Летать на дельтаплане

О чистом полете, мечте, человеке и о том, что же такое дельтаплан. Артур Дзамихов. Интервью.

О чистом полете, мечте, человеке и о том, что же такое дельтаплан. Артур Дзамихов. Интервью. (Воздух, дзамихов артур, школа"эволюция")

BIO. Артур Дзамихов. Год рождения: 1980. Руководитель дельтапланерной школы «Эволюция». МСМК, Член сборной России по дельтапланерному спорту. Результаты за последние 5 лет:
2006 год – Чемпион России, 2-е в командном зачете (Ставропольский край), участвовал в Чемпионате Европы в составе сборной.
2007 год – 1-е место на Чемпионате Украины, 1-е место на Кубке России
2008 год – 2-е место на ЧР, 1-е на КР, 2-е в командном зачете (Ставропольский край) на ЧР, участвовал в Чемпионате Европы в составе сборной.
2009 год – 2-е место на Чемпионате Германии, 4-место на Чемпионате Англии, 4 место на ЧР, 2-е в командном зачете (Ставропольский край), участвовал в Чемпионате Мира в составе сборной.

Расскажи немного о себе
Родился в городе Запорожье Украинской АССР в стране под названием СССР. Где живу сейчас сказать сложно – постоянно перемещаюсь по планете.

О чистом полете, мечте, человеке и о том, что же такое дельтаплан. Артур Дзамихов. Интервью. (Воздух, дзамихов артур, школа"эволюция")

О чистом полете, мечте, человеке и о том, что же такое дельтаплан. Артур Дзамихов. Интервью. (Воздух, дзамихов артур, школа"эволюция")

Что такое полеты на дельтаплане лично для тебя?

Вы когда-нибудь катались на доске по волнам? Ну, даже если и нет, Вы легко себе это представляете. Так представьте тоже самое, только по небу. Дельтаплан – это продолжение моего тела – мои крылья, которые дарят мне свободу существования в трехмерном пространстве, возможность летать. Делать это так же естественно, как ходить, бегать или кататься на велосипеде.

О чистом полете, мечте, человеке и о том, что же такое дельтаплан. Артур Дзамихов. Интервью. (Воздух, дзамихов артур, школа"эволюция")

Как ты пришел в дельтапланерный спорт?

Сейчас сложно сказать, что мной двигало в то февральское утро, когда 11 лет назад я приехал на Юцу… но совершенно точно, что это изменило мою жизнь полностью. Помню, что я ехал с мыслью прокатиться на параплане с инструктором, но первый человек, которого встретил на горе, была Наташа Петрова, которая предложила научиться летать на дельтаплане. Для меня было очень странно, что это вот так просто – взять и научиться летать. На следующий день я уже делал небольшие подлеты вдоль пологого склона, а через 2 месяца уже пытался выпарить в восходящих потоках у горы. Я как-то даже не спрашивал себя, зачем мне это нужно, необходимость летать подразумевалась как бы сама собой. У меня была возможность учиться, и я использовал ее насколько мог.

О чистом полете, мечте, человеке и о том, что же такое дельтаплан. Артур Дзамихов. Интервью. (Воздух, дзамихов артур, школа"эволюция")

Был ли у тебя тренер?

Как такового, тренера у меня не было. Был инструктор, который научил меня летать – Наталья. Человек незаурядный и отличный спортсмен (уже на тот момент она входила в женскую сборную России). То, что я заинтересовался соревнованиями во многом ее заслуга.

О чистом полете, мечте, человеке и о том, что же такое дельтаплан. Артур Дзамихов. Интервью. (Воздух, дзамихов артур, школа"эволюция")

Ты когда-нибудь испытывал страх за свою жизнь?

Конечно. Не боятся только идиоты и душевнобольные. В нашем виде спорта нам постоянно приходится иметь дело с собственным страхом. Можно даже сказать, что мы с ним друзья. Он помогает мне — дает силы, тормозит время и делает разум ясным. Нужно только поладить с ним и вы получите отличного союзника на всю жизнь. Главное, не боятся бояться.

О чистом полете, мечте, человеке и о том, что же такое дельтаплан. Артур Дзамихов. Интервью. (Воздух, дзамихов артур, школа"эволюция")

У тебя были травмы или неприятные происшествия, связанные с дельтапланом?

Лично у меня серьезных травм не было (не считая мелких ушибов). Но не стоит питать иллюзий относительно безопасности этого спорта. Я видел слишком много травм и смертей, в том числе и среди своих друзей, чтобы утверждать, что наш спорт безопасен. Это, безусловно, экстремальный спорт и требует соответствующего серьезного подхода. Обычно все травмы являются следствием переоценки своих возможностей. Иногда людям кажется, что они могут бросить вызов стихии. Но это очень наивно и смешно. Мы – лишь маленькая щепка на волнах и ничего не можем противопоставить ни гравитации, ни энергии движения воздуха.

Тебе когда-нибудь приходило в голову перестать летать и начать заниматься чем-то другим?

Перестать – нет. Если вы что-то умеете делать, зачем от этого отказываться по своей воле? Иногда мне хотелось немного уменьшить интенсивность полетов и соревнований, но отказываться от этого просто глупо – если вы устали махать крыльями, это же не значит, что эти крылья нужно отрезать? Я прекрасно осознаю, что продолжая летать настолько интенсивно, мои шансы получить серьезную травму или разбиться возрастают. Просто исходя из теории вероятности и законов статистики. Это дисциплинирует. Заставляет трезво смотреть на вещи и не зацикливаться на том, что действительно не имеет ценности в жизни. Своеобразный вызов – дожить до старости не прекращая летать и соревноваться. Выиграть это соревнование гораздо сложней, чем какое-либо другое, даже самое крутое.

Заняться чем-то другим, помимо дельтапланеризма, мне хотелось всегда и хочется и сейчас. Меня всегда привлекали горы, альпинизм, скалолазание, сноуборд, гимнастика и множество других интересных вещей. Но, безусловно, полеты для меня на первом месте.

О чистом полете, мечте, человеке и о том, что же такое дельтаплан. Артур Дзамихов. Интервью. (Воздух, дзамихов артур, школа"эволюция")

Какие трудности, на твой взгляд, представляет процесс обучения?

Мне кажется, основные трудности в нашей голове. Объективно, любой здоровый и не слишком физически слабый человек способен научиться пилотировать дельтаплан за 10-12 летных дней (базовый курс). Но довольно часто у людей в голове живут «тараканы», которые затормаживают процесс обучения. Основная трудность как раз и состоит в том, чтобы преодолеть собственные страхи и озабоченности и поверить, что летать легко. Пилот должен быть тупым и смелым))). А если серьезно, мне кажется, искусство полета на дельтаплане заключается в том, чтобы оказываться в нужном месте в нужное время. Это во многом связано с тем, что мы сильно зависим от погоды и атмосферы. Мы ищем восходящие потоки для продолжения полета, а они локализованы не только в пространстве, но и во времени. Мы выжидаем момента для старта и определяем место, куда мы полетим после набора в потоке. Уметь ждать не мешкая, поспешать не торопясь. Уметь чувствовать не только погоду, но и тенденции ее изменения. Что-то сродни музыкальному слуху и чувству ритма.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы научиться летать на дельтаплане?
Ничего особенного не нужно. На дельтапланах летают настолько разные люди, что выявить какие-то определенные критерии «пригодности» лично я не могу. Естественно, нужно обладать некой минимальной физической формой, не иметь медицинских противопоказаний и отдавать отчет в своих действиях. Минимальный возраст для начала обучения– 16 лет, максимальный зависит только от здоровья. Вес может быть любым в диапазоне 50 – 110 кг.

О чистом полете, мечте, человеке и о том, что же такое дельтаплан. Артур Дзамихов. Интервью. (Воздух, дзамихов артур, школа"эволюция")


А как же страх высоты?
Я боюсь упасть. Когда я контролирую ситуацию, у меня нет никакого страха. Тот факт, что я нахожусь на высоте нескольких километров, подвешенным к какой-то странной штуковине, меня нисколько не пугает, потому что знаю, что эта «штуковина» для меня вполне предсказуема. Сейчас , скорее, меня пугают какие-то определенные ситуации, в которых я могу потерять контроль (например, чрезмерная турбулентность или очень сильный ветер на посадке). Уверен на 100%, что никто из людей не боится высоты, все боятся упасть. Можете не верить, но я боюсь выходить на балкон высотки или подходить к краю обрыва, но если я сделал хоть шаг на разбеге на том же обрыве, страх исчезает полностью.

Что изменилось в спорте за последние 10 лет и как ты видишь его будущее?

Наш спорт сравнительно молодой и стремительно развивается. Особенно это ощущается в совершенствовании самих дельтапланов. Несколько десятков лет назад дельтапланом называли летательный аппарат, созданный по типу крыла «Рогалло» и способный совершать только планирующий полет сверху вниз. С тех пор в общественном сознании дельтаплан именно так и представляется. Да…не велика «радость». С тем же успехом можно посидеть на крыше какого-нибудь небоскреба. Но это представление не соответствует действительности сегодня.

Чем ты занимаешься помимо соревнований?

У меня своя школа – «Эволюция». Мы учим летать, проводим мастер-классы и сборы. Пытаемся совершенствовать методики обучения, сделать наш спорт безопаснее и доступнее.

О чистом полете, мечте, человеке и о том, что же такое дельтаплан. Артур Дзамихов. Интервью. (Воздух, дзамихов артур, школа"эволюция")

Планы на ближайшее будущее

Я не люблю говорить о своих планах. Не то, чтобы это было суеверие, но как показывает практика, чем меньше болтаешь по этой теме, тем больше шансов на успех мероприятия. Могу сказать, что в этом году собираюсь принять участие в 2 крупных эвентах – Чемпионат Европы в Испании и Пред-Чемпионат Мира в Италии. У меня также есть некоторые, на мой взгляд, интересные задумки и проекты, но об этом лучше поговорим, когда они воплотятся в жизнь хотя бы частично.

Где можно найти более подробную информацию про дельтапланы в России и в мире?

Как я начал летать н дельтаплане

На параплане летаю давно — больше 10 лет. И о дельтаплане мыслей ни когда не было. Я, как и окружающие меня парапланеристы, всегда считал, что дельтики тяжелые, их долго и сложно собирать/разбирать, перевозить – вообще головняк. А уж учиться – руки – ноги переломаешь – скорость-то посадочная ого-го ! Но что было ясно – летают они, конечно лучше. Быстрее. Качественнее. Но стоит ли оно этих головняков !?
И вот в этом году у меня появилась мысль – а не попробовать ли ? Ведь пока сам не попробуешь – не поймешь, твое это или нет. Пролетев на параплане не большой треугольник – по, против и боком к ветру еще больше захотел попробовать дельт. Хотелось большей скорости и возможности летать против ветра и боком к ветру, большего качества и более быстрого прохождения маршрута. На Кубке Гриненко на Климухе я увидел как летают жесткокрылы – Олег Скирко на своем «Фантоме» летал так, что это казалось не реальным – почти как планер. Захотелось того же. Всего там летало 3 жесткокрыла – эти аппараты меня более, чем впечатлили. Через несколько дней я уже учился у Маши в дельта школе «Импульс».
Первые отрывы от земли были сделаны в первый же день. А сначала отрабатывалась самостраховка, давался необходимый уровень теории, были тренажи. Обучение проводилось на Aeros Target – отличный аппарат для начала. Легкий, достаточно понятный даже чайнику и хорошо садящийся. Все оказалось не так сложно, хотя и халявы не было. Конечно в начале пришлось напрячься – потаскать дельт. Первые дни я с трудом поднимал его в не большую горку. На занятие на 5 — 6-е я уже бегал вверх как на крыльях. Когда есть мотивация – все легко. Ну и тренировка добавила силы.
Потом были занятия на УТешках в Тамани. Что могу сказать – на УТешке вполне можно начинать – делать пробежки и не большие слетики сверху вниз. Первый раз с 70 метровой горки я слетел на Славутич УТ. Посадка на нем не сложная. Спасибо Вове (нашему новороссийскому пилоту) за обучение.
http://paraplan.ru/photos/albums/userpics/10083/3%7E6.jpg
Конечно Таргет – это совсем другой уровень. Этот аппарат уже не плохо летает, хорошо управляется. К счастью у меня появился этот аппарат, я делал на нем старты и посадки, летал сверху вниз, а чуть позже появилась возможность приехать снова на обучение к Маше. Еще два дня тренировок, снова старты и посадки, повороты у склона и Маша определила, что нужно переходить к парению. Два дня ожидания погоды и вот тот качественный скачек – почти три часа парения в динамике на г.Клементьева и в бризе у Приморского. Большое спасибо Маше за эти уроки ! Только благодаря этому обучению все получилось относительно легко.
http://paraplan.ru/photos/albums/userpics/10083/1%7E5.jpg
После этого был час налета в Геленджике, потом еще два на Макитре (Тамань).
http://paraplan.ru/photos/albums/userpics/10083/5%7E4.jpg

Читайте также  Крепление седла к подседельному штырю

Не все получалось сразу – например с рулением в слабую термичку (так уж вышло, что не ожидал, но попал в нее). Посадка еще далека от идеала. Разок погнул стойку (кстати летая без инструктора), разок перевернул дельт вверх ногами на наземке:), болела шея и руки в первых часовых первые полетах, надо было привыкать к новому положению тела в воздухе. Но на то оно и обучение и сейчас все это отошло на второй план, а удовольствие от полетов все больше. Благодаря советам Маши и опытных пилотов с дельта форума ошибки устраняю и начинаю летать намного увереннее. Отдельное спасибо Сергею Сергееву — без его помощи все было бы на много сложнее.
Кстати, очень полезно было видео в полете, которое снимала Маша — разбор полетов в разы эффективнее.

Прошло 2 месяца с начала обучения. Отрабатываю координированные повороты – получил новый уровень управляемости. Подхожу к термическим полетам. Думаю о спортивном крыле. Конечно еще многому надо научиться на Таргете и просто налетать в разных условиях – это залог безопасности.
Что могу сказать на сегодня – конечно по скорости нельзя сравнивать с парапланом – даже учебный дельтаплан заметно быстрее. Я стартовал на Макитре (кто знает) в ветер на перегибе 10-11 м/с (конечно с помощью) и спокойно летал вдоль склона, вперед, выходил над лиманом и возвращался. Общее впечатление – постоянный полет (не висение) даже в такой ветер. Появилась больше динамики. Выше ветровой диапазон, в которых можно нормально летать. А ведь балансировочная скорость Таргете 31-33 км/ч, а озвученное качество 7. Наверно для парапланов используют свои «попугаи» при измерениях скорости:). А скорее, в среднем дельтаплан летает быстрее, меньше теряет скорость в турбулентности. Аппарат меньше сыпется при увеличении скорости. Посмотрим, что будет на спортивном аппарате. Ну и, конечно я очень жду полетов в термичке и маршрутов.

Что касается обучения – если Вы решили попробовать – надо ехать на Климуху. Там, вероятно, лучшее место и инструкторы по обучению. И учится там разом гораздо эффективнее, чем кусочками или по выходным у себя. Потому-то рядом Инструктор. Там оборудование. Там подходящие склоны. И налаженный процесс. Скорость обучения возрастает в разы – ошибка будет пресечена в зародыше, опасная ситуация остановлена и не будут прививаться не правильные навыки. Ну и максимальная безопасность обучения – я уверен, что обучение может быть без травматичным.
Учиться выезжая по выходным можно – но долго, дорого и утомительно. Можно месяцами и годами ездить на учебные горки, прыгать с них, даже как-то начать летать в динамике, но нормально летать так и не начать. В любом случае нужен хороший (в идеале лучший) Инструктор, хороший учебный аппарат и хорошие условия.
Про самообучение даже не говорю – здесь этого делать нельзя. Это даже не параплан (в смысле того, что тот прощает больше), хотя и на параплане самообучением заниматься нельзя – чревато травмами, а толку нормального не будет. Кстати я сейчас понимаю, как много времени я потерял зря, не обучившись у нормального инструктора в свое время – это касается и первоначального обучения и обучения маршрутам.
Теперь про мифы о дельтаплане.
Касательно сборки/разборки – ни чего сложного нет уже на 5-10 раз. Не много сложнее раскладывания и предполета на параплане и не много дольше.
Перевозка , конечно, не так проста, как у параплана, но в минимальном варианте достаточно лестницы на обычном багажнике и привязать нос спереди. В идеале – опора впереди. Я езжу по трассе 120 и особых проблем не вижу. Поездил и по проселку.
Что сложность подбора – не помню, когда я добирался с маршрута на параплане попутками – всегда меня подбирали свои, не редко на моей машине – тут только вопрос организации. Кроме того это стимулирует групповые маршруты.
К тому же на дельте, летая на определенном уровне, больше возможностей по маршрутам с возвращением или треугольникам – что очень интересно. Что и доказывают киевские (и не только) пилоты.
Конечно есть ограничения – в слабую погоду не полетаешь. Но и на параплане это не полеты, а так, подлетики.
Нужно более точно выбирать время старта. Сложнее ре-старт. Но сказать по правде, в последнее время я и на параплане стал больше анализировать и чаще «включать мозг». Помогает. alt=»smile» width=»15″ height=»15″ />Начинаешь летать эффективнее.
Есть места, откуда сложно или нельзя взлететь (например обрывистые старты или, например Архыз, куда и с парапланом трудно подняться). Но на подавляющее большинство стартов есть заезд и многие из них подходят и для дельтаплана. Улетные места, из тех, где я летаю — почти все. Или можно о завозе на старт договориться. Есть еще лебедка.
Нужно больше места для посадки . Да это так. Но в реальности на наших равнинах места приземления более чем хватает. В горах же желательно заранее продумывать, куда будешь садится. Тут параплан из всех летательных аппаратов вне конкуренции.
Для хранения нужен гараж . Не такая уж и проблема. А при наличии нескольких пилотов все решается проще.
Сложнее путешествовать . Про дальние поездки ни чего не скажу – за границу не езжу, но российская сборная регулярно это делает. Значит можно. А поездки по краю, на Юцу или Клемуху проблем не представляют. Думаю и в Европу можно съездить вполне. А при желании и на самолете можно, но со сложностями.
Главное, что если понимаешь для чего это нужно – все это не проблемы.
А как же параплан ? Пока бросать его не собираюсь – у него есть множество преимуществ, он понятен и привычен мне, я давно летаю на нем маршруты. Он компактен и относительно легок. У него просто другое ощущение полета. Он действительно летает (можно не сомневаться – я это много раз проверял alt=»smile» width=»15″ height=»15″ />). Легкий старт почти в любых условиях и не высокая скорость. Да и просто бывает, что хочется полетать именно на нем. Что некоторые дельтапланеристы и делают. Например наш Ваня Комбат пролетел 180 км именно на параплане. А он летает и на дельте. Теперь у него будет компания.
Что дальше ? Буду учиться, пересаживаться на спортивный аппарат, летать маршруты — а там видно будет. Развитие – это всегда хорошо.

Полеты на дельтаплане: с чего начать?

Дельтаплан — это легкий планер, на котором можно пролететь до 700 км (действующий рекорд) без мотора. Пилот дельтаплана стартует с ног и в большинстве случаев на них и приземляется.

Дельтапланы делятся на учебные, переходные и спортивные. По наличию мачты летательные аппараты делятся на мачтовые и безмачтовые. Учебные дельтапланы практически всегда мачтовые. Без мачты сегодня создаются скоростные спортивные аппараты (мачта ухудшает аэродинамику).

Стандартный выбор для желающих полетать — это дельтаплан и параплан. В плане аэродинамики дельтапланы обходят параплан по всем характеристикам. Безопасность обоих конструкций в принципе одинакова: каждый имеет свои плюсы и минусы. Но здесь важно следовать инструкциям тренера и не пытаться сделать необычное в воздухе. Дельтаплан при желании можно даже сломать, что будет иметь весьма трагичные последствия для человека.

Обучаться полетам нужно в летной школе. Первым дельтапланом станет клубный планер. Когда станет понятно, что из учебного аппарата дельтапланерист уже вырос, то можно идти покупать собственный дельтаплан. По статистике 80% «летунов» выбрали для себя планеры Аэрос. Еще есть Moyes, но они дороже.

Но сначала нужно выбрать школу или клуб. В первой же беседе с представителем летной школы нужно прояснить важные моменты:

  • сколько человек в неделю приходит для обучения полетам на дельтаплане;
  • сколько инструкторов занимается с учениками;
  • возможно ли закрепление за курсантом инструктора;
  • есть ли у школы гидравлическая лебедка и если нет, то как они без нее обходятся (аренда лебедки, буксировкой);
  • как часто клуб выезжает в поле для обучения полетам (чем чаще, тем лучше).

Важный вопрос — чем занимается инструктор помимо работы клуба. Если это его профессия, то можно идти в этот клуб, а если это только подработка и хобби, а сам человек работает в офисе банка, то лучше поискать другую школу.

Желательно, чтобы у клуба были в наличие разные дельтапланы. Это быстрее поможет выбрать снаряжение под себя. Первые полеты будут тандемные — вместе с инструктором. Обязательно нужно узнать сертифицировано ли летное и учебное оборудование.

В серьезных летных школах обучение проходит также на тренажерах и содержит теоретический курс по устройству дельтаплана, метеорологии, медицинской помощи и правилам полетов.

Этапы практического обучения обычно включают:

  • пробежки с дельтапланом;
  • отработка падений;
  • отработка взлетов и посадок;
  • подлеты к цели и повороты;
  • целевая посадка.

Начинающим дельтапланеристам, скорее всего, придется познакомиться с системой механизированного старта (СМС или буксировка). СМС позволяет запустить дельтаплан как воздушный змей на высоту до 1000 метров. Буксировка осуществляется активной лебедкой (лебедка с мотором). Иногда буксировку проводят с помощью автомобиля, но такой способ не очень комфортен для новичка, и лучше выбирать клубы, предлагающие СМС на время обучения.

Чтобы научиться самостоятельно стартовать с ног потребуется отправиться в горную местность: гора Клементьевка в Крыму, гора Юца рядом с Пятигорском или на Южный Урал. Много летных площадок в Европе. Многие клубы организуют выезды для своих курсантов.

Надеяться на полноценный полет высоко в небе в первый же день занятий не стоит. Сначала дельтапланерист должен научиться бегать со своим аппаратам. Наземная тренировка обязательно входит в программу обучения.

В среднем дельтаплан весит 30–40 кг. Удерживать его на земле и в воздухе под порывами ветра не просто. Опытные тренеры рекомендуют сначала проверить свою физическую форму. Отжаться 40–50 раз от пола, бегом взбежать на 10 этаж без остановок, подтянуться раз 10–15. Если ответ нет, то лучше попробовать сначала параплан и постепенно набрать нужную спортивную форму. Дельтапланеризм — это прежде всего спорт, а потом уже хобби и развлечение.

Читайте также  Кто первый поднялся на эверест

Важная информация для девушек: травматизм у новичков женского пола значительно выше, чем у мужчин.

Летать на дельтаплане

Все что может помочь заниматься спортом.

Великий Леонардо да Винчи сказал: «Единожды испытав полет, глаза людские навечно устремляются к небу». И такой полет, свободный и величественный, подарил человеку дельтаплан. За то время, что прошло с появления первого дельтаплана до наших дней, дельтапланеризм стал видом спорта. По нему организуются соревнования, устанавливаются рекорды. Клубы и школы дельтапланеристов открыты во всех уголках земного шара — и в Крыму, и на Гавайских островах, и даже на Эльбрусе.

Немного истории

Как вид спорта дельтапланеризм утвердился в 1974 году. Но появился он на 34 года раньше. В 1940 г. американец Френсис Рогалло смастерил воздушного змея для своих детей и, наблюдая за ним в воздухе, загорелся идеей разработать летательный аппарат по тому же принципу. Его разработки увенчались успехом, и в 1951 г конструктору выдали патент на созданный им «змей Рогалло». А в 1957 г змей принял участие в конкурсе НАСА, искавшего агрегат для спуска на землю космических аппаратов. Поначалу изобретение было признано лучшим, ему дали название «крыло Рогалло», но по итогам испытаний от его применения отказались. Зато в конце 60-х гг. «крыло Рогалло» привлекло внимание спортсменов, которые после некоторой модернизации конструкции стали использовать его для полетов.

Считается, что первые полеты на дельтаплане проводились в США и лишь потом в других странах мира, но это неверно. Первыми освоили новый планер австралийцы, приспособив уменьшенную копию «крыла Рогалло» — водного змея — для следования за катером на буксире. Они же добавили в его конструкцию некоторые новые приспособления: треугольную рукоять управления и сиденье.

Полеты на дельтаплане в СССР имели место еще в 1967 году, одновременно велись разработки по оснащению этого устройства мотором. А полеты при помощи «крыла Рогалло» в Штатах стали проводиться только в 1969 г. Но зато именно американец Дейв Килборн выдал идею стартовать с разбега, что по сей день считается главной спецификой дельтапланеризма.

Дельтапланеризм — правда и вымысел

Deltaplanerizm 2

Бытует множество разных суждений о полете на дельтаплане:
  • «Чтобы выполнить взлет, дельтапланеристу нужно спрыгнуть с высокой горы».Такой способ в самом деле возможен, но прибегают к нему крайне редко. Обычно его применяют альпинисты, чтобы побыстрее спуститься с горного пика. Спортсмены-дельтапланеристы стартуют «с ног» — просто бегут с дельтапланом вниз по склону и, набрав достаточную скорость, отрываются от земли. Набрать необходимую скорость можно с помощью буксировщика — моторного летательного аппарата или даже лебедки.
  • «Дельтаплан не способен лететь без ветра».Это не совсем так. Даже в тихую погоду дельтаплан, осуществивший старт со 100-метровой высоты, может покрыть расстояние в 0,6-1,5 км. Но для того, чтобы долго парить и проделывать большой путь, ему необходимы восходящие от земли воздушные потоки.
  • «Пилот при полете находится только в горизонтальном положении». Да, все подвесные системы дельтаплана сконструированы таким образом, чтобы тело спортсмена располагалось горизонтально. Это позволяет ему в течение долгого времени не испытывать дискомфорта. Но возникают ситуации, когда спортсмен принимает вертикальное положение. Это не так удобно, но тем не конструкция подвесных систем это допускает.
  • «Пилоты дельтапланов при аварийной ситуации должны отцепиться от аппарата и приземлиться на парашюте». Дельтапланы действительно оснащены парашютной системой спасения пилотов. Запасной купол располагается в подвесной системе в ранце. Но производить полную отцепку от дельтаплана при этом необходимости нет — система спасения должна уберегать не только пилота, но и дельтаплан. Главное — своевременно высвободить парашют, чтобы в момент раскрытия его стропы не зацепились за элементы летательного аппарата.

«Дельтапланеризм — дневной вид спорта». По большей части, да. Но обучение полетам проводят утром и вечером, когда метеорологические условия более устойчивы. Днем же ветер и термические потоки нарастают, и в это время летают опытные спортсмены. Однако бывалые пилоты летают порой и ночью — как правило, на показательных выступлениях после состязаний.

Оборудование и экипировка

Для того, чтобы освоить дельтапланеризм и осуществить мечту о свободном полете, понадобится:
  • Дельтаплан
  • Подвесная система
  • Запасной парашют
  • Средства защиты (прежде всего шлем)
  • Приборы (вариометр, GPS навигатор)
  • Одежда, обувь и перчатки
Дельтаплан

Deltaplan

Дельтапланов выпускается множество: для обучения, для полетов ради удовольствия, для гонок и состязаний.

Учебный дельтаплан легкий, его просто контролировать. Он не отличается скоростью и может самостоятельно «исправлять» некоторые ошибки новичка, возвращаясь в нужный режим пилотирования.

Клубный дельтаплан для полетов «по желанию» имеет высокие летные характеристики и требует наличия определенного опыта в управлении. Он удобен в полете и при транспортировке, а также достаточно безопасен.

Спортивный дельтаплан характеризуется наибольшей аэродинамикой и скоростью. Это серьезный аппарат, для пилотирования которого нужно мастерство. До самостоятельного полета на спортивном аппарате придется долго и старательно учиться.

Очень часто в голову человеку, желающему освоить дельтаплан, приходит мысль собрать его своими руками. На первый взгляд, это не сложно, да и в интернете полным-полно всяческих схем и инструкций. Но прежде необходимо всерьез задуматься о том, хорошо ли вы знакомы с аэродинамикой и другими важными особенностями конструирования. Дельтапланеризм – довольно молодой спорт, но уже унес жизни не одного талантливого «первооткрывателя». Поэтому в целях собственной безопасности луче использовать аппараты, прошедшие международную сертификацию и установленную проверку.

Подвесная система

Deltaplanerizm podvesnaia sistema

Предназначена для размещения пилота под дельтапланом. Именно она удерживает его и создает безопасность при полете, а значит, к выбору подвески нужно подходить серьезно. Так же, как и дельтапланы, они подразделяются на учебные, клубные и спортивные. Учебные подвески легкие, удобные и недорогие. Клубные более вместительны и комфорты при долгих полетах. А спортивные имеют хорошую аэродинамику и систему изменения положения пилота. Существуют еще гоночные подвески, предназначенные для уменьшения сопротивления воздуха при скоростном полете.

Запасной парашют

Zapasnoi parashiut

Он имеется в оснащении любого летательного аппарата. Минимальная высота для выброса запасного купола – 50 м, и все спортсмены, которые летают выше 50 м, обязаны его иметь. Выбор запасного парашюта осуществляется с учетом веса пилота — чем он тяжелее, тем больше площадь купола.

Шлем

SHlem

У опытных дельтапланеристов уже выработана привычка: прежде надеть шлем, а потом подходить к дельтаплану. Неудачные посадки случаются не редко, особенно при обучении. Шлем при этом уберегает самую важную часть тела пилота — его голову.

Приборы

Deltaplanerizm pribory

При обучении они могут и не пригодиться. Но для парения в восходящих потоках необходим вариометр — индикатор высоты. При нахождении в потоке и наборе высоты он издает звуковой сигнал и показывает на мониторчике скорость, с которой дельтаплан поднимается вверх. При потере высоты он своеобразно гудит.

GPS навигатор точно определит местоположение, что особенно важно при полете по определенному маршруту и при посадке. К тому же GPS необходим на соревнованиях — он фиксирует маршрут, который позже анализируют судьи.

Что касается одежды и обуви, установленных требований к ней не существует. Поэтому приобрести и то, и другое можно в супермаркете спортивных товаров.

И еще кое-что важное. Помышляя о том, как бы освоить дельтапланеризм, нет нужды сразу покупать собственный летательный аппарат. В школах и клубах предоставляются аппараты на период учебы. И только пройдя полный курс, стоит задуматься о личной технике. Выбирая дебютный дельтаплан, не нужно гнаться за «крутыми» видами. Здесь не стоит следовать пословице, гласящей, что мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Да, возможно, потом его захочется поменять на новый, но начать лучше с малого.

Как я летала на дельтаплане

  • View the full image

Снизу дельталет похож на стрекозу

После установки крыла можно отправляться в полет

Владимир Беляков — отец иркутского дельтапланеризма

Дельтапланеризм — опасный вид спорта. Не каждый сможет справиться с этой маленькой машиной. Обуздание дельтаплана, как правило, сопровождается множеством травм и ошибок. Порой спортсменам они стоят жизни. Мне всегда было интересно узнать, что заставляет людей так рисковать, подниматься в небо на сотни, а то и тысячи метров? Чтобы ответить на этот вопрос, я решила сама полетать на дельтаплане.

Приют дельтапланеристов под Ангарском

Аэродром находится на Московском шоссе. Уже на подъезде к нему видишь в небе целый сонм пестрых и хрупких на вид бабочек. Правда, вблизи хрупкие игрушки оборачиваются вполне прочными, хотя и сверхлегкими летательными аппаратами. Первое впечатление от площадки — это обычное колхозное поле, которое никак не вяжется с понятием «аэродром». На аэродром я приехала с летчиком-истребителем Владимиром Беляковым. Он летает на дельтапланах почти тридцать лет, его смело можно назвать пионером сверхлегкой авиации не только в Иркутске, но и в Иркутской области.

Я думала, что мы прямо сейчас и полетим. Не тут то было. Прежде чем полетать на этой чудо-машине, нужно было ее собрать. Бескрылый дельтаплан одиноко стоял в сторонке. В разобранном виде он больше напоминал мотоцикл, к которому приделали пропеллер. Владимир Борисович и его техник Дмитрий стали собирать крыло. На сборку ушло несколько часов. В этот процесс, впрочем, были задействованы все присутствующие, включая меня, а также курсантов Владимира и Сергея. Кто-то держал одну деталь, кто-то подавал другую. Длинный бесформенный сверток медленно превращался в крыло дельтаплана, которое потом установили на машину.

Прежде чем пуститься в воздушное плавание нужно выждать время

— Летать лучше всего до 12, либо после 4, — объяснил мне Владимир Борисович. — Тогда солнце не так палит, полет мягкий. В полуденное же время поток воздуха, исходящий от нагретой земли, в воздухе создает ощущение бугров и кочек.

Когда время подошло, первым в воздушное плавание пустился Сергей. Я стала нетерпеливо выжидать своей очереди. До начала полетов Владимир Борисович рассказал мне о травмах, которые он получил во время полетов.

— Прежде чем научиться летать, я столько шишек набил, — рассказывает летчик. — Переломал все, что можно было. Меня, наверное, только раз десять зашивали. Благо врачи попадались хорошие. Я и лоб рассекал, и подбородок, ребра ломал.

После всех этих рассказов у меня по коже пробежался холодок. Я подходила к Сергею, Дмитрию и все спрашивала, как там, на высоте. Что это такое — ощущение первого полета. Мне отвечали, что в первый раз будет очень страшно, потом этот страх пройдет.

— Бери шлем и тащи сюда, сейчас полетим, — наконец позвал меня Владимир Борисович.

Дмитрий надел на меня шлем, помог сесть в кресло и пристегнул ремни. Перед тем как взлететь, я еще раз спросила:

— Будет очень страшно?

Владимир Борисович кивнул.

Земля с высоты 300 метров

Мотор зажужжал, мы стали набирать обороты по бугристой колее. Я вцепилась руками в сиденье. Взлетели, но чувства страха не было. Было восхищение высотой. Пилот, не торопясь, начал набирать скорость. Мы пронеслись над полем, причудливыми узорами бежали по нему извилины дорог. Полетали над рекой, лесом, облетели весь Ангарск. Город казался маленьким, игрушечным, как будто бы это не город, а макет будущего города. По шоссе мчались такие же маленькие и нереальные машины. Владимир Борисович, увидев мое спокойствие, сказал:

— Высота, на которой мы летим, 300 метров, скорость — 90.

Есть одна особенность у такой высоты, небо вполне можно ощутить кожей — оно прохладное и упругое, бьется потоком ветра в лицо. А еще оно не любит лишнего шума. Стрекот мотора и свист рассекаемого крылом воздуха оно еще терпит. Но если попытаться что-либо проорать — оно не станет даже пытаться услышать: просто запихнет твой крик обратно тебе в рот.

Мы летали, а чувства страха все не было. Был восторг от полета, азарт высоты. Было ощущение нереальности происходящего. Единственная мысль, которая меня пугала, — не слетели бы кроссовки. Казалось, что вот еще немного, один из кроссовок возьмет и улетит. И мне придется в город возвращаться босиком. Не было страха, и когда пилот заглушил мотор на высоте метров трехсот от земли и начал, планируя, заходить на посадку. Но сколько ни летай, а на землю все равно возвращаться придется.

После приземления нас немного тряхнуло, и мы плавно заехали на обозначенное место.

В небо на БМВ

Обучение летному искусству на дельтаплане стоит 900 рублей в час. Народ на летном поле собирается самый разнообразный: бизнесмены, инженеры, гуманитарии. Один из присутствовавших на поле курсантов Владимира Борисовича — бизнесмен, он приехал на полеты на серебристом БМВ. Объединяет всех этих людей одно — страсть к небу.

— Мои курсанты сами меня находят, — рассказывает Владимир Беляков. — Нормального ведь клуба у нас пока нет. Я вот зарегистрировал свой клуб дельтапланеристов, а открыть его еще не открыл. Нужно спонсоров искать, чтобы здание отремонтировать. На ремонт как минимум 200 тысяч рублей уйдет.

Байки у костра

Вечером Владимир Борисович, его техник Дима и я уютно расположились у костра.

— Первый свой дельталет я собрал в 1977 году, — начал свой рассказ инструктор. Помучились мы тогда с ним, столько дров наломали. Информации никакой не было о дельтапланах. В журнале «Техника молодежи» была статья о том, как собрать дельтаплан. Автор статьи говорил, что это очень просто.

На деле все оказалось совсем не так. Собрать первый дельтаплан собрали, а вот заставить его полететь не могли. В статье корреспондент как-то простенько писал: «Берешь дельтаплан и разбегаешься со скалы». А вот как садиться, он не описал.

Оказалось, что и взлететь не так-то просто, не зная что делать. Энтузиасты сначала набивали шишки и не раз ломали дельтаплан. Никак не могли запихать дельтаплан в небо. Толкали его самыми изощренными способами, а он не летел. Впоследствии оказалось, что он не летел, потому что у него был неправильно установлен центр тяжести.

Чтобы постигнуть азы дельтапланеризма, Владимир Беляков ездил на Всесоюзный слет дельтапланеристов. Вместе с отцом российского дельтапланеризма Сергеем Казанцевым, который жил в Томске. Только после этого слета летчику-испытателю удалось поднять в небо свой дельтаплан.

— С этого слета я приехал окрыленный, с кучей литературы, — говорит Владимир Борисович. — Я тогда целую книгу о дельтапланеризме перевел на кальку, сделал экземпляров 15 и разослал всем ребятам по Иркутской области.

С тех пор его квартира превратилась в настоящий штаб. К нему приезжали дельтапланеристы из Братска и из других регионов, чтобы почерпнуть хоть какие-то знания. Сергей Казанцев сам приезжал в Иркутск и устраивал показательные полеты для специалистов авиазавода. Учил летать Владимира Белякова.

— Были случаи, когда мне приходилось рисковать жизнью, — рассказывает Владимир Борисович. — Однажды я никак не мог справиться с дельтапланом, чуть было не врезался в скалу. Вывернул в нескольких сантиметрах от каменной глыбы. Как-то, летая над лесом, столкнулся с сосной. Правда, дерево оказалось слабее моего дельтаплана. При столкновении верхушка сосны отвалилась, а я полетел дальше. Ребята, наблюдавшие за этой картиной, прозвали меня заслуженным лесорубом.

Теперь я поняла, что тянет людей в небо. Дельтапланеризм — это болезнь, если ей заразился, то уже никогда не излечишься. Вот и я, спустя два дня полетов, уже скучаю по небу.

Обучение полётам на дельтаплане в Москве и Московском регионе

Вы мечтаете о небе? Постоянно смотрите на грациозно парящих птиц? Хотите, как и они чувствовать свободу воздушного океана? Приходите к нам! Уже через несколько тренировок вы оторветесь от земли!

Наш клуб занимается обучением полетам на дельтаплане в Москве и Московском регионе, и за долгие годы (клуб основан в 1978 г.) своего существования выработал методики обучения, которые позволят вам в кротчайшие сроки безопасно подняться в воздух. Огромное количество пилотов открыли у нас для себя дорогу в небо, а многие и обрели «второй дом» в нашем дружном коллективе.

В настоящее время клуб активно использует мировой опыт, закладывая в основу обучения зарекомендовавшую себя наилучшим образом международную систему SafePro, направленную на постепенное и безопасное освоение техники полетов на дельтаплане. Индивидуальный подход и пристальное внимание к каждому обучающемуся – вот залог успеха обучения у нас. В программе обучения используются дельтапланы с различными характеристиками, что позволяет выбрать подходящее снаряжение каждому вне зависимости от веса, пола, или возраста. В процессе обучения нами используются тандемные полеты с инструктором(полеты на дельтаплане вдвоем), что позволяет быстрее и безопаснее освоить основы пилотирования. Всё используемое нами учебное снаряжение и дельтапланы сертифицированы. Помимо непосредственно летных занятий предусмотрены занятия на тренажерах и краткий теоретический курс по основам устройства и управления дельтапланом, метеорологии, медицине и правилам организации полетов.

Как показал многолетний опыт, наиболее перспективным направлением при полётах в Московском регионе является буксировка. Поэтому в нашем клубе обучение полетам на дельтаплане проводится в первую очередь с использованием буксировки – систем механизированного старта (активной и пассивной лебедки).

Илья на жесткокрыле AIR Atos. Старт на пассивной лебедке

Система механизированного старта (СМС или буксировка) — это способ набора высоты на дельтаплане, наподобие запуска воздушного змея, который позволяет «затянуть» дельтаплан на высоту около 1000 метров, что более чем достаточно не только для тренировочных, но и маршрутных полетов.

Буксировка дельтаплана Спираль на активной лебёдке

Существуют различные виды буксировки, но для обучения, как правило, используется активная лебёдка, то есть стационарная лебёдка с мотором, сматывающая трос на барабан. Трос при обучении выкладывается на поле петлёй, проходящей через блок на другой стороне поля таким образом, чтобы оператора лебёдки (инструктора) и ученика не разделяли сотни метров, а наоборот, старт происходил прямо перед оператором, что позволяет более четко и оперативно корректировать ошибки обучаемого и реагировать на его действия.

001

Для учебных полетов используются две активные лебедки. Одна способна обеспечивать пробежки и подлеты на высоту до 50 метров. Вторая – более мощная – позволяет набрать уже 200-300 метров, что дает возможность свободного маневрирования в воздухе и выполнения нормативов предусмотренных второй ступенью SafePro.

Старт дельтаплана на активной лебёдке через блок

Однако, буксировка — не единственный способ старта. Пилот дельтаплана, как птица, может стартовать и прямо с ног без использования СМС. Правда, для этого требуется горка. Многие мировые соревнования по дельтапланерному спорту проходят в горной местности.

Обучение полетам в горных условиях (в динамических и термодинамических восходящих потоках) проводится на сборах, которые обычно проходят под Пятигорском (гора Юца), в Аскарово (южный Урал), на горе Клеменьева в Крыму или в одном из многочисленных летных мест в Европе. Полёты в данных местах (парение в динамике) могут обеспечить длительное (часами) пребывание в воздухе без особых усилий, что в свою очередь дает возможность детальной отработки приёмов пилотирования аппарата. Да и просто очень приятно оказаться крылом к крылу в одном потоке с другими пилотами.

Приобретенные в нашем клубе навыки буксировки и горных полетов дадут вам возможность чувствовать себя уверенно как на равнине, так и горной местности.

Дальнейшее обучение включает парение в термических восходящих потоках и полёты по маршруту, а в этом совершенствоваться можно уже до бесконечности.
Главное помните: оставаться в воздухе часами как на равнине, так и в горах, без шума мотора не сложно, нужно только захотеть и все станет реальностью!

Наш Клуб – это не только место где вас научат летать. Помимо того, что здесь есть место для хранения вашей техники и ремонтная база для её обслуживания, здесь есть и главное – коллектив, способный всегда помочь и подсказать как вам совершенствовать свои навыки на любом из этапов и обеспечить безопасность ваших полетов. Члены нашего клуба регулярно организуют полёты на дельтапланах в Подмосковье, Рязанской, Тульской областях, и участвуют в международных соревнованиях в России, Европе и других уголках планеты.

006 0072

009 010

Обучение осуществляется круглогодично, а использование нами индивидуального подхода позволяет присоединиться в любой момент. Занятия проводятся каждые выходные в Москве или ближайшем Подмосковье, естественно, если позволяет погода. По окончанию обучения ученик получает третий спортивный разряд и летную книжку.
Записаться и задать вопросы можно по телефону +7 (916) 061-11-80 или по электронной почте delta@albatross.ru (подробная контактная информация). О времени и месте проведения ближайших занятий можно узнать на нашем форуме.

Информацию о стоимости обучения Вы можите узнать на специализированном сайте

Дельтапланы в потоке с птицами

Дельтаплан не многим сложнее велосипеда. Однажды научившись летать можно всю жизнь наслаждаться полетами!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: