Монгольфье воздушный шар

Как братья Монгольфье открыли людям дорогу в небо?

26 августа 1740 года в небольшом французском городке Аннонэ родился Жозеф-Мишель Монгольфье, которому вместе с младшим братом Жак-Этьенном предстояло проложить человечеству дорогу в небо.

Отец Жозефа по меркам провинциального городка был человеком состоятельным, он владел небольшой бумажной фабрикой и поэтому смог дать своим детям хорошее образование. Жозеф с детства отличался любознательностью и тягой к знаниям. Особенно его увлекали точные науки — математика, физика и химия, в изучении которых он весьма преуспел. С особым интересом он ставил простейшие физические опыты, пытаясь постичь суть происходивших при этом процессов. Со временем к нему присоединился и младший брат.

Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн МонгольфьеПосле смерти отца братья унаследовали успешно работающую фабрику и смогли тратить на свои опыты и эксперименты значительные суммы, что они и не преминули сделать. А заинтересовала братьев возможность подняться в воздух. Они преследовали не только научный, но и практический интерес — возможность быстро перемещаться на значительные расстояния.

Сначала братья попытались наполнить сделанный из холста большой шар паром от кипящей воды. Шар раздулся, но лететь не захотел, так как пар стал быстро остывать и осаждаться на внутренней поверхности шара водяными каплями. Естественно, что размокший и значительно потяжелевший шар взлететь не смог.

Увлечение химией помогло братьям поставить другой эксперимент. Они попытались наполнить шар водородом, для чего в большой бочке залили металлические опилки серной кислотой, а выделившийся при химической реакции газ по трубкам направили под оболочку шара. Братья рассчитывали, что водород (тогда его называли летучим газом), который значительно легче воздуха, сможет заставить шар взлететь.

Они были на правильном пути, но создать герметичную оболочку для шара не смогли. Водород моментально проходил сквозь ткань шара. Попытки оклеивать матерчатый шар бумагой или делать его только из бумаги, результата не дали. Эти шары так же не могли удержать водород.

Мысль наполнить шар горячим воздухом пришла Жозефу, а натолкнул его на эту идею дым, поднимающийся над костром. Попытка оказалась удачной. Первый же небольшой бумажный мешок, наполненный горячим дымом, устремился вверх.

Об экспериментах братьев стало известно горожанам, и они попросили Жозефа и Этьена Монгольфье продемонстрировать им летающий мешок. Первый публичный полет воздушного шара состоялся 5 июня 1783 года. Подготовленный братьями шар только отдаленно напоминал современные летательные аппараты. Это был большой матерчатый шар, проклеенный для плотности бумагой. На середине на шар был укреплен дополнительный матерчатый пояс, от которого спускались вниз веревки, за них предполагалось удерживать шар при наполнении дымом. Вся конструкция получилась большой, громоздкой и весила более 200 килограммов.

Разложив в специально устроенном очаге костер, братья и их добровольные помощники разместили над ним горловину шара, который стал быстро наполняться горячим воздухом и вскоре уже рвался в небо. Веревки отпустили, и одиннадцатиметровый шар, на боку которого было написано на латыни «К ЗВЕЗДАМ», устремился ввысь.

День выдался безветренный, и шар, хотя и поднялся довольно-таки высоко, вскоре плавно опустился примерно за километр от места старта. Демонстрация первого полета воздушного шара прошла более чем успешно. С этого дня Жозеф и Этьен Монгольфье навсегда вписали свои имена в историю покорения неба.

Изобретением братьев заинтересовались в Париже. Король Людовик XVI поручил Академии наук пригласить братьев Монгольфье в столицу для демонстрации своего удивительного шара. Любопытно, что практически за несколько дней, когда посыльные только ехали к братьям, произошло повторное открытие возможности создания летучего шара. Пока братья готовились к приезду в Париж, Академия поручила физику Жаку Шарлю подготовить обоснованное мнение по поводу изготовления и полета на воздушном шаре.

Удивительно, но Шарль пошел тем же путем, что и братья. Он предположил, что шар можно наполнить водородом, и даже подготовил соответствующие расчеты. О возможности использовать горячий воздух он не догадался. Так как братья Монгольфье долго не могли добраться до Парижа, Шарль решил сам произвести опыт с шаром, наполненным водородом. Но он оказался дальновиднее братьев и пропитал оболочку небольшого шелкового шара (примерно 4 метра в диаметре) раствором каучука. В последующем открытый им способ изготовления оболочки шара использовался до середины 20 века.

В августе 1783 года Шарль провел в Париже первый полет изобретенного им шара. Наполненный водородом шар стремительно взлетел к облакам. Но затем случилось что-то непонятное, шар исчез, а на землю опустилась его лопнувшая оболочка. К тому времени ученые уже знали, что с высотой воздух становится менее плотным. Давление внутри шара, оставаясь постоянным, просто на определенной высоте разорвало его оболочку.

Демонстрация полета в ПарижеШарль снова засел за расчеты, но к этому времени в Париж приехали братья Монгольфье. Они привезли с собой новый шар, названный ими монгольфьером. Шар был значительно усовершенствован, а главное, под ним была закреплена легкая корзина из ивовых прутьев. Братья предполагали рискнуть и взлететь, но парижские ученые их отговорили, мотивируя это тем, что сердце человека может не выдержать быстрого подъема в высоту.

Для начала решили отправить в полет животных. Когда шар начали готовить к полету, удивление парижских ученых вызвала простота найденного братьями решения — горячий воздух. А для поддержания подъемной силы шара в полете, братья, после наполнения шара горячим воздухом, прикрепили под горловиной небольшую жаровню с углями.

19 сентября 1783 года на большой поляне перед Версальским дворцом на глазах огромной толпы народа шар, под которым в корзине сидели баран, утка и петух, взмыл в небо. Впервые живые существа поднялись к облакам. Полет прошел успешно, и пассажиры воздушного шара живыми и здоровыми вернулись на землю.

Вскоре первый подъем на шаре, правда, он был привязан длинной веревкой к земле, совершили Этьен Монгольфье и Пилатр де Розье. А уже 21 ноября 1783 года состоялся первый настоящий полет людей на воздушном шаре. Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд поднялись в воздух, приветствуя парижан с высоты птичьего полета. Путь в небо был окончательно открыт.

Жозеф-Мишель Монгольфье не успокоился на изобретении воздушного шара. Он продолжал экспериментировать, и на следующий год предложил проект первого парашюта. В годы французской революции он переехал в Париж, работал администратором Консерватории искусств и ремесел, был членом совещательного бюро по искусствам и мануфактурам.

Скончался Жозеф-Мишель Монгольфье 26 июня 1810 года. Но имя создателя первого воздушного шара навсегда останется в истории воздухоплавания.

Монгольфьер

Монгольфье́р (фр.  Montgolfière ) — аэростат с оболочкой, наполненной горячим воздухом. Название получил по фамилии изобретателей братьев Монгольфье — Жозеф-Мишеля и Жак-Этьенна. Первый полет совершил в городе Аннонэ (Annonay, Франция) 5 июня 1783 года.

Содержание

История

Однако история монгольфьера началась ещё раньше. В августе 1709 года бразильцем по происхождению Бартоломеу де Гусман, живущим в Португалии, была продемонстрирована модель воздухоплавательного аппарата, представлявшего собой тонкую яйцеобразную оболочку с подвешенной под ней маленькой жаровней. При одном из испытаний модель поднялась в воздух на 4 метра. В том же году Гусман приступил к осуществлению проекта «Пассаролы». Однако нет никаких свидетельств о том, состоялся ли этот проект. Но в любом случае Гусман был первым человеком, который, опираясь на изучение физических явлений природы, сумел выявить реальный способ воздухоплавания и попытался осуществить его на практике.

История о том, что в 1731 году подьячий нерехтец (то есть житель Нерехты) Крякутный в Рязани сделал попытку подъема на тепловом воздушном шаре, многими современными исследователями признается сфальсифицированной.

В 1782 году Братья Жан-Этьенн и Жозеф-Мишель Монгольфье, увлекавшиеся вопросами динамического воздухоплавания, а также пытавшиеся экспериментировать с оболочками, наполняемыми водородом, знакомые с этим открытием, пришли к выводу, что причиной подъема облаков является их электризация. С целью получения газа, обладающего электрическими свойствами, они начали сжигать мокрую солому и шерсть. Этот материал они использовали по аналогии с процессами, происходящими в электрографе, а воду добавляли для получения пара, схожего с составом облаков. Свои шары (вначале они были прямоугольных форм и только затем сферические) они называли аэростатическими машинами. Один из таких шаров, диаметром 3,5 метра, был показан родным и знакомым. Шар, поднявшись на высоту 300 метров, продержался в воздухе около 10 минут. После этого братья Монгольфье построили оболочку диаметром более 10 метров, она была сделана из холста, в верхней части изнутри оклеена специальной бумагой (которую, специально для этой цели создал швейцарский химик Ами Аргант) и усилена веревочной лентой. Демонстрация этого шара состоялась на базарной площади в городе Анноне 5 июня 1783 года. Был составлен протокол, который отразил все подробности полёта. Шар поднялся на высоту до 500 метров и продержался в воздухе около 10 минут, пролетев при этом 2 километра.

Читайте также  Где учиться на пилота

19 сентября 1783 года в Версале (под Парижем) в присутствии короля Людовика XVI во дворе его замка в час дня воздушный шар взмыл в воздух, унося в своей корзине первых воздушных путешественников, которыми были овца, курица и утка. Шар пролетел 4 километра за 10 минут. Для его наполнения потребовалось 2 пуда (32 кг) соломы и 5 фунтов (2,3 кг) шерсти.

21 ноября 1783 года в Париже впервые в воздух на монгольфьере поднялись Пилатр-де-Розье и маркиз д’Арланд . Стартовав около 14.00 от замка ла Мюетт в Буллонском лесу (парк на западной окраине Парижа) воздушный шар поднялся на высоту около 3000 футов (1 км). Пролетев около пяти миль (9 км) за 25 минут, перелетев Сену, первые воздухоплаватели приземлились на холме Бют-о-Кай между ветряными мельницами невдалеке за городским валом. Народ их приветствовал как национальных героев. Братья Монгольфье и всё человечество праздновали победу.

24 сентября 1784 года в Лионе впервые в воздух на монгольфьере поднялась женщина. Госпожа Тибль в присутствии шведского короля Густава III поднялась на высоту 2700 метров и продержалась в воздухе 142 минуты.

15 июня 1785 года стал трагическим в истории воздухоплавания. В этот день погибли пилот, физик, изобретатель Жан Франсуа Пилатр-де-Розье и его друг — механик Ромен. Этот аэростат(розьер) представлял собой комбинацию монгольфьера и шарльера, что и привело к трагедии

В дальнейшем монгольфьеры уступили своё место аэростатам, наполняемым водородом, так называемым шарльерам. Это было вызвано присущими монгольфьерам недостатками: необходимость брать на борт большое количество топлива, опасность возникновения пожара в воздухе и т. д.

Однако во второй половине XX века монгольфьеры вновь стали популярны. К этому привело появление новых легких и огнестойких материалов и появление специальных газовых горелок, которые вместе с газовыми баллонами составили удобный и надежный комплекс управления тепловыми аэростатами. Кроме того появился и такой вид монгольфьеров, как солнечные. Перепад температур между воздухом в оболочке и окружающей средой составляет около 30 градусов. Разумеется, такие аэростаты могут летать только в солнечную погоду, да и объём оболочки в 2,5—3 раза больше, чем у обыкновенных.

Появление новых типов монгольфьеров привело и к появлению новых видов соревнований и воздушных праздников — фиест. В соревнованиях необходимо как можно точнее привести аэростат в заданную точку или оптимизировать временной или дистанционный интервал полета. Фиесты же представляют собой более фееричное зрелище: одновременный старт десятков, сотен, а на особо крупных фиестах и тысяч монгольфьеров различных форм и цветов производят на зрителей неизгладимое впечатление.

Аэростаты тепловые радиоуправляемые (моделизм)

Аэростаты тепловые радиоуправляемые — это радиоуправляемые авиамодели тепловых аэростатов объёмом до 200 м³. Соревнования подобных аэростатов регулируются правилами, установленными Спортивным кодексом FAI: Секция 4 — Авиамоделирование. Том 7. Воздухоплавательные модели. В России 30.01.2007 г. состоялась первая фиеста тепловых радиоуправляемых аэростатов «Рождественская аэромодельная фиеста 2007» на Кубок московской школы-интерната для одарённых детей «Интеллектуал» (№ 1128).

Монгольфье воздушный шар

У братьев Жозефа и Жака-Этьена возникла идея сделать свое уникальное изобретение — воздушный шар, который мог бы преодолевать приличные расстояния. К этому решению их подвели многочисленные исследования различных химиков и физиков. Так, в 1766 году, после открытия водорода, Генри Кавендиш выяснил, что так называемый «горючий воздух» по плотности в несколько раз меньше, нежели сам воздух.

Братья Монгольфье решили провести свои эксперименты, заполняя горячим от костра воздухом рубашки, а потом и бумажные мешки. Далее проводились многочисленные пробы запуска шаров из шелка и льна. Наполненные предметы поднимались до потолка, что уже являлось огромным прорывом. Данное изобретение братьев должно было помочь и в военных делах — Жозеф продумывал вариант с воздушным нападением на противника, когда подхода к суше не было.

Такие опыты, несмотря на свою простоту, сделали огромный прорыв в воздухоплавании. И все же братья опирались на ошибочное мнение о том, что от горения особой смеси из шерсти и соломы создается своеобразный «электрический дым», который мог бы поднять наполненное им легкое тело.

Монгольфье брали бумажный шар с отверстием внизу и наполняли его горячими газами, которые были легче воздуха до тех пор, пока температура их была высокой. Продолжатель их дела Соссюр пытался поднять вверх шар, наполненный воздухом, нагретым за счет введенной в отверстие шара раскаленной железной полосы. Тем не менее, эксперимент всегда оставался незаконченным

Исследователи тщательно готовились к каждому опыту, постоянно изменяя размеры сфер и состав горючих веществ. В 1782 году Жозеф и Жак-Этьен принялись за изготовление пробного шара размером три кубических метра, наполненного горячим воздухом. Эксперимент увенчался успехом, и поэтому далее братья решили увеличить размеры шара в диаметре в несколько десятков раз. Сфера была сделана из хлопка и обклеена бумагой. Она состояла из четырех частей — купола и трех боковых полос. В общей сложности, сооружение весом более 225 килограммов и объемом 800 кубических метров было закончено в апреле 1783 года.

Тем не менее какие-то практические шаги в этом направлении начались в XVIII веке.

Конечно, нужно сделать небольшую оговорку: первые практические шаги в Европе. Ибо, если открыть описание военного похода китайского генерала Чжугэ Ляну, жившего в III веке нашей эры, можно встретить там такие строки:

Так что беспилотники в качестве психологического оружия, ставшие известными нам под именем китайских фонариков, в Азии появились очень давно.

Первую действующую модель летательного аппарата легче воздуха в Европе создал в 1709 году португалец Бартоломеу Лоуренсу де Гусман, приехавший в Лиссабон из Бразилии. Он показал королю Жуану V бумажный воздушный кораблик, который был наполнен горячим воздухом и поднимался к потолку.

Некоторые писали, что на полноразмерном корабле сам Лоуренсу де Гусман пролетел около километра, но достоверных свидетельств этому нет.

19 сентября 1783 года впервые в истории свой полет совершили нелетающие живые существа. Демонстрация аппарата королю проходила под Парижем, в Версале. Первыми пассажирами аэростата стали баран, петух и утка.

Кстати, полет чуть было не сорвался из-за того, что оболочку подготовленного воздушного шара размыло дождем, и он пришел в негодность. Однако братьям удалось к назначенному сроку создать еще один аэростат. Воздушный шар поднялся в воздух, пролетел четыре километра и, несмотря на порвавшуюся оболочку, благополучно приземлился. Животные почти не пострадали.

Мир изменился, человек научился летать. Судьбы всех четырех первопроходцев сложились по разному. Братья Монгольфье продолжили свою инженерную и промышленную деятельность. Их главным изобретением стала прозрачная бумага (калька), промышленное производство которой братья наладили в своем родном городке Аннонэ. Кстати, их фирма сохранилась и поныне. Компания Canson выпускает различные виды декоративной и фотобумаги.

Пилатр де Розье попытался перелететь Ла-Манш на шаре совмещенной конструкции, использующей подъемную силу как водорода, так и горячего воздуха. 15 июня 1785 года он стал первой жертвой авиакатастрофы.

Полеты на воздушном шаре братьев Монгольфье

Семья Монгольфье и начало воздухоплавания

Братья Жозеф Мишель Монгольфье и Жак-Этьен Монгольфье прославились как создатели летательного аппарата названного в их честь Монгольфьер.

В 1782 Жозеф Монгольфье, сидя перед камином, обратил пристальное внимание как искры поднимаются вверх, на тот момент совершенно для него не ведомой силой. Соорудив легкий пакет из щелка, и расправив его над открытым огнём, Жозеф и Жак стали свидетелями подъема пакета до потолка комнаты. Неверно истолковав принцип подъёмной силы, братья пришли к выводу, что пакет заставляет подниматься ранее неизвестный науке газ, выделяемый при горении. Газу было присвоено название «Газ – Монгольфье».

Братья Монгольфье родились в большой семье, помимо Жозефа и Жака в семье было ещё 14 детей. Семья была состоятельной, собственная бумажная фабрика приносила стабильный доход. Глава семьи Пьер Монгольфье назначил старшего сына своим правопреемником, а младшие дети были отправлены в различные города Франции для получения достойного образования.

Жозеф Монгольфье обладал характером типичного изобретателя и мечтателя, где его яркая индивидуальность вытесняли в нём деловые качества. Его младший брат Жак в противоположность ему преуспел на поприще деловых успехов, так что в короткие сроки провёл модернизацию семейной бумажной фабрики. Введя новейшие на тот период Голландские технологии. В итоге, мануфактура Монгольфье была отмечена особой королевской благодарностью за качественную бумагу.

Читайте также  Как выглядит пенни борд

Со временем братья Монгольфье не забыли о своём открытии. Было решено изготовить летающую модель для наглядной демонстрации силы «газа». Модель запустили прямо в доме, и в считанные мгновения она достигла потолка. Успешные испытания упрочили братьев в мысли о необходимости постройки более серьёзной по размерам летающей конструкции. Не понимая всего принципа действия «газа», братья Монгольфье пришли к выводу, что большая его часть содержится в дыму. Дым решили получать, сжигая мокрую солому пополам с шерстью, что и было сделано при показательном запуске десяти метрового шелкового шара на Парижской площади.

Почти весь город собрался на презентацию так называемого Воздушного шара. Большинство людей отнеслось к событию весьма скептически, приняв это за рекламное мероприятие, подготовленное бумажной мануфактурой, что отчасти было правдой. Однако от скептических настроений не осталось и следа, как только Воздушный шар оторвался от земли на 300 метров. Произошло это событие 4 июля 1783 года. Парижские чиновники назвали этот день Днем рождения монгольфьера.

Успех братьев Монгольфье способствовал строительству более дерзкого проекта. Их новый шар должен был быть в три раза выше, а внутренний объём в 27 раз больше предыдущего. В современном понимании его объем равнялся 790 кубическим метрам. Шар изготовили из четырех частей, купола и трех боковых долей, скреплённых между собой 1800 специальными кнопками. Шар был изготовлен при активном финансовом содействии друга братьев Монгольфье владельцем фабрики по производству обоев Жаном-Батистом Ревиллона. Этот шар прославился как первый Монгольфьер, взявший на борт трех пассажиров: утку, петуха и барана. Шар был наполнен обыкновенным горячим дымом. Полёт проходил в Версальском дворце, в присутствии короля Франции Луи XVI и королевы Марии Антуанетты. Этот полёт был непродолжительным и продлился всего восемь минут. За это время шар Монгольфьер успел пролететь примерно две 15 км и благополучно совершил посадку.

Полёты на воздушных шарах с людьми

Первые воздухоплаватели были смелыми людьми, но небезрассудными. Поэтому первые подъемы на Монгольфьерах осуществлялись не в свободном, а в привязном режиме. Монгольфьер привязывали верёвками и проводили тестовый его подъем, вычисляя его эксплуатационные возможности. Эти полёты также носили и демонстрационный характер для научной публики. Врач и физик Пилатр де Розье в возрасте 26 лет и его друг Андре Жируд де Витт 19 октября 1783 года, будучи собственником обойной фабрики в Мадриде достигли высоты в 324 фута.

Первый свободный полёт людей на Монгольфьере состоялся 21 ноября 1783 года. Стартовали с западного предместья Парижа под названием Буа де Булон из внутреннего двора. Хороший запас топлива на борту позволил лететь воздухоплавателям в течение двадцати пяти минут на высоте приблизительно ста метров над Парижем, пролетев расстояние в девять с лишним километров, воздухоплаватели совершили посадку в поле у мельницы в местечке Бут а Шале. Этот полёт произвел настоящую сенсацию среди парижан, и привел в восторг всех французов. Именно этот полёт оставил след на многих гравюрах того времени.

Воздухоплавание стало настолько популярным, что породило целый бум моды на элементы связанные с воздухоплаванием, так например стулья с вышитыми на спинках Воздушными шарами, часы, столовая утварь повсеместно украшались наивными картинками воздушных шаров.

Сегодня воздухоплавание переживает небывалый расцвет. Очень большое количество людей хочет насладиться бесшумным полетом на воздушном шаре. Вопрос о выборе воздушного шара сделан в пользу тепловых аэростатов наполняемых теплым воздухом с помощью газовой горелки, питаемой пропанобутановой смесью. Современный тепловой воздушный шар изобретен благодаря разработкам НАСА. Тепловой воздушный шар средних размеров сегодня можно подготовить к полету в течение 25 минут. Эра популярности Монгольфьер продолжается.

Чудо-шар братьев Монгольфье

5 июня 1783 года на центральной площади маленького французского городка Аннона под Лионом собрались жители в ожидании чуда. Прокатился слух, что владельцы бумажной фабрики, братья Жозеф и Этьен Монгольфье, люди серьёзные и зажиточные, решили удивить весь мир: они смастерили воздушный шар и собираются запустить его в небо. Никто всерьёз это не воспринял. Церковники крестились и плевались. Буржуа посчитали братьев безумцами. Там, где летают птицы, не место творению человеческих рук.

Шар братьев Монгольфье

Сцена из спектакля «Шар братьев Монгольфье» на театральном фестивале «Новая драма» в Тольятти». Постановка режиссеров Михаила Кабанова и Игоря Корниенко

В центре городской площади соорудили помост, в котором разгорался костёр. Дым поднимался ввысь. Восемь добровольцев вызвались тащить к помосту изготовленный из ткани и оклеенный бумагой огромный мешок. Его деревянную горловину опустили над костром. Вдруг мешок зашевелился. В него стал поступать горячий воздух. Мешок распрямился, поднялся и приобрёл форму гигантского шара. Он завис над костром, покачиваясь на уровне второго этажа здания. Шар рвался ввысь. Восемь человек удерживали его с трудом.

Воздушный шар шар братьев Монгольфье

Автор Claude-Louis Desrais (1746-1816 гг.)

Братья дали сигнал, и верёвки отпустили. Воздушный шар медленно поднимался всё выше и выше, уменьшаясь в размерах. Люди не верили своим глазам. Шар летел выше птиц. Ветер понёс его в сторону, и шар стал опускаться. Детвора с радостными криками помчалась за ним. Следом бежали довольные Жозеф и Этьен. Их переполняли необыкновенные чувства. Они сумели поднять шар в воздух, и он благополучно приземлился. Братья уже мечтали о том времени, когда на шаре с корзиной сможет полететь и сам человек и с заоблачной высоты увидеть землю, как на ладони.

На центральную площадь города специально вызвали должностных лиц, которые и зафиксировали свершившееся. Жители Аннона, французы братья Монгольфье, первыми в мире запустили в воздух искусственный летательный аппарат. Пролетев несколько сот метров, он благополучно опустился на землю. Полёт продолжался более 10 минут. Королю Людовику XVI доложили об этом опыте.

Братья Монгольфье, Этьен и Жозеф, вовсе не были неблагополучными людьми, безумцами или искателями приключений. Они отличались пытливостью ума, знанием законов физики, химии и мечтали соорудить воздухоплавающее средство. Они хотели, чтобы люди могли свободно парить, как птицы. И прежде, чем выйти на площадь и объявить о своем намерении, провели немало экспериментов, пробуя различные ткани и бумагу для материала оболочки. Им оказался лён, оклеенный бумагой. Он мог удержать пар. Но у пара слабая подъёмная сила, он быстро остывал, а бумага и ткань намокали. Требовалось другое подъёмное вещество. Жозеф и Этьен знали о существовании лёгкого газа водорода, который имел большую подъёмную силу. Но они не знали, как дать ему ладу. Газ улетучивался через ткань, был горюч, к тому же для его производства требовалась масса железных опилок и серная кислота. И тогда решили использовать дым.

Памятник Жозефу и Этьену Монгольфье в Анноне

Памятник Жозефу и Этьену Монгольфье в Анноне

Провели эксперимент. Бумажные мешки наполнили горячим воздухом, и они свободно плавали в помещении. Так и родилась идея создать огромный мешок, установить решётку с углями для подачи горячего воздуха, и отпустить его к облакам. Когда угли погаснут, воздух остынет, и воздушный шар опустится.

Весть об этом чуде облетела всю Францию. Людовик XVI пригласил братьев в Париж для демонстрации этого летательного устройства. Одновременно он приказал Академии наук изучить вопрос воздухоплавания и объяснить, в чём заключалась магия подъёмной силы, и почему до сих пор ничего аналогичного не сделано в столице. Это задание выпало молодому учёному, профессору Жаку Шарлю (1746-1823 гг.), который с рвением взялся за дело. Он хорошо изучил всё, что было известно о попытках человека подняться в воздух. И пришёл к выводу, что для этого нужен шар, наполненный газом. Скорее всего, братья Монгольфье использовали только что открытый газ – водород. Профессор стал экспериментировать с ним. Опыты подтвердили верность его предположений. О результатах он доложил в Академию наук. Осталось дождаться прибытия в Париж братьев, чтобы подтвердить найденную разгадку. Но братья не спешили. Они принялись сооружать другой, ещё больший шар, с корзиной для пассажиров. Им хотелось произвести впечатление не столько на публику, сколько на короля.

Жак Шарль не стал ждать их приезда и принялся сам сооружать шар. Чтобы удержать летучий газ, он решил сделать оболочку из шёлка, пропитанного раствором каучука, который совсем недавно изобрели двое братьев-учёных по фамилии Робер. Такая оболочка газ не пропускала. По размерам шар получился небольшой, 4 метра в поперечнике, но подъёмная сила водорода должна была поднять его ввысь. Множество народа присутствовали на эксперименте. Воздушный шар с водородом было очень трудно удержать. И вот, верёвки отпустили, и шар, как снаряд, взметнулся в небо. И вдруг где-то в вышине раздался хлопок, и вспыхнуло сияние. Шар взорвался. Удручённый профессор снова сел за чертежи, расчёты, начал новые эксперименты. Он понял свою ошибку: разница в давлении на высоте не была учтена. Тогда в оболочке шара он сделал два клапана для выпуска водорода, вверху и внизу. Теперь можно было регулировать давление в шаре, а, значит, управлять полётом. Шарль предложил в полёт брать балласт: если его сбрасывать, то шар будет набирать высоту. Сам того не ведая, учёный Жак Шарль изобрёл совершенно новый летательный аппарат, не похожий на тот, что соорудили братья Монгольфье. Это был прообраз будущего аэростата.

Читайте также  Заднее сальто обучение

Тем временем в Париж прибыли братья Жозеф и Этьен с новым воздушным шаром. Его оболочку они раскрасили в синий цвет с золотым орнаментом, а внизу укрепили круглую корзину из ивовых прутьев, оклеенную снаружи плотной бумагой, для пассажиров.

полёт на воздушном шаре братьев Монгольфье

Братья хотели лететь сами. Но Людовик XVI категорически запретил. Рисковать такими талантливыми изобретателями он не хотел. В ту пору бытовало мнение, что, как только человек оторвётся от земли, он сразу умрёт от разрыва сердца. А некоторые монахи утверждали, что, если человек дерзнёт подняться в небо, его тут же покарает Бог. Король согласился отправить в первый полёт двух приговорённых к смертной казни заключённых. Но тут категорически возражать стали братья. Им вовсе не хотелось, чтобы имена преступников вошли в историю. И согласились вместо себя в гондолу посадить барана, утку и петуха.

19 сентября 1783 года возле Версальского дворца собралась вся знать во главе с королём. Присутствовали и учёные. Все горели желанием посмотреть на летающий шар с животными. В Версаль приехал и профессор Шарль. Он очень удивился, что воздушный шар братьев Монгольфье наполнялся не водородом, а всего-навсего горячим воздухом. И чтобы его производить, братья отправляют в полёт жаровню с горящими углями. Это и всё их достижение?!

Король и придворные были в полном восторге от зрелища, но профессор Шарь осознавал, что у его детища гораздо больше перспектив. Вместе с помощником Робером он принялся за работу. С того времени воздушные шары, наполненные дымом, стали называться монгольфьерами, а водородом – шарльерами.

21 ноября 1783 года в Париже состоялся первый полёт людей на воздушном шаре-монгольфьере. Шар был 14 метров в поперечнике и более 21 метра в высоту. Корзина весила примерно 730 кг. Пассажирами были Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Их имена вошли в историю человечества как имена первых людей, поднявшихся в воздух на летательном аппарате. Согласитесь, для закоренелых преступников была бы слишком большая честь! А уже 1 декабря в парке королевского дворца Тюильри в присутствии его величества короля Людовика XVI профессор Жак Шарль продемонстрировал возможности своего воздушного аппарата. Среди зрителей находились и братья Монгольфье. Ну, конечно!

Оболочку наполнял не тёплый воздух, а водород, поступающий по шлангам из нескольких бочек с железными опилками и серной кислотой. Диаметр шара составлял 9 метров. Шар наполнился и легко взмыл вверх. В плетёной ивовой корзине-лодочке, которая крепилась не к оболочке шара, как у братьев Монгольфье, а к сетке, опутывающей сверху шар, сидели профессор Шарль и его помощник Робер. Полёт продолжался около двух часов. За это время шар преодолел расстояние 40 км. После чего Робер сошёл на землю, а Шарль продолжил полёт в одиночестве и поднялся на высоту более 3,5 км.

Воздушный шар Жака Шарля

Современные летающие баллоны по своей сути очень близки к тем, которые изобрёл профессор Жак Шарль. А вы летали на воздушном шаре? Делитесь впечатлениями!

Почему первые в мире авиапассажиры блеяли и кудахтали

Шар братьев МонгольфьеШар братьев Монгольфье. Клод-Луи Дезре, 1783 год

«Экспресс газета» в Google Новостях

Неизвестно, кому из братьев пришла идея склеить из бумаги воздушный шар, и поднять его в небо, наполнив паром кипящей воды. Но этот опыт оказался неудачным. Попадавший в купол пар быстро остывал, а осаждавшиеся изнутри капли размачивали бумажную оболочку. Шар, ожидаемо, разваливался и падал.

Братья пошли другим путем, решив наполнить искусственный купол водородом. И опять неудача. Оказалось, что бумажный шар невозможно склеить идеально, а водород всегда находит мелкие отверстия и быстро улетучивается. Только третья попытка принесла успех. Жозеф-Мишель обратил внимание на поднимающийся дым от костра и допустил, что он сможет поднять вверх воздушный шар. 19 сентября 1783 года они запустили в воздух необычных пассажиров.

Первый успешный запуск шара случился 5 июня 1783 года на глазах изумленных жителей города Аннонэ. Шар диаметром 11 метров плавно поднялся к облакам и мягко приземлился в километре от места запуска.

Небесные первопроходцы

Модель шара братьев Монгольфье в музее авиации в Ле Бурже. Источник Wikimedia.org

Модель шара братьев Монгольфье в музее авиации в Ле Бурже. Источник Wikimedia.orgБратья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье родились в небольшом французском городке Аннонэ в семье хорошо обеспеченного владельца бумажной фабрики. Жозеф с раннего возраста увлекся наукой и ставил разнообразные опыты, за что ему часто перепадало от отца. Позднее к нему присоединился и младший брат, ставший надежным помощником и генератором отдельных идей.

После смерти родителя и наследования фабрики финансовые возможности братьев Монгольфье серьезно возросли, и именно тогда они приступили к разработке способов быстрого перемещения на большие расстояния.

Спустя несколько лет газетчики разнесут новость об их удивительном шаре по всей Франции. Их имена станут известны каждому жителю страны, и сам Людовик XVI захочет лично увидеть полет воздушного шара. Венценосный монарх потребовал пригласить изобретателей в Париж, а физику Жаку Шарлю поставили задачу рассчитать возможность полета на воздушном шаре человека.

Не дожидаясь приезда братьев, Шарль провел несколько самостоятельных опытов. Он изготовил из пропитанной каучуком ткани воздушный шар диаметром около четырех метров и заполнил его водородом.

В августе 1783 года шар Жака Шарля совершил первый вполне удачный полет, очень быстро скрывшись от глаз наблюдателей за облаками. Но через несколько минут аппарат плавно опустился, а его оболочка оказалась прорванной.

Вольности на глазах у короля

В августе в Париж прибыли и сами изобретатели. Они привезли усовершенствованный воздушный шар, названный монгольфьером. Братья прикрепили к нему корзину из ивовых прутьев, в которой находился небольшой очаг с углями. Там могли поместиться несколько человек.

Первые полеты на воздушном шаре. Рисунки французских художников. Источник: Wikimedia.org

Первые полеты на воздушном шаре. Рисунки французских художников. Источник: Wikimedia.org

Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн планировали запустить шар на глазах короля в Версале и собирались лично отправиться в полет. Но придворные медики их от этого отговорили, мотивировав тем, что из-за быстрого поднятия на высоту и снижения давления сердце человека может просто не выдержать.

Тогда пассажирами первого обитаемого полета в небо решили сделать барана, утку и петуха. Примечательно, что почти через два столетия при освоении космоса первыми пассажирами также сделали животных, а легендарных собак Белку и Стрелку узнал весь мир.

19 сентября 1783 года домашнее животное и птицы впервые поднялись на головокружительную высоту, открыв новую эру в освоении «пятого океана». Эксперимент завершился триумфально. После приземления отчаянно блеявший от страха баран и кукарекавший петух как ни в чем не бывало, пошли своими ногами по твердой земле. Только флегматичная утка не кричала.

Освоили небо по-братски

Первыми людьми, поднявшимися в небо на монгольфьере, стали Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд, а сам легендарный полет состоялся 21 ноября 1783 года.

Воздушный шар с людьми стартовал с территории парижского замка де ла Мюэт. Полет продлился около получаса, а поднявшийся на неимоверную высоту в 915 метров шар преодолел 9 км и плавно опустился на землю. Небо открыло людям свои объятия, и вскоре от желающих покататься на монгольфьере не было отбоя.

Первый полет братьев Райт на аэроплане «Флайер-1». 17 декабря 1903 года. Источник wikimedia.org

Первый полет братьев Райт на аэроплане «Флайер-1». 17 декабря 1903 года. Источник wikimedia.org

Через 120 лет еще одни братья, Уилбур и Орвилл Райт, совершат первый полет на аэроплане, а сегодня каждому желающему достаточно купить билет, чтобы преодолеть тысячи километров на современном комфортабельном авиалайнере. А катание на воздушном шаре стало повседневным развлечением или способом эксцентричного путешествия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: