Либела фигурное катание

Либела

Ли́бела (англ.  Camel spin ) — одна из трех базовых позиций вращений, вместе с волчком и вращением стоя. Базовая позиция либелы определена позицией свободной ноги, отведенной назад с коленом, удерживаемым выше уровня бедра. [1]

Содержание

Этимология

Термин либела используется только в традиции фигурного катания России, стран постсоветского пространства и некоторых других стран.

История

Большинство источников приписывает изобретение элемента британской фигуристке Сесилии Колледж, которая впервые исполнила его в 1935 году. Как и заклон, также изобретенный Колледж, либела считалась исключительно женским элементом катания. Согласно версии тренера Густава Лусси, либела была придумана не Колледж, а австралийским фигуристом по имени Кемпбелл, и была известна как вращение Кемпбелла (Campbell spin — созвучно с англ.  Camel spin  — вращение «Верблюд»).

Хронологически, вращение Графстрёма могло предшествовать «обычному» вращению в либеле. Несмотря на то, что оно названо в честь Гиллиса Графстрёма, его лучшим исполнителем того времени считался чешский фигурист Отто Голд, завоевавший серебряную медаль на чемпионате Европы по фигурному катанию 1930 года.

Прыжок в либелу впервые совершил американский фигурист Дик Баттон в 1940-х годах. Тогда элемент стали называть верблюдом Баттона (англ.  Button camel ).

Вращение «качающаяся либела» было случайно изобретено Жаклин дю Биф, когда она потеряла равновесие на въезде в либелу.

Вариации

  • Прыжок в либелу (англ.  Flying camel ) — прыжок с внешнего ребра с хода вперед толчковой ноги в позицию либелы на ход назад-наружу маховой.
  • Лежачая либела (англ.  Layover camel ) исполняется с разворотом корпуса и свободной ноги «лицом» вверх. Эту вариацию вращения можно часто наблюдать в художественном катании на роликах, где оно называется заклоном (не путать с заклоном в фигурном катании на коньках).
    • Лежачая либела со свешенной ногой (англ.  Bent-leg layover ) — то же, что и лежачая либела, но с согнутой в колене свободной ногой. Хосе Чоуинард [2] и Ким Ён А известны как лучшие исполнители этой вариации вращения. Оба используют их как свои «фирменные» вращения. Также известно под названием «Верблюд Хардинг» (англ.  Harding camel ), в честь Тони Хардинг. [3]
    • Полубильман (англ.  Catch-foot camel ) исполняется с захватом рукой лезвия конька свободной ноги. Корпус фигуриста остается в положении «лицом» ко льду, а свободная нога поднимается вверх, и там удерживается.
      • Колечко (англ.  Donut camel ) похоже на полубильман, но в нём корпус разворачивается перпендикулярно льду, и выгибается назад так, что голова располагается рядом с коньком свободной ноги. Визуально напоминает «колечко», параллельное льду. В российской традиции фигурного катание также иногда называется тарелочкой (по аналогии с тарелочками фокусника, вращаемыми на тонкой оси). Оксана Баюл, Сидзука Аракава, Анастасия Гимазетдинова и Юкари Накано часто исполняли это вращение.
      • Графстрём — либела с согнутой опорной ногой и свободной в позиции арабески.
      • Hamill camel — not a true camel per se, but rather a transition from a backwards camel to a backwards sit spin by bending the skating leg and dropping the torso and free leg simultaneously.
      • Качающаяся либела (англ.  Illusion spin ) исполняется удерживанием корпуса и свободной ноги в одной прямой линии, и ритмичном раскачивании этой позиции с периодом в пол оборота. Визуально воспринимается как вращение под постоянным углом к опорной ноге. Тиффани Чин часто исполняла это вращение будучи любителем. Однако, поскольку вращение динамическое и не предполагает удержание позиции, согласно новой судейской системы ИСУ, не считается сложной вариацией.

      Реберность

      Как и все вращения, либела может быть исполнена на любом ребре, в любом направлении и на любой ноге, а также с их сменой. Вращение в «удобном» (как правило против часовой стрелки — здесь и далее) направлении на левой ноге назад-внутрь называют прямым вращением. Вращение на правой ноге назад-наружу называют обратным. Смена ребра означает переход через троечный поворот на ход вперед-наружу и вперед-внутрь, соответственно.

      Базовые вращения и сложные позиции на уровень в фигурном катании

      Сейчас мы с вами разберём, какие вращения бывают в фигурном катании в общем, и что такое «сложные позиции» в либеле, волчке и позиции стоя в частности. На какие ошибки обращают внимание судьи и что им больше всего нравится. Иными словами — расскажем, что такое хорошо и что такое плохо для вращений в фигурном катании.

      В начале совсем просто. Согласно коммиюнике ИСУ различают три базовых позиции вращений:

      • Либела
      • Волчок
      • вращение Стоя

      Каждая из вышеперечисленных позиций имеет несколько вариаций, которые требуют демонстрации силы, ловкости или гибкости. Исполнение сложных вариаций а также других черт сложности дает дополнительный уровень вращению. Подробное описание условий и правил по которым происходит подсчет уровней вращений и дорожек содержит специальная статья, размещенная на нашем сайте.

      Базовые позиции вращений в фигурном катании

      Для лучшего понимания, мы подобрали изображения базовых позиций в исполнении известных фигуристов

      Либела (CSp) Либела — одно из самых красивых вращений в фигурном катании. Для выполнения этого элемента необходимо, чтобы свободная нога была сзади, колено свободной ноги выше уровня бедра

      Иллюстрация к позиции Либела в фигурном катании

      Иллюстрация к позиции Либела в фигурном катании

      Иллюстрация к позиции Волчок в фигурном катании

      Иллюстрация к позиции Волчок в фигурном катании

      Иллюстрация к позиции Стоя в фигурном катании

      Иллюстрация к позиции Стоя в фигурном катании

      Сложные вариации позиций вращений в фигурном катании

      За базовые позиции уровень вращению не дают, соответственно и стоимость будет низкая. А вот сложные вариации базовых позиций увеличивают количество баллов. Если по простому, то сложная вариация это не стандартное положение, а такая поза в которой надо напрячься — силу показать, ловкость или гибкость.

      Сухим языком Коммюнике №2254 Международного союза конькобежцев это звучит так:

      Всего в фигурном катании существует одиннадцать категорий сложных вариаций, каждая имеет своё условное обозначение. Ниже мы познакомимся с каждой из них.

      Либела — сложные вариации вращения

      Различают три категории вращения Либела в зависимости от направления линии плеч. Основной ошибкой, из-за которой часто не засчитывают как базовую позицию Либелы, так и её сложные вариации в фигурном катании — невыполнение основного признака Либелы — колено сободной ноги должно быть выше бедра. Упущение этого нюанса приводит к потере уровня вращения.

      • Либела Вперед (CF) — линия плеч параллельна льду
      • Либела в Сторону (CS) — линия плеч в вертикальном положении
      • Либела Вверх (CU) — линия плеч вывернута больше, чем вертикальное положение

      Иллюстрация к сложной вариации Либела вперед

      Иллюстрация к сложной вариации Либела вперед

      Иллюстрация к Либеле вбок

      Иллюстрация к Либеле вбок

      Фотография позиции Либела вверх

      Фотография позиции Либела вверх

      Волчок — сложные вариации вращения

      В фигурном катании для вращения Волчок также существует три категории или варианта исполнения. Они различаются по положению свободной ноги. Главное следить, чтобы верхняя линия бедра опорной ноги была параллельна льду. Для волчка Вперед и волчка в Сторону также важна работа корпусом. При слабом наклоне сложную вариацию не засчитают.

      • Волчок Вперёд (SF) — свободная нога спереди опорной ноги
      • Волчок в Сторону (SS) — свободная нога сбоку опорной ноги
      • Волчок Сзади (SB) — со свободной ногой сзади опорной ноги

      На кадре Волчок в складке

      На кадре Волчок в складке

      На кадре Волчок в сторону в фигурном катании

      На кадре Волчок в сторону в фигурном катании

      В кадре волчок с ногой назад

      В кадре волчок с ногой назад

      Сложные вариации позиции — вращение Стоя

      Ещё не устали? Нет? Тогда двигаемся дальше грызть правила фигурного катания. Следующие категории сложных вариаций — для вращения Стоя. Зависят от положения тела. Несмотря, на то, что вращение в позиции Заклон в фигурном катании считается одной из вариаций позиции Стоя, его мы рассмотрим отдельно. И так, первые три категории вращения Стоя

      • Стоя Вперёд (UF) — корпус согнут вперёд
      • Стоя Прямо или в Сторону (US) — корпус прямой или согнутый в бок
      • Стоя Бильман (UB) — да, вращение в позиции Бильман считается сложной вариацией вращения Стоя

      Изображение вращения Стоя вперед

      Изображение вращения Стоя вперед

      Фотография позиции Стоя всторону

      Фотография позиции Стоя всторону

      Изображение вращения Стоя вперед

      Изображение вращения Стоя вперед

      Фото вращения Бильман

      Фото вращения Бильман

      Заклон — вариация позиции вращения Стоя

      Заклон является одной из категорий вращения Стоя. По истине, женское и женственное вращение. Для него предусмотрена только одна категория

      • Стоя в Заклоне (UL) — вращение с сильно прогнутым корпусом

      Также, как с вращениями Стоя Прямо и Стоя в Сторону, Заклон Назад и Заклон в Сторону будут считаться техническим специалистом как одно и то же вращение. Но Заклон в Сторону очень важен, так как при техничном переходе из этого положения в Заклон Назад присуждается черта сложности, чем и пользуются фигуристки, чтобы заработать ещё один уровень для вращения.

      Стоя в Заклоне в Сторону UL Корпус согнут в сторону. Не является сложной вариацией. Дает черту сложности при переходе из этого положения в Заклон назад. Разместили здесь для всестороннего обзора темы. Да и фотография Саши Коэн просто нравится нашему дизайнеру. Цитируем определение из коммюнике ИСУ:

      Снимок заклона в сторону в фигурном катании

      Снимок заклона в сторону в фигурном катании

      Снимок сложной вариации заклона - назад

      Снимок сложной вариации заклона - назад

      Вращение в Не-Базовой позиции

      Почти разобрались. Осталось вращение, которое не попадает ни под одну из выше перечисленных категорий — считается Не-Базовой позицией. Может быть исполнено один раз в составе комбинированного вращения

      • Не-Базовая позиция (NBP) — вращение не похожее на все предыдущие

      Фото небазовой позиции

      Фото небазовой позиции

      На этом всё. Мы с вами разобрали все вращения из фигурного катания — базовые позиции Либела, Волчок, вращение Стоя и их сложные вариации. Наслаждайтесь новыми знаниями и прекрасным видом спорта.

      Самоучитель по Фигурному Катанию для начинающих — урок 14-й

      Самоучитель по Фигурному Катанию для начинающих — урок 14-й

      Самоучитель по Фигурному Катанию для начинающих — урок 14-й (Чайковская Е.)

      УРОКИ:
      1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

      Что помогает найти «волчок»? + Как в украинском танце гопак + Сильная спина — помощник фигуриста + «Либела» — вращающаяся «ласточка» + Дополнительный эффект комбинаций + Вращение специально для девочек…

      Итак, «волчок». Напоминать о том, что мы проходили на предыдущем уроке, не буду — он должен быть еще совсем свеж в вашей памяти. Прежде чем выйти на лед, давайте освоим правильное положение в «волчке». Проделаем следующие упражнения на полу вначале без коньков, а затем и на коньках.

      Садитесь на самый край низкого стула (скамейки). Поскольку все вращения мы изучаем в левую сторону, то опорной будет левая нога. Поставьте ее под себя. Правую ногу с развернутым коленом немного согните и обхватите руками так, чтобы большие пальцы лежали на внутренней стороне ботинка. Туловище при этом наклонено вперед, но спина прямая. Постепенно перенесите вес тела на левую ногу, то есть приподнимитесь со стула (скамейки) и перейдите на переднюю часть левой ступни. Запомните эту позу.

      Еще одно упражнение на полу без коньков. Оно поможет скорее освоить правильный вход в «волчок». Возьмитесь левой рукой за спинку стула, поставьте правую ногу сзади на носок, приподнимите и сильным круговым движением прямой ноги проведите ее вперед. Мах делается таким образом: положение ноги сзади несколько выше, а положение ноги спереди — ниже. Словом, при круговом махе нога еще идет сверху вниз.

      Когда правая нога очутилась впереди, она уже должна быть согнута в колене и развернута. Обратите внимание на работу колена левой ноги: в начале маха левая нога немного согнута в колене, а к концу маха вы уже в глубоком приседе. Туловище наклонено вперед.

      А вот теперь уже можно и на лед.

      Заход в «волчок» такой же, как и при вращении стоя. Левая рука и левое плечо при входе во вращение делают сильный замах, правое плечо, правая рука и правая нога, как бы догоняя их, тоже двигаются влево. Уже при заходе во вращение левая нога немного согнута в колене, туловище подается вперед (руки тоже впереди), для того чтобы вас не бросило назад во время исполнения маха свободной ногой. Дугу постарайтесь сделать круче и мах свободной ноги заканчивайте тогда, когда закончилось поступательное движение. Затем конек опорной ноги сделает «тройку», и вращение начнется. Вращаясь, конек движется назад-внутрь. Часто в начале вращения происходит падение на левый бок. Как правило, это случается вследствие чрезмерного наклона влево и неправильной работы правой маховой ноги. Нога в этом случае не успевает обойти круг, полностью развернуться и принять нужное положение (тут вспомните упражнение для маховой ноги, которое мы проделывали на полу). Еще раз напоминаю: когда правая нога пришла вперед, она должна быть сильно развернута.

      Сразу после маха, когда правая нога сделала мах и пришла вперед, ее нужно взять двумя руками, как это мы делали во время тренировки на полу.

      Вращение происходит на передней части конька; необходимо сразу же найти это положение, почувствовать его. Если туловище будет чрезмерно отклонено назад, вы, ребята, начнете вращаться на задней части конька и упадете на спину.

      Освоение начального махового движения — дело кропотливое. Когда вы закрепите «волчок», необходимо будет еще научиться и вставать из него и заканчивать вращение стоя. Одновременным, подчеркиваю, одновременным движением колена занятой ноги, рук, туловища и свободной ноги поднимите себя вверх.

      Сейчас, сейчас я объясню, ребята, как это сделать.

      Руки разводятся в стороны и помогают спине принять вертикальное положение. Свободная нога резким махом поднимается вверх и выпрямляется. Левая нога тоже выпрямляется. Сейчас вы уже стоите в стартовом положении вращения стоя. После этого можете подвести свободную ногу к занятой, опорной, собрать руки, повращаться несколько оборотов стоя и после этого сделать выезд.

      Несколько слов о положении рук при «волчке». Обхват двумя руками свободной ноги намного облегчит в начальной стадии освоение «волчка». В дальнейшем, когда вы почувствуете положение свободной ноги, можно ее придерживать или одной рукой, или вообще опустить руки, или скрестить руки на груди так, как это делают вприсядку в украинском танце гопак. Вообще положений рук при «волчке» может быть много. Можно держать руки и так: одна рука — левая — лежит на колене занятой ноги, а правая поддерживает свободную ногу.

      Дети любят такое вращение. Объясняется это просто: с «волчка», как говорится, низко падать, тут не расшибешься, а потому и страха меньше. Я, начиная заниматься на открытом катке московского стадиона Юных пионеров, тоже очень любила этот элемент и все связанные с ним игры. Только вот хлопот доставляла своей маме очень много, потому что всегда приходила домой после них промокшая до нитки. Игры устраиваются самые простые. Все ребята должны вместе подготовиться к выполнению «волчка», присесть и попытаться сделать как можно больше оборотов. Один из фигуристов может считать количество оборотов. Кто-то сразу выходит из игры, кто-то борется до конца поддерживаемый теми, кто состязание уже закончил. А можно обороты не считать, а принимать во внимание только продолжительность выполнения волчка: кто дольше всех просидит во вращении.

      Игры надо устраивать непременно: они развивают интерес к соревнованиям, помогают быстрее и лучше осваивать элементы.

      Следующий раздел урока — вращение в «ласточке», или «либела». Подход к нему такой же, как и к предыдущим вращениям. При входе во вращение делается энергичная дуга на левой ноге с одновременным наклоном вперед (спина должна быть прогнута). Левая нога согнута. Туловище наклонено и находится в горизонтальном положении — параллельно льду. Двигаясь по дуге левой вперед-наружу, делаем сильный замах левой рукой и левым плечом в сторону движения

      Далее резко выпрямляем опорную ногу. Правая, свободная, нога поднимается вверх, спина прогнута. В таком положении и продолжаем вращение.

      Положение рук при вращении в «ласточке» может быть различным. Вначале освоим вращение в «ласточке» с левой рукой впереди. В дальнейшем можно попробовать вращение с двумя руками, выброшенными в стороны или уложенными вдоль туловища, или с правой рукой вперед. Опытные мастера во время вращения могут менять положение рук, придавая этим вращению еще большую динамичность, выразительность.

      Характерной ошибкой здесь является глубокий наклон туловища вперед при заходе во вращение. Запомните, что туловище должно быть в горизонтальном положении, с очень сильной спиной, которая поможет затем вам прогнуться. Другая ошибка: чрезмерный подъем туловища после выпрямления в колене занятой ноги и отсюда подъем на зубец конька. В данный момент вращения вы должны сохранять положение «ласточки», то есть туловище должно быть наклонено и прогнуто. Теперь о подъеме на зубец. Не забывайте, что опорная нога выпрямляется и при этом не нужны никакие дополнительные движения в голеностопе опорной ноги. Вставать на зубец нельзя!

      О свободной ноге. В момент захода на вращение она должна остаться сзади, в положении «ласточки». Превращавшись в «ласточке», поднимите туловище до вертикального положения, сделайте мах свободной ногой из положения сзади до положения вперед-в сторону. Руки разведите в стороны, перейдите во вращение стоя, далее остается только выезд из элемента.

      Освоив «либелу», попробуем исполнить ее в комбинации с «волчком». Для этого надо зайти во вращение в «ласточке», сделать несколько оборотов и перейти в «волчок».

      Раскладка движений такова: приподнимаем туловище, делаем мах свободной правой ногой из положения сзади до положения ее в «волчке» (нога должна только успеть развернуться, не забывайте об этом!) и одновременно на левой ноге опускаемся в присед. Несколько оборотов делаем в «волчке», встаем и можем вместо выезда попробовать сделать остановку зубцом правого конька.

      Мы с вами изучали простейшие вращения в левую сторону. Эти же вращения могут быть исполнены в ту же сторону, но на правой ноге. Это так называемые вращения с переменой ног. Фигурист совершает вращение в левую сторону на левой ноге, а затем переходит на правую ногу, продолжая вращение в левую сторону.

      Назову вам еще несколько вариантов вращений. Существует вращение «в заклоне». Его в основном исполняют девочки. Фигуристка вращается на одной ноге с приподнятой свободной ногой, резко прогнувшись назад и откинув голову.

      Помимо самих вращений существуют еще прыжки во вращения. Прыжок в «волчок», прыжок в «ласточку» часто встречаются в соревнованиях даже среди обязательных элементов. Но поскольку главная задача у нас — освоение начальных, простейших элементов, то мы сделаем здесь остановку.

      Сложности вращения

      Вращения в фигурном катании красивый и одновременно сложный для оценивания обычным болельщиком элемент. В чем его сложность? В том, что вращения имеют много вариаций и разобраться в них порой не очень просто. Давайте вместе попробуем это сделать…

      Вращения являются необходимым элементом фигурного катания. Различают пять классических поз вращения: стоя («винт»), заклон, бильман, сидя («волчок») и вращение в «ласточке» (либела). Кроме этих пяти, существует огромное количество вариаций: полубильман, «флажок», заклон «колечком» и другие.

      Вращение стоя Вращение «заклон» Вращение сидя

      Вращение в «ласточке» (либела) Бильман

      Судейская система различает вращения, стоя, сидя, либелу, заклон и комбинированное. Для каждого из этих вращений есть варианты «с прыжковым заходом» и «со сменой ноги», они оцениваются выше. В парном катании добавляется совместное вращение (простое и со сменой ноги).

      Обозначения:

      стоя— USp

      сидя— SSp

      либела — CSp

      заклон — LSp

      комбинированное — CoSp

      совместное (парное) — PSp

      Прыжок во вращение обозначается буквой F (например, FSSp), смена ноги— буквой C.

      В конце стоит Sp (spin), говорящее, что речь идет о вращении, и цифра (1,2,3,4), соответствующая уровню.

      Уровень вращения присваивается исходя из черт.

      Число черт для Уровня: 1 для Уровня 1, 2 для Уровня 2, 3 для Уровня 3, 4 для Уровня 4

      1) Сложные вариации

      2) Смена ноги прыжком

      3) Прыжок внутри вращения, не меняя ногу

      4) Сложная смена позиции на одной и той же ноге

      5) Сложный заход во вращение

      6) Отчетливая смена ребра в волчке (только при переходе с заднего внутреннего на переднее наружное ребро), либеле, заклоне и позиции Бильман

      7) Все 3 базовые позиции на второй ноге

      8) Вращение в обоих направлениях непосредственно друг за другом в волчке или либеле

      9) Явное увеличение скорости в либеле, волчке, заклоне или позиции Бильман

      10) Как минимум 8 оборотов без всяких смен поз./вариации, ноги и ребра (либела, заклон, сложная вариация любой базовой позиции или, для комбинаций только, не-базовой позиции)

      11) Сложная вариация захода в прыжках во вращение/вращениях с заходом прыжком

      Дополнительные Черты для заклона

      12) Одна смена позиции назад – в сторону или наоборот, хотя бы 3 оборота в каждой позиции (считается также, если заклон является частью любого другого вращения)

      13) Позиция Бильман после заклона (в короткой программе только после 8 оборотов в заклоне)

      Любая категория сложной вариации вращения в базовой позиции считается только раз за программу (первый раз, когда ее пытаются исполнить).

      Сложная вариация позиции вращения это движение части тела, ноги, руки, кисти, головы, которое требует физической силы или гибкости и влияет на баланс тела. Только такие вариации могут увеличивать Уровень Cложности.

      Для небольшого закрепления теоретической части несколько примеров вращений.

      USp1 означает вращение стоя первого уровня (без смены ноги и позиции).

      FSSp2 — прыжок в волчок второго уровня.

      CCoSp2 — комбинированное со сменой ноги второго уровня.

      LSp1 — заклон первого уровня.

      FCoSp2 — прыжок в комбинированное вращение второго уровня.

      В структуре программ одиночников предусмотрено:

      В короткой программе три вращения:

      • комбинированное вращение со сменой ноги и использованием минимум трех основных позиций; CCoSp
      • прыжок во вращение (волчок или либела); FSSp или FCSp
      • для женщин — заклон LSp, для мужчин — вращение со сменой ноги в позиции, отличающейся от позиции прыжка во вращение CSSp, CCSp

      В произвольной программе не больше 3 вращений (комбинированное вращение со сменой ноги, прыжок во вращение и вращение без смены позиции).

      В структуре программ пар предусмотрено:

      В короткой программе одно парное вращение.

      В произвольной программе одно парное вращение и одно раздельное вращение.

      Перейдем к оценке за исполнение элемента (ГОЕ)

      То есть, максимальная надбавка при любом из вращений 1,5 к базовой стоимости вращения.

      LSp3 заклон третьего уровня имеет базу 2,4, максимальный бал с учетом надбавки (при выставлении всеми судьями +3) составит 3,9.

      Для определения стартового GOE судьи должны принимать во внимание приведенные ниже пункты по этому элементу. Каждый судья имеет право самостоятельно определять количество пунктов, необходимых для любого увеличения GOE, но общие рекомендации таковы:

      Для + 1 : 2 пункта Для + 2 : 4 пункта Для + 3 : 6 или большее число пунктов

      1) хорошая скорость или ускорение во время вращения

      2) способность быстро установить центровку вращения

      3) сбалансированность вращения во всех позициях

      4) явно большее, чем требуется, число оборотов

      5) хорошая, сильная позиция (и) (включая высоту, позицию в воздухе/приземления в прыжках во вращение)

      6) необычность и оригинальность

      7) хороший контроль во всех фазах вращения

      8) соответствие элемента музыкальной структуре

      1) хорошая скорость или ускорение во время вращения

      2) способность быстро установить центровку вращения

      3) сбалансированность вращения во всех позициях

      4) явно большее, чем требуется, число оборотов

      5) хорошие идентичные позиции обоих партнеров

      6) хороший контроль во всех фазах вращения обоими партнерами

      7) хорошие унисон и расстояние между партнерами

      8) соответствие элемента музыкальной структуре

      1) хороший контроль всего вращения (въезд, вра- щение, завершение/выезд) обоими партнерами

      2) хорошая скорость или ускорение во время вращения

      3) сбалансированность вращения во всех позициях

      4) явно большее, чем требуется, число оборотов

      5) хорошие позиции обоих партнеров

      6) необычность и оригинальность

      7) непрерывное, плавное и легкое исполнение

      8) соответствие элемента музыкальной структуре

      GOE при ошибках

      Теперь попробуем закрепить знания на практике!:) Рассмотрим несколько примеров.

      CCoSp3-комбинация вращений со сменой ноги 3 уровня

      LSp4-заклон 4 уровня

      FCSp4-прыжок в либелу 4 уровня

      CCoSp4- комбинация вращений со сменой ноги 4 уровня

      FCCoSp4-прыжок в комбинированное вращение со сменой ноги четвертого уровня

      FSSp4-прыжок в волчок четвертого уровня

      Основные моменты, касающиеся вращений, я постаралась отразить. Надеюсь, что пост вас не слишком утомил и вы вынесли из него для себя что-то полезное. Если остались вопросы, пишите в комментах.

      Ростов-на-льду

      Детализация оценок соревнований по фигурному катанию

      Расшифровка оценок и обозначений элементов

      После выступления на соревнованиях нужно получить у секретаря небольшой листочек называемый детализацией. В ней можно увидеть как судьи оценили выступление, оценки за элементы и компоненты, штрафы (дидакшн), бонусы. Цель получения этой информации — провести работу над ошибками.

      Как расшифровать и интерпретировать оценки судейской бригады? Об этом речь пойдет в этой статье.

      Протокол детализации оценок в фигурном катании на коньках

      Так выглядит листок — детализация оценок за выступление в соревновании

      Расшифровываем детализацию по пунктам:
      1. Место фигуриста, которое он занял по итогам проката программы
      2. Фамилия, имя фигуриста и название организации (школа, ЦСР, ЦСП), которая выставила спортсмена на соревнование
      3. Город, где находится организация заявившая фигуриста на соревнование
      4. Общая итоговая сумма оценок (это техническая оценка за выступление спортсмена, плюс оценка за компоненты программы и минус все снижения). Когда спортсмен выступает только с произвольной программой (юный фигурист, 3, 2, 1 юношеские разряды), то это и есть итоговая оценка за все выступление
      5. Сумма набранных баллов за элементы (тех. оценка за программу. Оценка за выполненные прыжки, вращения, дорожки шагов и хореографические последовательности)
      6. Сумма набранных баллов за компоненты. Всего существует 5 компонентов. У норматива «юный фигурист» оцениваются 2 компонента: « мастерство катания » и « исполнение (представление) », у 3, 2 и 1 юношеских разрядов добавляется еще и компонент « интерпретация музыки », у 2 спортивного разряда добавляется компонент « переходы », у 1 спортивного и выше добавляется компонент « (композиция) хореография »
      7. Снижения оценки (штрафы, дидакшн). Снижения бывают за падения, за нарушение продолжительности выступления, нарушения в костюме
      8. Все исполненные фигуристом в программе элементы. Элементами в фигурном катании называются прыжки, каскады, комбинации прыжков, вращения, дорожки шагов и хореографические последовательности. Расшифровка названий элементов , а также что такое COMBO и REP читайте ниже.
      9. Ошибки при выполнении элемента
        • » < « — галка за недокрут, прыжок не докручен от 90 до 180 градусов
        • » << « — пониженный прыжок — прыжок не докручен более чем на 180 градусов
        • » e « — в фигурном катании – это флип или лутц выполненный с неправильного ребра конька
        • » ! « — восклицательный знак в фигурном катании — флип или лутц выполненный с неясного ребра
        • » * « — звездочка в фигурном катании — лишний / не соответствующий требованиям элемент. Элемент не засчитывается
      10. Базовая стоимость элемента. Согласно системе судейства ISU, у каждого элемента есть своя стоимость. В колонке «базовая стоимость» указана стоимость элемента с учетом ошибок из предыдущего столбца
      11. Значек « х » икс в фигурном катании относится только к прыжковым элементам и означает, что прыжок, каскад или комбинация прыжков выполнены во второй половине программы, к базовой стоимости добавляется 10%
      12. Стоимость всех исполненных элементов в сумме, с учетом снижений за ошибки и надбавки за исполнение во второй половине программы
      13. GOE – оценка судьями качества исполнения элементов. Оценка качества может быть от — 5 до +5, в том числе «0». Каждый столбец – это оценки одного судьи
      14. Итоговое GOE за элемент c учетом GOE от всех судей
      15. Оценки бригады. Итоговая оценка. Состоит из базовой стоимости элемента и прибавленному к ней итоговому GOE
      16. Оценки судей за компоненты
      17. Фактор компонентов. Индивидуально для каждого разряда. Число, на которое умножается оценка за каждый компонент у всех спортсменов этого разряда
      18. Оценки бригады за компоненты. Итоговая оценка за каждый компонент в отдельности, учитывая оценки каждого судьи, умноженные на фактор ​компонентов
      19. Дидакшн за длительность музыки
      20. Снижение итоговой оценки за падения
      21. Стартовый номер фигуриста

      Расшифровываем название элементов в фигурном катании

      Обозначение прыжков в фигурном катании
      • 1W – перекидной прыжок
      • 1А, 2А, 3А – одинарный, двойной тройной аксель
      • 1S, 2S, 3S, 4S – одинарный, двойной, тройной, четверной сальхов
      • 1Lo, 2Lo, 3Lo, 4Lo – одинарный, двойной, тройной, четверной риттбергер
      • 1Т, 2Т, 3Т, 4Т – одинарный, двойной, тройной, четверной тулуп
      • 1F, 2F, 3F, 4F – одинарный, двойной, тройной, четверной флип
      • 1Lz, 2Lz, 3Lz, 4Lz – одинарный, двойной, тройной, четверной лутц
      Обозначение каскадов прыжков в фигурном катании
      • 2F+2Lo – двойной флип плюс двойной риттбергер
      • 1S+1T – одинарный сальхов плюс одинарный тулуп и другие
      • COMBO — в фигурном катании — это когда должен был исполнить каскад прыжков, но, по какой-то причине не прыгнул его. Пример обозначения: 3Т+СОМВО или 3 S<<+COMBO+2T*
      • REP — повтор прыжка в, когда он не предусмотрен разрядом. Пример обозначения: 1T+1Lo*+REP
      Обозначение комбинаций прыжков в фигурном катании (SEQ)

      SEQ от английского слова «sequence» — последовательность. Комбинация прыжков отличается от каскада прыжков тем, что в каскаде нога приземления прыжка является толчковой ногой следующего прыжка, что не обязательно для комбинации

      • 1А+2T+2F+SEQ – комбинация прыжков из одинарного акселя, двойного тулупа и двойного флипа
      • 2Lz+2S+SEQ – комбинация прыжков из двойного лутца и двойного сальхова
      Обозначение вращений в фигурном катании
      • USp – вращение стоя
      • CSp – вращение в либеле
      • SSp – вращение сидя
      • LSp – вращение заклон
      • CoSp – комбинированное вращение.

      К обозначениям вращений могут быть добавлены буквы:

      • F – прыжок во вращение или вращение с заходом прыжком
      • С – вращение со сменой ноги
      • V – ошибка во вращении. Отсутствие явно видимого прыжка во вращение (в прыжках во вращение) или 2 базовые позиции вместо 3 (в комбинированном вращении), или менее двух оборотов на одной из ног (во вращении в одной позиции со сменой ноги). Пример обозначения: FCCoSp3V
      • B,1,2,3,4 – указывает на уровень сложности вращения (от простого » В» к сложному » 4 «)
      Обозначение дорожек шагов в фигурном катании

      StSq – дорожка шагов. К обозначению добавляются буква или цифра в зависимости от сложности. B, 1, 2, 3, 4 – уровень сложности дорожки шагов от простого «В» к сложному «4»

      Обозначение хореографической последовательности в фигурном катании
      • ChSq – хореографическая последовательность не засчитана ChSq1 – хореографическая последовательность засчитана
      Компоненты в фигурном катании

      Существует 5 компонентов. Применяются в зависимости от разряда по которому выступает спортсмен.

      • мастерство катания — оценивается качество скольжения
      • представление (исполнение) — оценивается эмоциональная вовлеченость спортсмена, умение транслировать суть музыкальной композиции и исполняемой программы зрителю
      • интерпретация музыки (музыкальность) — оценивается способность передачи ритма, характера музыки через движения на льду
      • переходы — связки между элементами, шаги
      • композиция (хореография) — оригинальность произведения, покрытие льда рисунком программы и пр.

      Шкала оценок за компоненты находится в пределах от 0 до 10.

      Ну вот и все об оценках. Надеюсь Вам было полезно. Буду стараться дополнять и обновлять эту публикацию.

      P. S А еще я делаю крутейшую музыку для фигурного катания, с ней из программы фигуриста можно сделать маленькое представление! Обращайтесь.

      Шпагат в воздухе, левитация и другие суперэлементы фигуристов. Фотографии, которые удивляют

      Шпагат в воздухе, левитация и другие суперэлементы фигуристов. Фотографии, которые удивляют

      Последнее время фигурное катание ассоциируется у зрителей исключительно с четверными прыжками, но это, конечно, упрощение — на самом деле фигуристы делают множество других сложнейших трюков, поражающих воображение не только в динамике, но и в статике.

      В подборке «Матч ТВ» — уникальные элементы в исполнении Трусовой, Валиевой, Коляды, Ханю и других, которые отвергают законы физики и суперэффектно выглядят на фото.

      Кантилевер. Александра Трусова

      Первым исполнителем кантилевера считается Илья Климкин — эту спираль даже называют «кораблик Климкина». За последние сезоны элемент стал визитной карточкой Александры Трусовой — она использует его в каждой соревновательной программе и на показательных выступлениях. Смотрится эффектно — как супергероиня, стремящаяся пройти под опасными лазерными лучами. Требует выворотности бедренных и коленных суставов, сильных ног и спины — опуститься в кантилевер еще полдела, а вот аккуратно из него подняться действительно сложно.

      Бауэр, ина бауэр. Юлия Липницкая

      У Юлии Липницкой было сразу несколько фирменных элементов — бильман с захватом за голень и вращение в плотной затяжке на высочайшей скорости, а также бауэр — разновидность спирали, когда ноги стоят на разных ребрах, но параллельно друг другу. Таким образом фигуристка движется по дуге с драматичным прогибом в спине.

      Липницкая не единственная, кто исполняет бауэр, но по совокупности прогиба и продолжительности скольжения в этой позе, а еще вписанности в музыку в «Списке Шиндлера» ее можно назвать одной из лучших исполнительниц.

      Флажок. Камила Валиева

      Еще одна фигуристка с яркой индивидуальностью во всех элементах, требующих растяжки и выворотности, — Камила Валиева. Флажок, кстати, входит в число первых спиралей, которые разучивают начинающие спортсмены, но в случае с Камилой он доведен до абсолюта и никак не напоминает легкий детский элемент. Опорная нога прямая, свободная нога максимально поднята к корпусу, и в этом положении Валиева завершает одно из своих фирменных вращений — с центровкой и на скорости.

      Вращение с ногой за головой. Даниэль Грассль

      У этого элемента пока нет официального названия, но, возможно, однажды его будут именовать «грассль». У итальянского одиночника Даниэля Грассля индивидуальный подход к фигурному катанию — своеобразная группировка в прыжках и попытки делать необычные вращения. Эта версия на одной ноге с ногой, заведенной за голову, — одна из самых узнаваемых позиций в арсенале Даниэля.

      Бедуинский прыжок. Алена Косторная

      Бедуинский прыжок еще называют «бабочкой». Особенность — плечи в течение всего прыжка остаются параллельными льду, а ноги показывают мощный круговой мах. Фигурист как бы лежит на плоскости, параллельной льду, а на фото — как будто левитирует. Используется как связующий элемент во вращении, а также как самостоятельный прыжок в дорожке шагов.

      Чинян. Андрей Мозалев

      Внешне это похоже на волчок в полете, и по факту таковым и является. Основное требование к чиняну — чтобы была принята позиция волчка в воздухе, с бедром, параллельным льду. После приземления из этого положения фигурист обычно продолжает вращение в волчке, либо же потом меняет позицию.

      Волчок в складке. Михаил Коляда

      Волчок считается классической позицией во вращении, но его вариация в плотной складке более сложная. Прежде всего потому что она требует развитой гибкости для плотного прилегания линии тела к линии свободной ноги. Опорная нога при этом должна выдержать вес тела на нужной скорости в должном количестве оборотов без потери центровки.

      Заклон. Сатоко Мияхара

      Заклон — базовая позиция во вращении, имеющая свои особенности у каждого фигуриста. Кто-то склоняет только одно плечо, кто-то держит руки вместе, кто-то — разводит их. У японки Сатоко Мияхары заклон получается со спиной, уложенной практически параллельно льду, и с замком рук.

      Кораблик. Эшли Вагнер

      Разновидность спирали, когда лезвия обоих коньков стоят на одинаковом ребре. Выглядит визуально довольно легко, однако поставить так ноги в линию в одной плоскости сложно даже без коньков. Требует не столько растяжки, сколько выворотности и баланса.

      Бильман. Елена Радионова

      Говорят, что первой вращение с поднятой за головой ногой выполнила Тамара Братусь (она же Тамара Москвина), но вращение назвали по имени другой исполнительницы Дениз Бильман. Бильман требует растяжки, гибкости позвоночника и здоровой спины — именно поэтому он пропадает у многих взрослых фигуристок и почти отсутствует у мужчин.

      Классический вариант бильмана был у Елены Радионовой — захват свободной ноги за лезвие и положение корпуса и рук, образующее силуэт бутона тюльпана.

      Либела с захватом ноги. Алина Загитова

      Либела — еще одно название всем нам известной ласточки. Либела бывает качающаяся (с переменой положения корпуса), обратная (с разворотом лица или корпуса полностью к потолку), бывает и с захватом ноги. Иногда она так и остается финальной позицией, а иногда бывает промежуточным положением к переходу во вращение в колечке.

      Наглядный пример либелы с захватом ноги — у Алины Загитовой.

      Прыжок в шпагат. Джейсон Браун

      Прыжок в шпагат на льду выглядит впечатляюще, потому что, отталкиваясь зубцами на скорости, фигурист выпрыгивает на высоту борта. Тут все просто — чем лучше растяжка в шпагат, тем качественнее получится элемент. Шикарные прыжки в шпагат были у Саши Коэн, а из мужчин можно выделить Джейсона Брауна.

      На что стоит обращать внимание в хорошо выполненном прыжке в шпагат? Прямые колени, развернутое бедро и носки — передний тянется вперед, насколько позволяют ботинки, а задний направлен вправо и вверх.

      Гидроблейд. Юдзуру Ханю

      Основной принцип этого элемента — в сильном приседании на глубокое ребро (внешнее или внутреннее) с значительным наклоном корпуса параллельно льду. Фигурист движется по крутой дуге, держа ноги либо скрещенными, либо вынося одну ногу вбок. Название объясняется визуальным впечатлением, как будто спортсмен зависает над водной гладью. Гидроблейд — бренд-элемент для японца Юдзуру Ханю, хотя им владеют многие. Каждое его исполнение Ханю заставляет трибуны визжать от восторга.

      Бэкфлип. Нейтан Чен

      Сальто запрещено правилами к исполнению в соревновательных программах ввиду его высокой травмоопасности. Но некоторые отчаянные ребята все же делают сальто на шоу — по отталкиванию и направлению прыжка этот элемент еще называют бэкфлип. Кстати, женщины тоже его прыгали — например, француженка Сурия Бонали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: