца стала располагаться перпендикулярно направлению движения, что позволило увеличить движущую силу руки. Увеличилась также мощность работы ног, благодаря. чему тело стало занимать более Высокое положение. Наиболее ярким представителем такой техники явился талантливый пловец из ГДР Рональд Матес. В настоящее время современная техника плавания кролем на спине позволяет плыть 100 м со скоростью, близкой к 2 м/с.

Работа ногами в кроле на спине имеет большее значение, чем в кроле на груди. Поэтому пловцы-спинисты, как правило, выполняют шесть ударных движений ногами на два гребка руками. В отличие от кроля на груди движения ног в кроле, на спине имеют больший размах и большее сгибание в коленных суставах. Ноги плывущего на спине работают ритмично и лишь незначительно отклоняются в своем движении от вертикальной плоскости.

Кинематика движений ног в положении на спине очень похожа на движения ног в кроле на груди. Ударная, или рабочая, фаза выполняется вверх, подготовительная — вниз. После окончания удара нога выпрямлена в коленном суставе и стопа занимает положение у поверхности воды. Величина угла, на который согнута нога в тазобедренном суставе, зависит от погруженности таза пловца.

Подготовительное движение начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе до такого момента, пока нога не займет горизонтальное положение. Затем разгибание в тазобедренном суставе заканчивается и сразу же начинается его сгибание. Стопа же продолжает опускаться вниз, и нога сгибается в коленном суставе. На этом заканчивается подготовка к удару.

В начальной части ударного движения бедро с нарастающей скоростью продолжает сгибаться, в тазобедренном суставе, колено при этом поднимается вверх, увлекая за собой голень. Носок стопы, поднимаясь вверх и встречая сопротивление воды, вытягивается и поворачивается во внутрь.

Эту часть ударного движения пловцы выполняют по-разному. У людей с длинными и легкими ногами наблюдается сгибание коленного сустава, а у людей развитой мышечной силой ног изменение угла сгибания не происходит. В заключительной части ударного движения бедро резко меняет направление, разгибаясь в тазобедренном, суставе, а стопа с нарастающей скоростью продолжает перемещаться вверх. Заканчивается движение разгибанием стопы в голеностопном суставе, при этом носок движется изнутри вверх.

Так же, как и в кроле на груди, основное тяговое усилие при плавании на спине создают руки (рис. 2). После окончания гребка рука проносится над водой выпрямленная в локтевом суставе и входит в воду по линии, проходящей параллельно оси тела через центр одноименного плечевого сустава. Перед входом в. воду ладонь поворачивается наружу. Гребковое движение начинается со сгибания кисти в лучезапястном суставе, ладонью в направлении вниз наружу. Погрузившись на глубину 30—40 см, она движется назад и, пересекая линию плеч, приближается к поверхности воды. В этот момент рука согнута в локтевом суставе до угла 75—90° и все ее звенья располагаются в одной плоскости.

Во второй половине гребка скорость движения руки возрастает. Кисть и предплечье отстают от плеча, стараясь сохранить перпендикулярное положение по отношению к направлению движения. В конце второй половины гребка кисть, продолжая движение назад, погружается, поворачиваясь ладонью вниз вовнутрь. Этим последним движением решается, главным образом, задача создания опоры о воду, необходимой для поддержания тела в более высоком положении. После окончания гребка выпрямленная рука поднимается из воды и принимает исходное положение к началу следующего гребка. Попеременные гребковые движения рук поддерживают непрерывное тяговое усилие и тем самым позволяют равномерно передвигать тело вперед. Создание непрерывной силы тяги в попеременных гребковых движениях становится возможным благодаря быстрому проносу руки, закончившей гребок, и началу ее следующего гребка в момент, когда противоположная рука его еще продолжает.

Дыхание в кроле на груди трехфазное: вдох через рот, задержка вдоха и энергичный выдох. Начало вдоха всегда совпадает с моментом подъема одной руки из воды и первой частью гребка другой руки. На один цикл движения рук выполняется один вдох. В отличие от других способов плавания дыхание в кроле на спине может и не быть связанным с темпом движения рук. Например, при появлении утомления пловцы-спинисты иногда начинают чаще дышать, выполняя вдох при поднимании из воды каждой руки.

Как указывалось ранее, согласование движений рук и ног в кроле на спине чаще всего шести ударное, то есть на два гребка руками совершается шесть ударов ногами. Согласованность работы рук и ног в кроле на спине аналогична шести ударному согласованию при плавании кролем на груди. При входе в воду и начале сгибания например, правой кисти в лучезапястном суставе ударное движение делает правая нога. При погружении кисти и предплечья удар выполняет левая нога. В середине гребка правой руки удар совершает правая нога, а в конце гребка правой руки рабочее движение выполняет противоположная, левая нога. Во время выхода правой руки из воды и ее проноса по воздуху ноги успевают сделать еще два ударных движения. Шести ударное согласование обеспечивает устойчивое положение оси тела пловца, позволяет совершать ритмичные повороты плеч вокруг продольной оси тела, не вовлекая в это вращение тазобедренные суставы.

Упражнения для изучения техники плавания способом кроль на спине

Со всеми основными элементами движений этого способа плавания занимающиеся должны быть ознакомлены в процессе изучения подготовительных упражнений в воде. Поэтому изучение способа пе требует больших усилий и времени.

Применяются следующие упражнения.

На суше. 1. Сидя на гимнастической скамейке с опорой руками сзади: имитация движений ногами, как при плавании кролем на спине.

  • 2. Из основной стойки: имитация движений двумя руками одновременно по траектории, напоминающей «восьмерку», как при плавании на спине.
  • 3. Имитация согласования движений рук и ног: движения руками по траектории, напоминающей «восьмерку», во время ходьбы на месте (три шага, не отрывая носков от пола на один цикл движений рук).
  • 4. То же, но в сочетании с дыханием (на три шага вдох через рот, шесть шагов выдох через нос и рот).

В воде: 1. Лежа на спине и держась за край сливного корытца (подбородок прижат к груди, затылок находится в воде, таз — у поверхности воды): движения ногами кролем, как при плавании на спине.

В первых попытках ученики выполняют движения почти прямыми, но расслабленными ногами. Из воды должны показываться лишь пальцы ног и вспенивать у поверхности воду. При последующих попытках ноги следует больше сгибать в коленных суставах, стопы во время их движения вверх несколько поворачивать внутрь.

Кроль на спине

Кроль на спине

Кроль на спине характеризуется попеременными непрерывными движениями рук и ног. Основное отличие его от остальных способов плавания состоит в положении тела и дыхания (выдох выполняется над водой). По скоростным показателям кроль на спине занимает третье место после кроля на груди и дельфина. В прикладном плавании он используется для транспортировки пострадавшего, переноса различных грузов и буксировки их поводе.
Кроль на спине применяется в соревнованиях по плаванию на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (второй отрезок 50 или 100 м), а также на первом этапе комбинированной эстафеты 4 XI 00м.
Каждый цикл движений в этом способе состоит из двух попеременных движений рук, шести попеременных движений ног одного вдоха и одного выдоха. Этот наиболее распространенный вариант техники называется шестиударным кролем на спине.

Положение тела . Тело пловца расположено у поверхности воды и находится в хорошо обтекаемом, близком к горизонтальному положении (угол атаки 4-10°), плечи слегка приподняты. Голова лежит на воде, лицо обращено вверх, а подбородок слегка опущен на грудь.
Уровень воды находится несколько выше ушей. Туловище совершает колебание вокруг продольной оси тела. Наибольший угол поворота составляет 25-40°.


Движения ног.
Так же, как в кроле на груди, ноги при плавании кролем на спине выполняют непрерывные встречные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой, составляющей примерно треть роста пловца. Эти движения обеспечивают телу устойчивое горизонтальное положение и поддерживают скорость продвижения вперед. Движение ноги вверх называется гребковым (рабочим), а вниз — подготовительным.
Подготовительное движение (сверху вниз). В исходном (крайнем верхнем) положении выпрямленная в коленном суставе с повернутой внутрь расслабленной стопой нога находится у поверхности воды и занимает несколько наклонное по отношению к туловищу положение. Движение вниз начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе. Пройдя горизонтальное положение, прямая нога продолжает движение вниз, сгибаясь в тазобедренном суставе (назад) примерно до утла 170°. Далее нога начинает сгибание в коленном суставе, при этом голень и стопа продолжают движение вниз, а бедро, разгибаясь в тазобедренном суставе, начинает движение вверх. Когда угол между передней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) составит примерно 130-140°, движение ноги сверху вниз считается законченным.
Рабочее движение (снизу вверх). Движение вверх начинается с последовательного разгибания ноги в коленном и голеностопном суставах (в последнем разгибание осуществляется в самом конце гребка), бедро продолжает сгибание в тазобедренном суставе. В этот момент бедро, голень и стопа движутся вверх. Когда коленный сустав окажется у поверхности воды, бедро начинает движение вниз (разгибаясь в тазобедренном суставе), опережая голень и стопу, которые продолжают движение кверху. Опережающее движение бедра вниз способствует быстрому разгибанию ноги в коленном суставе и тем самым увеличивает скорость хлыстообразного движения стопы вверх-назад. В результате такого движения ноги стопа создает некоторую силу тяги, которая способствует продвижению его вперед. Когда нога выпрямляется в коленном суставе, рабочее движение считается законченным.
Согласование движений. Из крайнего нижнего положения одна нога движется вверх, а другая одновременно из крайнего верхнего положения движется вниз. Нога при плавании кролем на спине может опускаться вниз на большую глубину, чем в кроле на груди. С увеличением скорости движения пловца амплитуда движений ног уменьшается.

Читайте также  Как настроить велокомпьютер на 29 колеса

Движения рук. Так же, как в кроле на груди, продвижение тела вперед при плавании кролем на спине в основном осуществляется за счет движений рук. Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду, захват, основная часть гребка, выход руки из воды, пронос руки над водой. Продолжительность цикла движений составляет 1,10-1,4 с.
Вход руки в воду. После проноса по воздуху прямая рука опускается в воду на линию, проходящую через одноименный плечевой сустав и расположенную либо параллельно продольной оси тела, либо под некоторым углом к этой оси (не более 15° в сторону от нее). При погружении в воду ладонь обращена наружу, а кисть поворачивается так, чтобы мизинец первым вошел в воду. Продолжительность фазы составляет 0,08-0,10 с (6-8% от времени полного цикладвижений).
Захват. После вкладывания руки в воду туловище начинает поворачиваться вокруг продольной оси в сторону вошедшей в воду руки. Это способствует тому, чтобы прямая рука быстро спустилась вниз-вперед на глубину 15-20 см. По мере опускания рука начинает сгибаться в локтевом суставе, а кисть движется вперед-вниз-наружу в перпендикулярное направлению движения положение и начинает захватывать воду. Продолжая движение вниз-вперед-в сторону, рука сгибается в локтевом суставе до угла 150°, при этом локоть опускается вниз, а кисть погружается в воду до 30 см и располагается перпендикулярно направлению движения тела, оставаясь выше локтя. Продолжительность фазы захвата составляет 0,15-0,20 с (10-15% от времени всегоцикла.
Основная часть гребка. Эта фаза гребка начинается в. тот момент, когда кисть начинает двигаться назад-вверх за счет сгибания руки в локтевом суставе и вращения предплечья. Двигаясь вдоль тела назад, рука разворачивает гребущие поверхности в этом направлении и продолжает сгибаться в локтевом суставе, образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем, равный 70-100°. Кисть поднимается к поверхности воды (не нарушая ее), а локоть остается развернутым вниз. Во второй половине этой фазы, которая начинается, когда кисть проходит линию плечевых суставов, рука постепенно разгибается в локтевом суставе и заканчивает основную часть гребка захлестывающим движением кисти назад-вниз-внутрь. В этот момент рука полностью выпрямляется, а кисть опускается на глубину 30-40 см от поверхности воды. На протяжении всей основной части гребка кисть движется по криволинейной траектории и, сохраняя перпендикулярное на-правлению ее движения положение, находится около поверхности воды. Перпендикулярное положение кисти обеспечивает на протяжении всей основной части максимальное действие силы тяги, которая возникает на гребущих поверхностях кисти "предплечья. Усилению гребкового движения способствует также поворот туловища вокруг продольной оси. Продолжительность основной части гребка составляет 0,40-0,50 с (30-40% времени всего цикла).
Выход руки из воды. К моменту завершения движения руки в воде напряжение мышц, принимающих участие в гребке, прекращается. В следующий момент пловец, вращая предплечье, поворачивает ладонь к бедру и последовательно поднимает из воды кисть, предплечье и плечо. Затем начинается движение (пронос) руки над водой. Продолжительность этой фазы составляет 0,10-0,15 с (8-15% от времени полного цикла движений).
Пронос руки над водой. Движение прямой руки над водой осуществляется в вертикальной плоскости, проходящей через плечевой сустав. Рука движется по воздуху прямая, расслабленная с минимальными мышечными усилиями. Во время проноса ладонь поворачивается наружу. Пронос руки над водой осуществляется равномерно, в соответствии со скоростью гребка другой руки. Продолжительность фазы составляет 0,40-0,45 с (30-35% от времени всего цикла).
Согласование движений. Когда правая рука находится впереди (фаза захвата), левая рука в этот момент вынимается из воды и начинает пронос. Далее правая рука выполняет основную часть гребка, а левая проносится над водой и вкладывается в воду. После этого правая рука поднимается из воды и начинает пронос, а левая заканчивает захват. Затем правая рука проносится над водой и вкладывается в воду, а левая выполняет основную часть гребка. Далее цикл движения рук повторяется вновь.

Равномерность поступательного движения при плавании на спине обеспечивается минимальным перерывом в выполнении движений рук в основной части гребка: в момент окончания основной части гребка одной рукой другая должна начинать эту часть гребка как можно раньше. Чтобы выполнить это требование, необходимо сокращать фазу захвата.

Дыхание. В кроле на спине дыхание не зависит от условий среды: вдох и выдох выполняется над водой. Однако и в этом способе дыхание должно быть непрерывным и ритмичным. Вдох выполняется через широко открытый рот во время проноса руки над водой, выдох — во время гребка и выхода этой руки из воды.

Общая координация движений. При плавании на спине наиболее рациональным, обеспечивающим телу равномерное поступательное движение и создающим наиболее устойчивое положение его в воде является шестиударный кроль. Согласование движений рук и ног осуществляется следующим образом.
И. п. — левая (правая) рука находится в воде впереди плечевого сустава, правая закончила основную часть гребка (кисть около бедра), левая нога находится внизу, правая у поверхности воды. Из и, п. левая рука производит захват, правая выходит из воды и начинает пронос, левая нога производит удар снизу вверх, а правая опускается вниз. Продолжая движение, левая рука выполняет первую половину основной части гребка, правая проходит середину проноса, левая нога движется вниз, а правая выполняет удар снизу вверх. Затем левая рука осуществляет вторую половину основной части гребка, правая заканчивает пронос и входит в воду, левая нога делает снизу вверх удар, а правая передвигается вниз. Далее левая рука выходит из воды и начинает пронос, правая производит захват, левая нога движется вниз, а правая снизу вверх. В следующий момент левая рука находится в середине проноса, правая производит первую половину основной части гребка, левая нога выполняет удар снизу вверх, а правая опускается вниз. Цикл заканчивается, когда левая рука заканчивает пронос и входит в воду, правая заканчивает основную часть гребка, левая нога опускается вниз, а правая делает удар снизу вверх.

Игры для обучения плаванию на спине

Игры для обучения детей плаванию на спине.

1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.

2. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.

3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.

4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.

5. Игра должна служить средством эмоционального воздействия.

6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.

7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.

8. В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.

9. Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения, температура воды, инвентарь и т. д.

10. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога.

11. Результаты игры должны обязательно объявляться всем участникам.

Целесообразность и возможность применения той или иной игры определяются:

• задачами каждого конкретного урока;

• возрастом занимающихся; в) подготовленностью занимающихся, стажем занятий плаванием;

• условиями проведения (открытый, крытый бассейн, его размеры, температура окружающей среды, наличие инвентаря и т. д.).

Игра может быть интересной лишь в том случае, если она содержит двигательный материал, который предварительно изучался как упражнения. Если игра проводится впервые или же содержит, хотя и несложные, но незнакомые упражнения (движения, она должна предварительно проводиться на суше.

Подвижные игры в воде в основном направлены на совершенствование движений и упражнений; изучение же движений осуществляется в основном методом упражнения, но в работе с детьми — непременно в игровой форме. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях.Но повторяю: это одно и то же движение или, например, элемент техники.

В своей работе с детьми, я также часто использую игры и игровые упражнения. Благодаря этому дети быстрее осваивают новы движения и не теряют интерес к занятиям плавания.

Представляю Вашему вниманию игры и игровые упражнения, помогающие освоить технику плавания на спине.

«Краб-носильщик»

Задача: знакомить детей с правильным положением тела на спине.

Описание: Дети, стоя на руках и ногах, голова вверх, стараются перенести предмет на животе от одного до другого бортика.

Задача: освоение толчка, обеими ногами одновременно, выявление склонностей к симметричным движениям ногами.

Описание: Дети держат руками поручень, ноги на стене. Из положения приседа, отталкиваются обеими ногами, стараясь проскользить на спине до противоположного бортика.

«Воздушные шары»

Задача: учить скольжению на спине.

Описание: Проскользить как можно дольше на спине с мячом в руках над головой.

Задача — освоение безопорного горизонтального положения.

Описание игры. Играющие распределяются по парам. Первые в парах (по расчету) принимают безопорное положение на груди, а вторые удерживают их за руки и продвигаются спиной вперед — «переправляют». Выигрывает тот, кто первым достигнет установленного ориентира. Затем играющие меняются ролями. По команде или после достижения условной отметки вторые отпускают руки, чтобы первые скользили в безопорном положении. Как вариант игры можно применять «переправляемого» одним играющим двоих, двумя играющими одного, а также использовать пластмассовую палочку, за которую держится «переправляемый».

«Гонки на лодках»

Задача — освоение и совершенствование скольжений.

Описание игры. По сигналу играющие принимают исходное положение и выполняют скольжение на спине с доской (несколько человек одновременно). Побеждает тот, кто дальше всех проплывет при помощи ног способом кроль. В зависимости от условий игра может быть командной и некомандной.

Читайте также  Коньки для шорт трека

«Дрессированные морские котики»

Задача: учить детей безбоязненно ложится на воду, принимать безопорное положение на спине.

Описание: Дети выстраиваются в колонну по одному. Педагог держит обруч перед первым участником. Дети по одному скользят на спине через обручи.

«1, 2, 3, замри»

Задача: Закреплять навыки лежания и скольжения на спине.

Описание: Дети свободно перемещаются по бассейну. По сигналу ложатся на спину и стараются сохранить положение в течение 10 секунд.

«Большой осьминог»

Задача: Закреплять умение принимать правильное положение на спине, работать ногами способом кроль на спине.

Описание: Дети встают в круг, рассчитываются на 1, 2.После слов:

У тебя так много ножек.

Ты от нас не убегай,

Лучше с нами поиграй.

Первые, держась за руки за вторых, ложатся на спину и работают «щупальцами», создавая фонтан, затем первые меняются со вторыми, и игра повторяется.

Задача: Закреплять умение принимать горизонтальное положение тела на спине, действовать согласованно.

Описание: Дети держаться за руки, стоя спиной в круг. Идут по кругу, проговаривая слова.

Выгляни в окошечко!

По окончании останавливаются, поднимают руки вверх и ложатся на спину, разведя в стороны ноги.

«Кто кого перетянет?»

Задача: закреплять умение работать руками способом кроль на спине, действовать согласованно.

Описание: Двое игроков лежат в положении на спине и, захватив один другого ногами, гребут что есть силы руками, стараясь протащить за собой партнера.

Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста «Игра как средство обучения плаванию детей дошкольного возраста»Инструктор по физической культуре: Коробова И. Н. Сегодня я познакомлю Вас.

Дидактические игры в детском саду как форма обучения Тема: «Дидактические игры в детском саду» Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления.

Консультация для родителей «Игры для обучения чтению» Не секрет, что обучать чтению детей дошкольного возраста надо в игре. Чем разнообразней обучающий материал, который вы используете во время.

Инновационные методы обучения плаванию в деятельности инструктора по физической культуре ДОУ Инновационные методы обучения плаванию в деятельности инструктора по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. Аналитическая.

Конспект занятия по плаванию с элементами игры водное поло для детей подготовительной группы Конспект занятия по плаванию с элементами игры водное поло для детей подготовительной группы. МБДОУ «Детский сад №440» Инструктор: Кузнецов.

Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию» Зачем нужно обучать детей правильно дышать Многим деткам в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма).

Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию» Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный.

НОД по плаванию «Скольжение на груди, спине с работой ног как при плавании кролем, с опорой» Тема НОД » Скольжение на груди, спине с работой ног как при плавании кролем, с опорой» [/b]Задачи: 1. Осваивать выдохи в воду сериями. 2.

Подвижные игры для обучения владению мячом В рамках долгосрочного проекта «Школа мяча» Школа мяча Школа мяча представляет собой систему игровых упражнений, подобранных и выполняемых.

Применение игровой деятельности в процессе обучения плаванию младших дошкольников Статья. Применение игровой деятельности в процессе обучения плаванию младших дошкольников. Для реализации программы физического воспитания.

Техника старта при плавании «кроль на груди» и «кроль на спине

Старт – это момент, когда у пловца за счет сильного толчка достигается самая высокая скорость за всю дистанцию. От этого элемента, в том числе, зависит время на дистанции.

  • Виды стартов:

В профессиональном плавании выделяют две разновидности стартов:

— Старт с тумбочки – применяется при плавании кролем (вольным стилем), брассом и баттерфляем, а также в комплексном плавании;

— Старт из воды – применяется только при плавании на спине.

Старт с тумбочки — два варианта как располагаться на ней:

1 вариант — выставить одну ногу вперед, а другую назад,

2 вариант — либо обе ноги держать вместе.

Эту позу профессионалы называют “Легкоатлетический старт”.

Ступни: Ставим одну ногу спереди на самый край платформы. Рекомендуется зацепиться пальцами за край, чтобы иметь более устойчивое положение. Стопу второй ноги, напротив, ставим на самый край панели. Расстояние между ступнями составляет 30-50 сантиметров.

Руки: Руками беремся и крепко держимся за край платформы. Ладони расставлены чуть шире ступней.
Таз: Таз должен быть поднят к верху. При этом центр тяжести должен быть смещен вперед – находиться над передней ногой.

Обе ноги ставятся вместе. Таз располагается высоко, а руки держат платформу. В этом случае происходит более мощный прыжок. Из этой позы сложнее быстро стартовать – нет того быстрого и резкого отталкивания, как в старте из “легкоатлетической позы”.

  • Техника прыжка

Во время прыжка одновременно делаются:

  • максимально сильный толчок ногами, чтобы пролететь по воздуху как можно дальше и быстрее;
  • мах руками вперед и их последующее выпрямление в стрелочку.Мах руками задает ускорение: мы выбрасываем руки и задаем инерцию, которая тянет тело вперед одновременно с прыжком.

v Траектория

Прыгнуть нужно таким образом, чтобы угол входа в воду был около 30-45 градусов. В результате тренировок вам нужно подобрать и почувствовать такой угол вхождения, при котором тело сохраняет максимальную скорость и оптимально продвигается под водой.

Траектория прыжка зависит:

  • Если прыгнуть слишком высоко, то у вас будет слишком большой угол погружения (слишком вертикально будете входить в воду) – из-за этого произойдет чрезмерно глубокое погружение и потеря времени при возвращении на поверхность.
  • Если прыгнуть слишком низко, то, напротив, получится маленький угол (слишком горизонтально войдете в воду) – в результате этого у тела будет больше площадь соприкосновения с водой, что повлечет снижение скорости.

Оптимальный угол достигается прыжком вперед.

  • Вхождение в воду

Угол вхождения (так называемый угол атаки) составляет около 30-45 градусов.

Самое важное здесь – стремиться к тому, чтобы все тело прошло через одну и ту же точку соприкосновения с водой.

Типичная ошибка – когда падают ноги и они касаются воды в ином месте. Это вас тормозит, снижает скорость.

Для того, чтобы все тело прошло через одну точку вхождения, требуется следующее:

  • Туловище должно быть максимально напряжено, живот втянут, мышцы пресса и спины в напряжении держат прямую линию тела.
  • Ноги и руки выпрямлены и также напряжены, образуя одну прямую.
  • Ладони должны быть стрелочкой.
  • Ступни должны быть соединены вместе и оттянуты назад.
  • Голова должна быть спрятана между (под) руками и не нарушать общей динамики.

Выход

После погружения в воду руки остаются вытянутыми стрелочкой, ноги начинают работать в стиле “дельфин”. По правилам соревнований так разрешается пройти 15 метров, после чего голова должна показаться на поверхности.

Дистанция, которую следует пройти под водой дельфином, определяется индивидуально:

  • если обучающийся быстро плавает под водой дельфином, то имеет смысл пройти так все 15 метров;
  • если под водой воспитанник плывет дельфином медленнее, чем кролем, имеет смысл не затягивать с выходом на поверхность.

При изучении и выполнении прыжков в воду необходимо:

— проводить обучение прыжкам в глубоких бассейнах после того, как обучающиеся научатся плавать.
— при обучении прыжкам в воду учитывать, что трудность прыжка повышается с увеличением высоты. Сначала все простейшие прыжки разучиваются с бортика высотой 20-30 см, затем со стартовой тумбочки.

— при выполнении прыжков соблюдать строгую дисциплину. Прыжки выполняются только по команде тренера: в бассейне глубиной 120 см — одновременно небольшой группой; в глубоком бассейне — поочередно. Команда для следующего прыжка подается, когда предыдущий прыгун отплывет на безопасное расстояние или выйдет из воды.

Примеры упражнений:

— Сидя на бортике и, упираясь в него 1-ой рукой, по сигналу педагога спрыгнуть в воду ногами вниз.
— Сидя на бортике и, упираясь ногами в сливной желоб, поднять руки вверх (голова между руками), сильно наклониться вперед, опираясь грудью о колени, и, оттолкнувшись ногами, упасть в воду.

— Стоя на бортике и зацепившись за его край пальцами ног, принять положение упора присев, вытянуть руки вверх (голова между руками), наклониться вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.
— В том же И.П. (руки прижаты к туловищу) вынести вперед над водой одну ногу, присоединить к ней другую и выполнить соскок в воду. То же, вытянув руки вверх.

— В том же И.П. согнуть ноги в коленных суставах, оттолкнуться вверх и спрыгнуть в воду вниз ногами. Сначала руки вытянуты вдоль туловища, потом вверху.

— Стоя на бортике бассейна и зацепившись за его край пальцами ног, поднять руки вверх (голова между руками), наклониться вперед-вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.

— То же, что и предыдущее упражнение, но согнуть ноги в коленях и оттолкнуться от бортика.

— правильное положение стоп при отталкивании;

— спады из положения сидя и стоя на бортике в группировке;

— соскок вниз ногами с шага и с прыжка;

— спад из положения согнувшись;

— прыжок вниз головой

v Старт на спине из воды

Старт на спине делается не путем прыжка воду, а из положения в воде:

  • спуститься в воду;
  • взяться двумя руками за специальные поручни;
  • ногами упереться в бортик, достаточно высоко (во время толчка тело и таз могут быть почти целиком над водой);
  • перед толчком приподняться;
  • сильно оттолкнуться, руки при этом стрелочкой уходят за голову и далее под воду;
  • плывем на спине под водой, делая дельфинообразные движения. Лицо направлено наверх, из носа делается выдох, чтобы в него не попала вода;
  • не позднее, чем через 15 метров голова должна разрезать линию поверхности.
  • Научиться выполнять в воде:

1). Научиться принимать стартовую позу в воде. Взяться руками за стартовый поручень, устойчиво упереться ногами в стенку, выполнить несколько пружинистых движений. Почувствовать устойчивую опору для дальнейшего отталкивания.

2). Научиться принимать положение группировки. Взяться руками за стартовый поручень, устойчиво упереться ногами в стенку, подтянуться на руках, согнув ноги, подбородок взять «на грудь» — зафиксировать это положение. Упражнение выполнять самостоятельно. Запоминать двигательные ощущения.

3). Упражнение 2, но по команде преподавателя.

4). На мелкой части бассейна: И. п. — стоя, руки вверх. Медленно лечь на воду на спину, несильно оттолкнуться, выпрямиться, скользить.

5). Упражнение 4 выполнить у бортика бассейна.

6). И. п. — стартовая поза пловца. Оттолкнуться ногами от стенки, под поверхностью воды вытянуть руки вперед, скользить на спине.

7). Упражнение 6, но руки пронести над поверхностью воды маховым движением.
8). Одновременно с толчком ногами выполнить маховое движение руками, войти в воду, выпрямиться и скользить, после чего чуть взять подбородок «на грудь», резко откинуть кисти рук вверх — это обеспечит движение тела к поверхности воды.

9). Упражнение 8, но после выхода на поверхность начать плавательные движения на спине.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: