Кто изобрел парашют - Pk-shturm.ru

Кто изобрел парашют

А знаете ли вы, кто изобрёл парашют? — Петербургский изобретатель: Глеб Котельников

Глеб Котельников с парашютом собственного изобретения. Фото: rusplt.ru

Это рассказ о том, как шёлковый шарф стал «прообразом» парашюта, машина и манекен его испытали, а разработал его актёр и изобретатель… Гению и великому человеку посвящается публикация Санкт-Петербург центра.

Каждый из нас знает, что парашют спасает жизни лётчиков. Также его используют в военных целях, чтобы защитить свой народ и для многих других благих целей. А знаете, кто изобрёл ранцевый парашют? — Уроженец Санкт-Петербурга и, вы не поверите, актёр и изобретатель.

Благодаря нашему земляку Глебу Евгеньевичу Котельникову были спасены миллионы людей. В этой статье мы расскажем о вехах его жизни, самом интересном — его открытии, что натолкнуло и стало прообразом, а также о трагичных страницах и обо всём, что касается этого уникального изобретения.

Пробное и первое испытание парашюта

Испытание первого в мире ранцевого парашюта прошло успешно. На землю с помощью парашюта спустился Иван Иванович. И тут вы тоже можете очень сильно удивиться. А Иван Иванович ненастоящий.

Дело в том, что испытывали ранцевый парашют не с живым человеком, а на специально сконструированном манекена, которого Глеб Евгеньевич Котельников окрестил Иваном Ивановичем. Парашют РК-1 («русский, Котельникова, первая модель») изобретатель создал меньше, чем за год.

Однако с манекеном Иваном Ивановичем — это было не самое первое испытание парашюта. Первая «проба» была произведена с участием автомобиля 2 июня 1912 года. Парашют привязали к буксировочным крюкам и машину разогнали до максимальной скорости, а Глеб Котельников дёрнул за спусковой ремень. Результат был хорошим. Парашют мгновенно раскрылся и заставил машину остановиться, из-за резкого торможения заглох двигатель.

6 июня 1912 года года состоялись испытания парашюта в Гатчинском лагере Воздухоплавательной школы, возле деревни Сализи, ныне переименованной в Котельниково. И это было то успешное испытание первого в мире ранцевого парашюта Котельникова, в котором уже участвовал 80-килограммовый манекен Иван Иванович, снабжённый парашютом.

С его помощью испытали несколько высот. Его скидывали с аэростата и всякий раз парашют блестяще справлялся с поставленной задачей. Об этом писала «Петербургская Газета» в июне 1912 года. И, вот, что сказал в интервью сам изобретатель:

Мое изобретение является первым в мире автоматическим спасательным приспособлением. Конструкция его чрезвычайно проста, так как отказ от действия возможен лишь, как несчастный случай.

Зимой 1912—1913 года парашют РК-1 конструкции Г. Е. Котельникова был представлен коммерческой фирмой «Ломач и К°» на конкурс в Париже и Руане. Впервые парашют Котельникова испытал челолвек 5 января 1913 года.

Это был студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский. Он прыгнул с парашютом РК-1 в Руане с 60-метровой отметки моста через Сену. Парашют сработал блестяще. Русское изобретение получило признание за рубежом. А царское правительство вспомнило о нём только в ходе первой мировой войны.

Дальше мы расскажем о жизни изобретателя и о том, что натолкнуло его на изобретение парашюта, что не менее интересно послушать, как и про первые испытания парашюта, о чём мы рассказали выше.

Жизнь и первый парашют Котельникова

Изобретатель авиационного ранцевого парашюта Глеб Котельников родился в Санкт-Петербурге 30 января 1872 года. Его отец был профессором математики и высшей механики, а мама страстной любительницей театра. Родители привили сыну свои увлечения. Глеб применил навыки, заложенные с детства, в конструировании, к которому его тянуло наряду с театром.

Военный, чиновник, актёр и изобретатель

Глеб с ранних лет интересовался конструированием. Сначала это были модели и игрушки, но постепенно увлечение переросло в призвание. В 1894 году он окончил Киевское военное училище. Прослужив 3 года обязательной службы, он ушёл в запас. Затем служил акцизным чиновником в провинции.

Потом Котельников помогал организовывать драматические кружки, нередко сам играл в спектаклях, но не прекращал конструировать. Его очень тяготила должность акцизного чиновника. В 1910 году Глеб вернулся в Санкт-Петербург и стал актёром труппы Народного дома на Петербургской стороне.

Прообраз парашюта и трагедия

Его театральным псевдонимом был Глебов-Котельников. По легенде, петербургский актёр увидел в зале падение шёлкового шарфа, что натолкнуло его на мысль о парашюте. Также в это время он посещал Всероссийский праздник воздухоплавания. И это событие повлияло на то, что его будущая жизнь круто изменилась.

А трагедия, которая произошла с коллегой Котельникова, буквально заставила изобретателя вплотную приступить к разработке парашюта. В 1910 году погиб лётчик Лев Макарович Мациевич, который хотел показать великому князю Александру Михайловичу, на тот момент шефу российской авиации, — этакое из последних достижений.

Мациевич хотел показать максимальную высоту, на которую может взлететь самолёт. Восторг зрителей был неописуем, но это зрелище затем обернулось настоящей катастрофой. Самолёт не выдержал нагрузки и буквально развалился на куски. Лев Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы на территории Российской империи.

До изобретения Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Конструкция не была надёжной. К тому же, зонты сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко.

Изобретения Котельникова

  1. Изобретатель получил привилегию: № 5010 Коллежскому асессору Г. Котельникову — на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемом парашютом 27 октября 1911 года.
  2. Котельников предпринял вторую попытку зарегистрировать своё изобретение уже во Франции, получив 20 марта 1912 года патент за № 438 612.

Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, и его первое показательное испытание Глеб Евгеньевич произвёл 19 июня 1912 года, — в районе деревни Сализи (ныне — Котельниково).

Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.

Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2 в 1923 году, потом была разработана модель парашюта РК-3 с мягким ранцем. В 1924 году Котельников придумал грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 килограмм. К сожалению, применения он не получил. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.

Память о Г. Е. Котельникове

После первой блокадной зимы Котельников был эвакуирован из Ленинграда. Глеб Котельников умер 22 ноября 1944 года в Москве. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Его могила стала меккой для парашютистов. Около могилы Котельникова они привязывают к деревьям ленточки для затяжки парашютов.

1 августа 1949 года деревня Сализи, где впервые испытывалт парашют Котельникова, была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружён скромный памятник с изображением парашюта. В Санкт-Петербурге есть аллея Котельникова. Изобретателю установлена мраморная памятная доска в Санкт-Петербурге на доме, где он жил 1912—1941 годы, по адресу: 14 линия В. О., дом № 31, кв. 20.

В истории российской авиации Глеб Евгеньевич Котельников оставил огромнейший след, прославив свой родной Петербург и Россию. Во всех справочниках пишут:

Изобретателем парашюта в современном виде является Г. Е. Котельников, инженер из Санкт-Петербурга, который первым в мире создал ранцевый парашют. В 1912 году Котельников получив патент на это изобретение в России, Франции, Германии и США. Он впервые разделил все стропы подвески на две группы, расположил аппарат в ранце, крепившемся к лётчику, и применил полюсное отверстие в центре купола для выхода воздуха. Испытан 6 июня 1912 года в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы. В России первым спасся на парашюте Михаил Громов в 1927 году.

Мягкой посадки! История русского парашюта

Мягкой посадки! История русского парашюта

Один из самых известных родов Вооруженных сил Российской Федерации — воздушно-десантные войска. И служба в ВДВ немыслима без освоения главного атрибута – парашюта. Точно так же немыслимы без него и военные летчики – хоть истребители, хоть экипажи ракетоносцев. Но десантникам нужны одни парашюты, летчикам — другие, а разнообразие снаряжения спортсменов-парашютистов и вовсе поражает воображение. И все эти системы восходят к одним и тем же прародителям: ранцевому парашюту русского изобретателя Глеба Котельникова и первым советским массовым парашютам начала 1930-х годов.

Изобретатель Глеб Котельников со своим детищем — ранцевым парашютом РК-1 — за плечами

Изобретатель Глеб Котельников со своим детищем — ранцевым парашютом РК-1 — за плечами

Детище катастрофы

Теоретические основы парашюта заложил гениальный изобретатель Леонардо да Винчи, который утверждал, что «если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна» со стороной длиной около шести с половиной метров, то такой человек может без опаски прыгать с любой высоты. Любопытно, что изобретатель в точности предсказал диаметр большинства массовых парашютов, ведь этот параметр сегодня и составляет 5-6 метров. Расчеты да Винчи получили практическое воплощение в XVII-XVIII веках, когда появилось и само слово «парашют», сложенное из двух корней: латинского «para» (против) и французского «chute» (падать). А в начале ХХ столетия появился и тот парашют, который нам сегодня хорошо знаком.

Но он далеко не сразу получил «прописку» в наспинном ранце. Это решение нашел в 1911 году русский изобретатель Глеб Котельников. Создатель ранцевого парашюта вспоминал позднее, что к работе его подтолкнула первая в истории русской авиации воздушная катастрофа. 24 сентября 1910 года во время показательных полетов на I Всероссийском празднике воздухоплавания аэроплан «Фарман-IV», которым управлял капитан Лев Мациевич, буквально рассыпался в воздухе на глазах тысяч зрителей. Среди них был и отставной офицер Глеб Котельников, бывший в то время актером Народного дома на Петербургской стороне. «Гибель молодого летчика настолько глубоко меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности», — вспоминал он. И с присущей творческой натуре страстью принялся за разработку такого средства спасения.

Спасительный ранец

Свою задачу Котельников видел не в изобретении парашюта как такового — к тому времени они уже были придуманы и даже применялись в авиации. Но парашютные системы первого поколения представляли собой громоздкие конструкции, которые требовали существенных затрат времени на то, чтобы ими воспользоваться, а гибель капитана Мациевича доказывала, что летчик может и не успеть этого сделать. Значит, нужно было придумать такой парашют, который пилот мог бы всегда иметь при себе и с которым можно было просто вывалиться из аэроплана, пусть даже разваливающегося, и успеть развернуть купол. Сделать это можно было только в одном случае: если парашют был компактно уложен и раскрывался при одном-единственном движении.

Глеб Котельников и его парашют РК-1, надетый на манекен, перед испытаниям, 6 июня 1912 года

Глеб Котельников и его парашют РК-1, надетый на манекен, перед испытаниям, 6 июня 1912 года

В качестве материала для своего парашюта Глеб Котельников взял тонкий прочный шелк, поскольку только такую ткань можно было сложить максимально компактно. Следующей задачей стал поиск системы, позволяющей сложенному парашюту постоянно находиться при летчике, как это представлялось изобретателю. Поначалу Котельников разместил систему спасения в цилиндрическом шлеме, надетом на голову пилота: оттуда сложенный купол выбрасывался специальной пружиной. Испытания на кукле, сброшенной с крыши котельниковской дачи в Стрельне, доказали, что система срабатывает отлично. Но возникла другая проблема: кукольный пилот переживал рывок раскрывающегося купола без проблем, однако с живого пилота могло как минимум сорвать шлем, а то и травмировать голову.

Читайте также  Как научиться делать олли на скейте

Тогда было найдено классическое на сегодняшний день решение — заспинный ранец, который Котельников сначала сделал из дерева, а потом из алюминия. Такой вариант крепления позволил разделить парашютные стропы на две группы, что стало с тех пор классикой: при такой конструкции управлять куполом оказалось значительно проще. 9 ноября 1911 года Глеб Котельников получил в России охранное свидетельство на свое изобретение, то есть документ, подтверждающий поданную заявку на оформление патента, а весной 1912 года — французский патент. Годом позже изобретатель дал своему детищу официальное имя РК-1, где буква «Р» означала «Русский», «К» — «Котельникова», а цифра — порядковый номер конструкции.

Летчик осматривает парашют ПЛ-1 перед полетом, середина 1930-х годов

Летчик осматривает парашют ПЛ-1 перед полетом, середина 1930-х годов

Стране нужны парашюты!

С началом Первой мировой войны парашюты конструкции Котельникова, которые поначалу вызвали отрицательную реакцию высших чинов русской армии, стали обязательным элементом снаряжения экипажей тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Сохранилась любопытная статистика: к 1918 году было документально подтверждено 57 случаев применения парашюта РК-1, из которых лишь один закончился травмой летчика, получившего ушиб ног, и при этом только в период с 8 июня по 4 октября 1917 года восемь русских пилотов, воспользовавшихся французским парашютом «Жюкмесс» (он был вторым по распространенности в отечественной авиации того времени), погибли.

Но даже такие красноречивые данные не убедили русских летчиков в том, что парашют должен всегда быть за спиной. Алюминиевые ранцы Котельникова были неудобны в тесных кабинах того времени, и авиаторы просто перестали их надевать. Такое положение дел сохранялось до конца 1920-х годов, пока во время очередного испытательного полета легендарный летчик Михаил Громов не остался жив лишь благодаря надетому, несмотря на предрассудки, парашюту. Правда, не отечественного производства, а американского. К тому времени, хотя Глеб Котельников и передал все свои патенты на изобретения Советской России, в авиации использовались более компактные американские парашюты «Ирвинг» с брезентовым ранцем.

Парашют летчика ПЛ-1 производства парашютной фабрики в Тушино. Рисунок из книги «Парашютизм. Вопросы теории и практики парашютного дела», 1936 год

Парашют летчика ПЛ-1 производства парашютной фабрики в Тушино. Рисунок из книги «Парашютизм. Вопросы теории и практики парашютного дела», 1936 год

Вывод знаменитого летчика-испытателя был однозначен: он остался жив только благодаря парашюту, а значит, такими системами должны пользоваться все советские пилоты. Из этого следовало, что стране нужно срочно пополнять запас парашютов. Сделать это за счет американской продукции было невозможно: каждый «Ирвинг» обходился казне в 600 долларов, а валюты в распоряжении советского правительства было немного. И значит, нужно было разворачивать собственное парашютное производство.

Фабрика советского агента

Чтобы решить эту задачу, нужно было сначала разработать собственный современный ранцевый парашют, поскольку лицензия тоже обходилась очень дорого. Справиться с этой проблемой должен был созданный в 1928 году парашютный отдел НИИ ВВС Красной Армии, который возглавил свежеиспеченный выпускник академии имени Жуковского, пришедший в военную авиацию еще в 1916 году летчик Михаил Савицкий. Доставшаяся ему научно-производственная база была скромной: мастерская-лаборатория в старом доме в Арсеньевском переулке в Москве да восемь сотрудников. Тем не менее, именно эти люди в течение двух лет изучали все известные на тот день парашютные системы, разбирались с патентами на изобретения Котельникова и теребили запросами и заданиями коллег из текстильных НИИ, чтобы те подобрали самые лучшие образцы парашютного шелка.

Первый руководитель парашютного отдела НИИ ВВС РККА Михаил Савицкий

Первый руководитель парашютного отдела НИИ ВВС РККА Михаил Савицкий

К началу 1930 года проблема была решена: взяв за основу американский парашют «Ирвинг», сотрудники парашютного отдела НИИ ВВС разработали собственную конструкцию, получившую название НИИ-1. Именно они и стали первыми отечественными серийными парашютами. К 18 апреля 1930 года была выпущена пробная партия новинок, которые отправились в авиационные части. Шили эти парашюты в Тушино, рядом с одной из главных в то время авиаплощадок страны – Тушинским аэродромом. Первая отечественная парашютная фабрика размещалась в корпусах бывшей сукновальной фабрики товарищества «Николай Третьяков и компания».

Много позже, уже после Победы, станет известно, что последний руководитель товарищества «Николай Третьяков и компания» Сергей Третьяков в 1944 году отдал жизнь за свободу своей родины, хотя и находился в то время во Франции. Сын основателя фабрики, он возглавил ее семнадцатилетним юношей в 1899 году и быстро завоевал уважение в профессиональном сообществе. Не приняв Октябрьской революции, Сергей покинул родину и эмигрировал во Францию. Уже там в 1929 году начал сотрудничать с советской разведкой и быстро стал одним из самых ценных агентов в рядах «Российского общевоинского союза» (РОВС). В 1942 году бывшего фабриканта раскрыли, он был арестован гестапо, пережил десятки жестоких допросов, и 16 апреля 1944 года его расстреляли в концлагере Ораниенбург.

Летчикам — свои, десантникам — свои

После того как первые советские парашюты НИИ-1 были опробованы в войсках и оттуда пришли отзывы, парашютный отдел НИИ ВВС доработал свою продукцию, одновременно разделив ее на несколько специализированных моделей. Для летчиков был предназначен парашют ПЛ-1, который в разных модификациях советские пилоты использовали до самого конца Великой Отечественной войны. Десантники получили детище самого Михаила Савицкого — парашютную систему ПД-1, первые 70 экземпляров которой были выпущены в 1931 году. А для тренировочных прыжков был предназначен парашютный комплект ПТ-1, состоявший из двух парашютов — основного наспинного и запасного нагрудного: такая система тоже быстро стала классической.

Выброска советских парашютистов с бомбардировщика ТБ-3, середина 1930-х годов

Выброска советских парашютистов с бомбардировщика ТБ-3, середина 1930-х годов

В 1931 году первая советская парашютная фабрика выпустила более 5000 парашютов всех модификаций, а годом позже — уже свыше 12 000. Это позволило полностью удовлетворить потребности советской авиации и десантных войск того времени. С этого момента, несмотря на быстрый рост числа летчиков и десантников в Красной Армии, все они обеспечивались исключительно парашютами советского производства: никакие импортные системы военными больше никогда не эксплуатировались.

История парашютов от Као Яна до наших дней

Фото: pxhere.comФото: pxhere.com

«Экспресс газета» в Google Новостях

Легенды без доказательств

О полете человека есть немалое количество упоминаний с глубокой древности. Мифические Дедал и Икар, поднявшиеся в воздух с помощью самодельных крыльев, – далеко не первые летающие люди в фольклоре. Да и средства для торможения падения были известны с давних времен. Так, в старинных китайских рукописях описаны подобные зонтам устройства, да и в отчетах европейских мореплавателей рассказывается о китайских акробатах-трюкачах, спускавшихся с высоты под большими зонтиками. Своеобразными парашютами можно считать и воздушных змеев, запускать которых китайцы умели уже много столетий. Известно, например, что безумный садист император Као Ян династии Ци, который правил Китаем в 550-557 годах нашей эры, запускал в небо на воздушных змеях захваченных в плен членов предыдущей династии. А тех, кто сумел приземлиться живым, казнил более традиционными способами.

Испанский путешественник по Африке описывал развлечение, которое ему устроил местный царек: члены племени прыгали со скалы, держа в руках некое приспособление, сделанное из пальмовых ветвей, похожее опять-таки, на большой зонт.

Писатели Древнего Рима Овидий и Апулей описывали в своих трудах благополучные приземления с большой высоты. Японцы с помощью пилотов воздушных змеев проводили разведку над станом врага, а их воины-ниндзя с воздуха проникали в тщательно охраняемые замки.

Во времена правления Ивана Грозного смерд Никитка Лупатов прыгнул с колокольни с деревянными крыльями прямо на глазах изумленного царя и его свиты и сумел приземлиться невредимым. Но был схвачен, обвинен в бесовстве и ереси и казнен.

Распятская церковь-колокольня, Александровская слобода (ныне г. Александров), откуда совершил прыжок первый русский бейсджампер Никита Лупатов. Фото: wikimedia.org

Распятская церковь-колокольня, Александровская слобода (ныне г. Александров), откуда совершил прыжок первый русский бейсджампер Никита Лупатов. Фото: wikimedia.org

Изобретение парашюта

Обо всем этом есть записи, легенды, рассказы, но нет никаких технических характеристик и точного описания этих приспособлений. А первый внятный проект парашюта принадлежит гению Леонардо да Винчи. В его «Атлантическом кодексе» 1495 года сохранился рисунок с рекомендациями по устройству купола, материалам и размерам.

Он спроектировал четырехгранную пирамиду из полотна, пропитанного крахмалом для улучшения воздухонепроницаемости. Ширина полотна у основания – 12 локтей, то есть площадь леонардовского купола составляла почти 60 кв .м. Для сравнения, площадь парашюта летчика-планериста ПЛП-60 – 54 кв.м. Так, что, как видим, Леонардо рассчитал практически безопасное средство торможения падения.

Парашют Леонардо да Винчи, рисунок 1495 года. Источник: wikimedia.orgПарашют Леонардо да Винчи, рисунок 1495 года. Источник: wikimedia.org

Но в те времена в фаворе были войны, в цене были военные машины, а не развлекательные прыжки под шатром со скал. Расчеты парашюта были отложены в долгий ящик, как и многие другие изобретения великого итальянца.

Еще одной невостребованной, но достаточно подробной работой по созданию парашюта стали изыскания другого итальянского ученого, Фауста Веранчино. Он изучил труды Леонардо, взял за основу его изыскания, но добавил кое-что и от себя: заменил льняной купол да Винчи куском паруса и уточнил, что размеры купола должны зависеть от веса парашютиста. Веранчино не только создал свой парашют, но и совершил с ним прыжок с братиславского собора Святого Мартина. Об этом есть запись в его работах, но, увы, ни одного подтверждения от свидетелей.

Рабочие модели

Если на работы да Винчи и Веранчино не было спроса ввиду отсутствия летательных аппаратов, то француз Ленорман со своим изобретением попал в нужное время. Первые полеты на воздушных шарах в 1783 году принесли и первые человеческие потери, так что предложенный Ленорманом спасательный аппарат пришелся весьма кстати. По иронии судьбы, хоть Ленорман и создал вполне рабочую версию парашюта, (да и ввел в обиход само слово «парашют»), его изобретением никто и никогда так и не воспользовался. Единственными пассажирами спасительной ивовой корзинки стали животные, которых в рамках исследований Ленорман сбрасывал под куполом с двадцатишестиметровой башни обсерватории в Монпелье.

Годом позже Жан-Пьер Бланшар подвесил под своим воздушным шаром купол собственной конструкции: его парашют держался в раскрытом положении с помощью металлических спиц (зонт в чистом виде!). Другой французкий воздухоплаватель, Горнерен, удалил из купола Бланшара утяжелявшие его спицы, оставив лишь обруч по низу, не дающий кромке схлопываться. Именно ему удалось совершить первый успешный прыжок с парашютом – это случилось в Париже 22 октября 1797 года. Гарнерен разрезал веревку, соединявшую воздушный шар с парашютным куполом, и благополучно приземлился, размахивая флагом Франции. Ему, кстати, принадлежит также изобретение полюсного отверстия в центре купола, которое служит стабилизирующим фактором при снижении, уменьшая раскачивание парашюта.

В 1910 году портной по фамилии Рейхельт получил в Париже патент на собственный вид парашютной системы. Его купол особенным образом укладывался вокруг тела и должен был раскрываться под влиянием воздушных потоков. В 1912 году отчаянный портной прыгнул с Эйфелевой башни, но что-то пошло не так: этот подвиг стал последним в его жизни, а идею подобных систем признали нежизнеспособной.

Первый спуск парашюта Котельникова, 1938 год. Фото: wikimedia.org

Первый спуск парашюта Котельникова, 1938 год. Фото: wikimedia.org

Читайте также  Где покататься на сноуборде летом

Русская революция

Огромный вклад в развитие парашютов внесли русские инженеры и ученые.

В архивах Русского технического общества есть доклад поручика Карманова об управляемом парашюте его изобретения. Позже устойчивость парашюта изучал талантливый ученый Репман, инженер Николай Ягн предложил четырехсекторный купол, также хорошо гасивший колебания. В историю вошел советский специалист Глеб Котельников, который изобрел ранцевый авиационный парашют. Им же была создана и подвесная система с карабинами, которую можно было отстегнуть при приземлении в неблагоприятных условиях.

А в 1936 году братьями Дорониными был создан первый в мире прибор для принудительного раскрытия парашюта. Это стало настоящей революцией в деле экстренного спасения жизней и навсегда вписало имена братьев в историю парашютизма.

Но, конечно, прогресс не стоит на месте. И парашюты, и подвесные системы, и прибор Дорониных претерпели массу изменений, круглые купола вытеснены более маневренными и скоростными парашютами типа «крыло». С приходом новых материалов купола стали меньше, легче, подвесные системы компактнее и удобнее. Страхующие приборы имеют до сорока степеней электронной и механической защиты, так что раскрытие парашюта практически гарантировано. Некоторые современные купола развивают горизонтальную скорость до 100 км/ч, но в то же время продуманная система управления позволяет быстро уменьшить скорость до нуля, тем самым обеспечив безопасное приземление.

Выход «под хвост» – десантирование через грузовой люк. Фото: pxhere.com

Выход «под хвост» – десантирование через грузовой люк. Фото: pxhere.com

Но еще до всех этих сверхтехнологичных изобретений наши парашютисты держали высокую планку во всем мире. С 1954 года и по наши дни не было чемпионата мира, на котором бы советские, а после и российские спортсмены не взошли на пьедестал почета во всех парашютных дисциплинах без исключения.

Показательные выступления российских спортсменов не оставят равнодушными ни одного зрителя. Фото: mil.ru

Показательные выступления российских спортсменов не оставят равнодушными ни одного зрителя. Фото: mil.ru

Сегодняшние прыжки с парашютом – это уже скорее захватывающее приключение, экстремальное развлечение, а не героизм. Но как бы там ни было, нужна огромная смелость, чтобы, добровольно оставив твердую опору, сделать шаг в небо. Но если вы сделаете этот шаг, он изменит вас навсегда: глядя в небо, вы каждый раз будете видеть не облака, а разрывы между ними.

Кто изобрел парашют

Кто изобрел парашют

Когда изобретение доведено почти до совершенства, когда оно доступно практически любому человеку, нам кажется, что этот предмет существовал если не всегда, то издавна. И если, скажем, по отношению к радио или автомобилю это не так, то по отношению к парашюту — почти так. Хотя то, что называется этим словом сегодня, имеет совершенно конкретную дату рождения и совершенно конкретного родителя.

Первый в мире ранцевый парашют с куполом из шелка — то есть такой, какими пользуются и по сей день, — изобрел русский конструктор-самоучка Глеб Котельников. 9 ноября 1911 года изобретатель получил «охранное свидетельство» (подтверждение приема заявки на патент) на свой «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом». А 6 июня 1912 года прошло первое испытание парашюта его конструкции.



От Возрождения до Первой мировой

«Парашют» — калька с французского parachute, а само это слово образовано от двух корней: греческого para, то есть «против», и французского chute, то есть «падать». Идея подобного приспособления для спасения прыгающих с большой высоты довольно древняя: первым человеком, высказавшим идею такого устройства, был гений эпохи Возрождения — знаменитый Леонардо да Винчи. В его трактате «О летании и движении тел в воздухе», который датируется 1495 годом, есть такой пассаж: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет 12 локтей (около 6,5 м. — РП.) в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Любопытно, что да Винчи, который так и не довел идею «палатки из накрахмаленного полотна» до воплощения, совершенно точно высчитал ее размеры. Например, диаметр купола самого распространенного учебного парашюта Д-1-5у — около 5 м, знаменитого парашюта Д-6 — 5,8 м!

Идеи Леонардо были оценены и подхвачены его последователями. К тому времени, как француз Луи-Себастьян Ленорман в 1783 году придумал само слово «парашют», в копилке исследователей возможности управляемого спуска с большой высоты были уже несколько прыжков: хорвата Фауста Вранчича, который в 1617 году и реализовал на практике идею да Винчи, и французов Лавена и Думье. Но первым настоящим прыжком с парашютом можно считать рискованную авантюру Андре-Жака Гарнерена. Именно он прыгнул не с купола или карниза здания (то есть не занимался бейсджампингом, как это называется сегодня), а с летательного аппарата. 22 октября 1797 года Гарнерен покинул корзину воздушного шара на высоте 2230 футов (около 680 м) и благополучно приземлился.

Развитие аэронавтики влекло за собой и усовершенствование парашюта. Жесткий каркас сменился полужестким (1785 год, Жак Бланшар, парашют между корзиной и куполом аэростата), появилось полюсное отверстие, позволившее избежать болтанки при приземлении (Жозеф Лаланд)… А потом пришла эра летательных аппаратов тяжелее воздуха — и для них потребовались совершенно другие парашюты. Такие, каких еще никто не делал.

Не было бы счастья…

Создатель того, что сегодня называется словом «парашют», с детства отличался страстью к конструированию. Но не только: не меньше, чем расчеты и чертежи, его увлекали свет рампы и музыка. И нет ничего удивительного в том, что в 1897 году, после трех лет обязательной службы, выпускник легендарного Киевского военного училища (которое окончил, в частности, и генерал Антон Деникин) Глеб Котельников подал в отставку. А еще через 13 лет оставил государственную службу и полностью перешел на службу Мельпомене: стал актером труппы Народного дома на Петербургской стороне и выступал под псевдонимом Глебов-Котельников.

Будущий отец ранцевого парашюта так бы и остался малоизвестным актером, если бы не талант конструктора и трагический случай: 24 сентября 1910 года Котельников, присутствовавший на Всероссийском празднике воздухоплавания, стал свидетелем внезапной гибели одного из лучших летчиков того времени — капитана Льва Мациевича. Его «Фарман IV» буквально развалился в воздухе — это была первая авиакатастрофа в истории Российской империи.


С этого момента Котельникова и не оставляла идея дать летчикам шанс на спасение в подобных случаях. «Гибель молодого летчика настолько глубоко меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности, — писал в своих воспоминаниях Глеб Котельников. — Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую и более года работал над изобретением». По отзывам очевидцев, над своей идеей Котельников работал как одержимый. Мысль о новом типе парашюта не оставляла его нигде: ни дома, ни в театре, ни на улице, ни на редких вечеринках.

Главной проблемой были вес и габариты устройства. К тому времени парашюты как средство спасения пилотов уже существовали и использовались, они представляли собой своего рода гигантские зонтики, укрепленные позади пилотского места на самолете. В случае катастрофы летчик должен был успеть закрепиться на таком парашюте и отделиться с ним от летательного аппарата. Однако гибель Мациевича доказывала: у пилота может просто не быть этих нескольких мгновений, от которых в буквальном смысле слова зависит его жизнь.

«Я понял, что необходимо создать прочный и легкий парашют, — вспоминал потом Котельников. — Сложенный, он должен быть совсем небольшим. Главное, чтобы он находился всегда на человеке. Тогда летчик сможет спрыгнуть и с крыла, и с борта любого самолета». Так родилась идея ранцевого парашюта, который сегодня, собственно, мы и подразумеваем, когда употребляем слово «парашют».

Из шлема — в ранец

«Я хотел сделать свой парашют таким, чтобы он всегда мог быть на летящем человеке, не стесняя по возможности его движений, — писал в своих воспоминаниях Котельников. — Я решил изготовить парашют из прочного и тонкого непрорезиненного шелка. Такой материал дал мне возможность уложить его в ранец совсем небольшого размера. Для выталкивания парашюта из ранца я применил специальную пружину».

Но мало кто знает, что первым вариантом размещения парашюта была… каска летчика! Котельников начинал свои эксперименты, пряча в буквальном смысле слова кукольный — поскольку все ранние эксперименты он проводил с куклой — парашют в цилиндрический шлем. Вот как об этих первых опытах вспоминал потом сын изобретателя Анатолий Котельников, которому в 1910 году было 11 лет: «Мы жили на даче в Стрельне. Был очень холодный октябрьский день. Отец поднялся на крышу двухэтажного дома и сбросил оттуда куклу. Парашют сработал отлично. У отца вырвалось радостно только одно слово: «Вот!» Он нашел то, что искал!»

Впрочем, изобретатель быстро понял, что при прыжке с таким парашютом в тот момент, когда купол раскроется, оторвется в лучшем случае шлем, а в худшем — голова. И в итоге он перенес всю конструкцию в ранец, который сначала предполагал делать из дерева, а потом — из алюминия. Тогда же Котельников разделил стропы на две группы, раз и навсегда заложив в конструкцию любых парашютов этот элемент. Во-первых, так куполом было проще управлять. А во-вторых, так можно было крепить парашют к подвесной системе в двух точках, что делало прыжок и раскрытие более удобными и безопасными для парашютиста. Так появилась подвесная система, которая почти без изменений используется и ныне, разве что ножных обхватов в ней не было.

Как мы уже знаем, официальным днем рождения ранцевого парашюта стало 9 ноября 1911 года, когда Котельников получил охранное свидетельство на свое изобретение. А вот почему ему так и не удалось в итоге запатентовать свое изобретение в России, до сих пор остается загадкой. Зато через два месяца, в январе 1912 года, изобретение Котельникова было заявлено во Франции и весной того же года получило французский патент. 6 июня 1912 года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи: изобретение продемонстрировали высшим чинам русской армии. Через полгода, 5 января 1913 года, парашют Котельникова представили иностранной публике: студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский прыгнул с ним в Руане с моста высотой 60 метров.

К этому времени изобретатель уже доработал свою конструкцию и решился дать ей имя. Свой парашют он назвал РК-1 — то есть «Русский, Котельникова, первый». Так в одной аббревиатуре Котельников соединил все важнейшие сведения: и имя изобретателя, и страну, которой он был обязан своим изобретением, и свое первенство. И закрепил его за Россией навсегда.

«Парашюты в авиации — вообще вещь вредная…»

Как это часто бывает с отечественными изобретениями, их долго не могут оценить по достоинству на родине. Так, увы, случилось и с ранцевым парашютом. Первая попытка обеспечить им всех российских летчиков наткнулась на довольно глупый отказ. «Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!» — такую резолюцию наложил на ходатайство Котельникова главнокомандующий Российскими воздушными силами Великий князь Александр Михайлович.

Читайте также  Как научиться садиться на шпагат

С началом войны о парашютах вспомнили. Котельникова даже привлекли к выпуску 70 ранцевых парашютов для экипажей бомбардировщиков «Илья Муромец». Но в тесных условиях тех самолетов ранцы мешали, и летчики от них отказались. То же случилось, когда парашюты передали аэронавтам: им было неудобно возиться с ранцами в тесных корзинах наблюдателей. Тогда парашюты вытащили из ранцев и просто прикрепили к аэростатам — чтобы наблюдатель в случае необходимости просто прыгнул за борт, а парашют раскроется сам. То есть все вернулось к идеям вековой давности!

Все изменилось, когда в 1924 году Глеб Котельников получил патент на ранцевый парашют с ранцем из парусины ― РК-2, а потом доработал его и назвал РК-3. Сравнительные испытания этого парашюта и такого же, но французской системы показали преимущества отечественной конструкции.

В 1926 году Котельников передал все права на свои изобретения Советской России и больше изобретательством не занимался. Зато написал книгу о своей работе над парашютом, которая выдержала три переиздания, в том числе и в трудном 1943 году. А созданный Котельниковым ранцевый парашют до сих пор используется по всему миру, выдержав, образно говоря, уже не один десяток «переизданий». Случайно ли на могилу Котельникова на Новодевичьем кладбище в Москве непременно приходят нынешние парашютисты, повязывая на ветви деревьев вокруг стопорные ленты от своих куполов…

Глеб Котельников – изобретатель ранцевого парашюта

Глеб Котельников - Stone Forest

Сразу после того, как люди начали подниматься в воздух сначала на аэростатах, а затем и на самолетах, остро встал вопрос их спасения в случае аварии на большой высоте. На первых самолетах для этого использовались длинные сложенные конструкции в виде зонтов, которые закреплялись на фюзеляже. Это были очень ненадежные устройства, которые сильно увеличивали вес летательного аппарата, поэтому применялись крайне редко.

На воздушных шарах эволюция средств для относительно мягкого приземления при падении с многокилометровой высоты шла своим путем. Там использовались тяжелые и неудобные изделия из льняной ткани, которые привязывали к нижней или боковой части аэростата. Понятно, что в случае аварии грамотно воспользоваться такой конструкцией удавалось далеко не всегда.

Все изменилось в 1912 году, когда свой ранцевый парашют испытал русский изобретатель Глеб Котельников.

Содержание

Изобретатель ранцевого парашюта Глеб Котельников - Stone Forest

Биография конструктора

Глеб Котельников родился в Санкт-Петербурге в 1872 году, его отец был профессором механики и высшей математики. Главным увлечением родителей являлся театр, и мальчик тоже полюбил его. С детства он занимался игрой на скрипке и пением. Однако нравилось ему и еще кое-что – изготовление своими руками разных игрушек и моделей.

В 1894 году Глеб оканчивает Киевское военное училище и после 3-летней обязательной службы уходит в запас. Котельников уезжает в провинцию и живет тихой размеренной жизнью – служит акцизным чиновником, помогает в организации драматических кружков, иногда сам играет в спектаклях. Не бросает он и своего конструкторского увлечения.

Трагедия как толчок

В 1910 году Котельников возвращается в Санкт-Петербург и вступает в труппу Народного дома на Петербургской стороне. Он играет под псевдонимом Глебов-Котельников.

24 сентября 1910 года (по старому стилю) в Санкт-Петербурге стояла прекрасная безветренная погода. На этот день назначили проведение первого в России праздника воздухоплавания. Публика была в восторге от невиданного ранее зрелища, и вдруг один из самолетов начал разваливаться в воздухе. Из него с высоты 400 м выпал пилот, у которого не было шансов выжить. Так в первой для Российской империи авиационной катастрофе погиб известный авиатор Лев Мациевич.

Глеб Котельников оказался свидетелем трагедии, и в тот момент он твердо решил, что такое повториться не должно. Так 38-летний актер превратился в разработчика парашюта.

Лев Мациевич - Stone Forest

Создание парашюта

Работа Котельникова по созданию первого складного ранцевого парашюта была завершена уже в декабре 1911 года, то есть спустя 15 месяцев после гибели Мациевича. Изобретатель заменил тяжелое льняное полотно легким и крепким шелком. В края парашюта Глеб Евгеньевич вшил тонкий эластичный трос. Стропы были разделены на две группы, закреплявшиеся на плечевых обхватах подвесной системы. В результате получилась конструкция, которой человек мог управлять, пока спускался на землю.

Ранцевый парашют Глеба Котельникова - Stone Forest

Главной особенностью парашюта Котельникова было то, что он уложил его в небольшой заплечный ранец. На его дне находилась специальная полка с сильными пружинами под ней. За счет такого решения парашют моментально выбрасывался наружу, когда человек выдергивал в воздухе стопорное кольцо. Первая модель была названа РК-1 – это сокращение от «Русский, Котельникова, модель 1».

После успешных испытаний с манекеном разработка была предложена военному ведомству, но российская бюрократическая машина восторгов по поводу изобретения не разделила. Один из великих князей даже назвал парашют вредной для авиации вещью, так как с ним летчик будет при малейшей опасности спасать себя, а не самолет.
Котельников не опустил руки и продолжил работу над изобретением, которое все же понадобилось русской авиации, когда началась Первая мировая война.

Изобретение Глеба Котельникова - Stone Forest

Советский период

После революции и Гражданской войны Котельников остался в Советской России. В 1923 году он представил модель РК-2, а немногим позже – РК-3 с мягким ранцем. Современные парашюты российских десантников имеют практически ту же конструкцию, что и РК-3. Воздушно-десантные войска появились в нашей стране в 1929 году именно благодаря Глебу Евгеньевичу и его разработкам.

Почти одновременно с РК-3 Котельников создает грузовой парашют РК-4. Он отличается увеличенным куполом диаметром 12 м и способностью опускать груз, весящий до 300 кг. Впрочем, этот парашют применения не получил. В 1926 году Котельников все свои изобретения передал Советскому правительству.

Начало Великой Отечественной войны изобретатель встретил в Ленинграде. Он пережил часть блокады, и после первой зимы в осажденном городе был эвакуирован. Котельников дождался снятия блокады с родного города, но до конца войны не дожил. Он умер в конце 1944 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Могила Глеба Котельникова - Stone Forest

Первое испытание парашюта Котельникова прошло в деревне Сализи, которую в 1949 году переименовали в Котельниково (Гатчинский район Ленинградской области). Рядом с полигоном и сейчас стоит небольшой памятник с изображенным на нем парашютом.

Могила Глеба Евгеньевича – место паломничества парашютистов. Они привязывают к деревьям рядом с его надгробием ленточки для затяжки парашютов.

Какими были первые парашюты, и как произошел первый удачный прыжок

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

У изобретения Луи-Себастьяна Ленормана (Louis-Sebastien Lenormand) было практическое применение — инженер хотел показать, что во время пожаров есть способ спрыгивать с крыши горящего здания и при этом остаться в живых. Изобретение состояло из деревянной основы — Луи-Себастьян использовал вяз — и льняной ткани.

До этого представления Луи-Себастьян не раз экспериментировал самостоятельно, что правда, прыгая с меньшей высоты. Так что в этот раз он наверняка и сам волновался. Тем более, что внизу с каждой минутой собиралось все больше и больше народу. Вот так 26 декабря 1783 года произошел первый в истории человечества успешный прыжок человека с парашютом — тогда он был больше похож на большой зонтик, чем на современный парашют. Луи-Себастьян действительно тогда прыгнул с крыши и приземлился, не поломав себе ни рук, ни ног.

Безусловно, Ленорман не был первым, кто додумался до такой идеи, но он был первым, кто доверил свою собственную жизнь такому изобретению — и при этом выжил. Если взглянуть на историю, то окажется, что парашюты в том или ином виде существовали — в реальности или в воображении — уже давно. Например, писатель династии Хань Сима Цянь рассказывает историю о легендарном китайском императоре Шуне, который бежал от своего отца-убийцы, взобравшись на крышу амбара и прыгнув с него с двумя бамбуковыми шляпами в руках.

В итальянской рукописи неизвестного автора 1470-х годов есть изображение парашюта — человек висит в воздухе на раме, к которой прикреплен конический купол. Буквально десять лет спустя Леонардо Да Винчи сделал свой набросок парашюта — более сложного, с квадратным каркасом. «Если у человека будет палатка из льна, палатка будет без отверстий и размером 12 сгибов вширь и в длину, то с ее помощью человек сможет спрыгнуть с любой высоты, не получив травм при приземлении», — написал Да Винчи под своим эскизом. Но, конечно, на деле он сам вряд ли пробовал прыгать с помощью своего изобретения.

Столетие спустя Фаусто Веранцио изучил эскиз парашюта Да Винчи и немного его усовершенствовал — он оставил квадратную раму, но купол сделал выпуклым на подобие паруса. Из-за существующего изображения этого изобретения под названием «Homo Volans» («Летучий человек»), на котором изображен мужчина, прыгающий с парашютом с колокольни Святого Марка в Венеции, долго думали, что именно этот прыжок и был первым в истории. Но Веранцио тогда было 65 лет и он был серьезно болен — вряд ли бы он решился прыгнуть, да и других сведений об этом прыжке нет — так что вряд ли он когда-либо происходил на самом деле.

Собственно, до того момента, как Луи-Себастьян Ленорман прыгнул с обсерватории, и слова-то такого как «парашют» не было. Это тоже было его вкладом в историю — Ленорман взял префикс с итальянского «пара», что означает «против» и французское слово «падение», то есть изобретение «против падения».

Успешный прыжок Ленормана дал толчок дальнейшим усовершенствованиям изобретения другими инженерами. Так, через два года Жан-Пьер Бланшар показал, что с помощью парашюта можно прыгать не только с крыш зданий, но и с более большой высоты — что правда, показал это не на своем примере, а на примере своей собаки, выбросив ее с воздушного шара. Он же стал придумывать как сделать парашют не на рама, а складным — так появился не льняной, а шелковый парашют. Еще через 10 лет еще один инженер — Андре Гарнерен самостоятельно прыгнул с помощью шелкового складного парашюта — и успешно приземлился. Теперь на месте его приземления стоит памятная табличка.

И только через сто лет Чарльз Бродвик внес новые существенные изменения в изобретение: он сложил парашют в рюкзак и сделал так, чтобы он открывался с помощью статической линейной системы — такие иногда используют и сегодня.

В нашей статье «Рождённый шить — летать не может» мы рассказываем о глупой кончине портного, решившего изобрести парашют.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: