Название прыжков в фигурном катании

Аббревиатуры и термины в фигурном катании

В протоколах соревнований, проводимых по новой системе судейства, используется большое количестве аббревиатур. Аббревиатуры прыжков, пожалуй, наиболее понятны. Они состоят из двух частей: цифры (1,2,3,4), соответствующей числу оборотов, и буквы, соответствующей названию прыжка:

Содержание

Прыжки

Аксель (Axel, A)

Аксель (Axel) обозначается как (А) -является реберным прыжком. Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов.В настоящее время фигуристы выполняют этот прыжок в 1,5 оборота — (одинарный), 2,5 — (двойной) и 3,5 оборота – (тройной).

На прыжок Аксель обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.

Тулуп (Toe Loop, T)

Тулуп (Toe Loop) обозначается как (Т)-зубцовый прыжок (т.е. перед прыжком фигурист отталкивается от льда зубцом свободной ноги). Варианты захода: либо тройка вперед внутрь на правой ноге (скольжение вперед, поворот, удар зубцом, прыжок), либо тройка вперед внутрь на левой ноге (скольжение вперед, поворот, смена ноги, удар зубцом, прыжкок).Возможен также заход с вальсовой тройки (тройка вперёд-наружу, переступание на правую ногу).

Женщины исполняют тройной тулуп-(двойной только в качестве второго прыжка в каскаде —), мужчины четверной – и тройной- .

Сальхов (Salchow, S)

Сальхов (Salchow) обозначается как (S)-один из трех рёберных прыжков в фигурном катании (наряду с риттбергером и акселем). Заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу. В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1S, двойной – 2S, тройной – 3S или четверной сальхов —4S.

Риттбергер (Loop, Lo)

Риттбергер (Loop) обозначается как (Lo)- один из трёх рёберных прыжков в фигурном катании.Используется в качестве второго прыжка в каскаде —3Lo+2Lo – каскад из тройного и двойного риттбергеров) и отдельно тройной-3Lo. От остальных прыжков отличается отсутствием как махового движения, так и удара зубцов об лед. Фигурист просто «выпрыгивает» с согнутой опорной ноги наверх. Варианты захода: тройка вперед внутрь на правой ноге (часто многократная), реже используется заход просто с подсечки назад направо.

Флип (Flip, F)

Флип (Flip) обозначается как (F)-зубцовый прыжок.В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1F, двойной – 2F, тройной — 3F и четверной – 4F.

Варианты захода: тройка вперед наружу на левой ноге, поворот, удар зубцом, прыжок или моухок, удар зубцом прыжок.

Одной из ошибок при выполнении более сложного лутца является смена перед прыжком внешнего ребра на внутреннее, и как результат — непреднамеренный флип, неофициально называемый флутцем (flip + lutz). Реже случается лип (lip=lutz+flip) — непреднамеренный лутц, выполняемый вместо флипа.

Лутц (Lutz, Lz)

Лутц (Lutz) обозначается как (Lz) Является зубцовым прыжком.

Лутц — прыжок с противовращательным заходом (траектория фигуриста похожа на букву S). Из всех подобных прыжков (валлей, внутренний аксель и т. д.) только лутц стал стандартным — из-за эффективного замаха, позволяющего исполнить три оборота.Типичная ошибка при выполнении лутца — перейти перед прыжком с внешнего ребра на внутреннее, и как результат, непреднамеренный флип, неофициально называемый «флутц» (flip + lutz).В зависимости от количества вращений в воздухе различают одинарный – 1Lz, двойной —2Lz, тройной —3Lz и четверной лутц – 4Lz.

Заход. Обычно с подсечки назад-вправо.Изготовка. Длинная дуга назад на наружном ребре левого конька, туловище развёрнуто наружу (вправо).Прыжок. Фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок. Раскручивается спортсмен в первую очередь за счёт замаха туловищем и руками.Вращение против часовой стрелки.Приземление на правую ногу, на ход назад-наружу.

Каскады прыжков

Каскады прыжков пишутся через + (4S+2T — каскад из четверного сальхова и двойного тулупа), для комбинаций прыжков добавляется слово SEQ (3T+2T+SEQ – комбинация тройной тулуп – шаги – двойной тулуп»). Иногда можно видеть запись типа 3Lz+COMBO — это означает, что фигурист не выполнил обязательного каскада (исполнил короткую программу без каскада или в произвольной дважды исполнил одинаковый тройной прыжок и оба раза без второго прыжка). Рядом с аббревиатурами прыжков могут также стоять различные пометки. < означает, что прыжок был недокручен более чем на четверть оборота и пошел «в зачет» с «промежуточной» стоимостью (в 0.8 от полной стоимости прыжка), а << прыжок, недокрученный более, чем на полоборта, и пошедший в зачет как прыжок на один оборот меньше. e означает, что прыжок был выполнен с неправильного ребра и судьи обязаны поставить отрицательную оценку за качество его исполнения. Эта пометка означающая, что фигурист исполнил прыжок с двух ребер или с неглубокого неправильного ребра, что также является ошибкой, но оставляет судьям большую свободу выбора в оценке за качество его исполнения.Пометка x говорит о том, что прыжок (или другой элемент) был выполнен во второй половине программы и поэтому его базовая стоимость будет умножена на 1.1.

УРОВНИ СЛОЖНОСТИ, ОДИНОЧНОЕ КАТАНИЕ, СЕЗОН 2012-2013

Прыжковые элементы

  1. неожиданный / необычный / сложный заход
  2. четко распознаваемые шаги/движения произв. кат. непосредственно перед прыжком
  3. трудная вариации позиции в воздухе / прыжок с «затяжкой» перед вращением
  4. хорошая высота и длина
  5. хорошая растяжка на приземлении / необычный выезд
  6. хорошая плавность от въезда до выезда включая каскады / комбинации прыжков
  7. выполнение всего элемента без видимых усилий8) соответствие элемента музыкальной структуре

Вращения (F, C, USp, SSp, LSp, CoSp, PSp)

Судейская система различает вращения стоя, сидя, либелу, заклон и комбинированное. Для каждого из этих вращений есть варианты «с прыжковым заходом» и «со сменой ноги», они оцениваются выше. В парном катании добавляется совместное вращение (простое и со сменой ноги).

Обозначения:стоя— USp, сидя— SSp, заклон— LSp, комбинированное— CoSp, совместное— PSp.

Прыжок во вращение обозначается буквой F (например, FSSp), смена ноги— буквой C.

Уровень вращения (B, 1, 2, 3 или 4) определяется так называемыми «чертами»: чем больше черт насчитает техническая бригада, тем выше уровень. Вращение стоя, если оно выполнено в конце элемента, засчитывается только с вариацией.

  1. хорошая скорость или ускорение во время вращения
  2. способность быстро установить центровку вращения
  3. сбалансированность вращения во всех позициях
  4. явно большее, чем требуется, число оборотов
  5. хорошая позиция (и) (включая высоту и позицию в воздухе в прыжках во вращение)
  6. необычность и оригинальность
  7. хороший контроль во всех фазах вращения
  8. соответствие элемента музыкальной структуре.

Типы поворотов (на одной ноге): тройки, твизлы, скобки, петли, выкрюки, крюки. Типы шагов (где только возможно, на одной ноге): на зубцах, шассе, моухоки, чоктау, перетяжки,кросс-роллы, беговые шаги. Простое разнообразие включает как минимум 7 поворотов и 4 шага, каждый тип может считаться неболее 2 раз. Разнообразие включает как минимум 9 поворотов и 4 шага, каждый тип может считаться неболее 2 раз.Сложность включает как минимум 5 различных типов поворотов и 3 различных типов шагов, все типы должны быть исполнены хотя бы 1 раз в каждом направлении. Использование движений верхней части тела означает видимое использование любых движений рук,головы и торса, которые влияют на баланс основной части тела, в течение хотя бы 1/3 (вместо 1/2)рисунка в сумме. Две комбинации сложных поворотов считаются одинаковыми, если они состоят из одних и тех же поворотов, выполненных в том же порядке, на том же ребре и на той же ноге. “Хотя бы половина рисунка на одной ноге” не является более чертой уровня сложности.

Дорожки шагов (StSq, ChSq)

Есть два типа дорожек— техническая (StSq) и хореографическая (ChSq). В короткой программе катают только техническую дорожку. В произвольной мужчины и женщины катают сначала техническую, потом хореографическую.

Техническая дорожка оценивается как техническим специалистом (B, 1, 2, 3 или 4, в зависимости от сложности и разнообразия шагов), так и судьями (от −3 до +3, в зависимости от качества исполнения).

Хореографическая — только судьями. Хореографическая дорожка у женщин и пар должна содержать спираль.

Спираль

Спираль — обязательный элемент женского и парного фигурного катания, длительное скольжение на чётком ребре одного конька в неизменной позе с поднятой свободной ногой.В результате на льду должен остаться след с плавно меняющейся кривизной.В исполнении этого элемента важна красота и точность позы.Традиционно спиралью называют «ласточку», когда фигурист, скользя на одной ноге, кладёт туловище горизонтально, а свободную ногу поднимает настолько высоко, насколько позволяет растяжка; существуют и другие позиции. Также к спиралям по традиции относят элементы «кораблик» и «бауэр», когда фигурист скользит на двух ногах на наружных или внутренних рёбрах; подобные элементы считаются связующими и очков за технику не дают.

Прыжки в фигурном катании: как прыгать и видео примеры

В настоящее время многие родители отдают своих детей в секции по фигурному катанию с 3-4 лет. Некоторые мамы и папы до этого профессионально не занимались катанием на льду и не знают какие бывают прыжки в фигурном катании. Но чтобы поддерживать беседу с тренерами и своими подрастающими фигуристами, они хотят по больше узнать о терминах и профессиональных названиях разных элементов. Поэтому мы решили рассказать в этой статье, какие есть прыжки, их названия, чем они друг от друга отличаются и как их нужно выполнять. А также в качестве примера для каждого прыжка добавим видео с соответствующим прыжком.

Читайте также  Как питаться после тренировки чтобы похудеть

Разговаривайте со своими юными фигуристами на понятном для них языке, используя профессиональные термины фигуристов.

В одном хорошем фильме было сказано:

Поэтому, чем больше вы общаетесь и чем лучше понимаете своих детей, тем счастливее их делаете. А счастливый ребенок достигнет намного больших вершин. И в результате этого станет успешным и уверенным в себе человеком.

Виды прыжков

В данный момент в фигурном катании существует шесть видов прыжков. Все прыжки можно разделить на две основные группы:

  • рёберные;
  • зубцовые.

В свою очередь в состав каждую группу входит по три вида прыжка.

  1. сальхов;
  2. риттбергер;
  3. аксель.
  1. флип;
  2. тулуп;
  3. лутц.

Рёберные прыжки

Рёберный — это прыжок, который фигурист совершает, толкаясь ребром конька опорной ноги, не задевая при этом лед другой ногой.

Сальхов

Сальхов

Сальхов (назван в честь Ульриха Сальхова, это шведский фигурист, Олимпийский чемпион 1908 года по фигурному катанию) совершается после выезда с дуги, с толчком от внутреннего ребра левой ноги, с поворотом на 180 градусов и одновременным махом правой ноги, и опусканием на внешнее ребро правой ноги.

Оценки за сальхов, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,4;
  2. 1,3;
  3. 4,4;
  4. 10,5.

Сальхов является одним из самых легких прыжков.

Сальхов в четыре оборота первый раз прыгнул Тимоти Гейбл в 1998 году. Первая женщина прыгнувшая сальхов в четыре оборота была Мики Андо в 2002 году. Это пока единственный прыжок в четыре оборота, который смогли прыгнуть женщины.

Риттбергер

Риттбергер

Риттбергер (на английском loop) – совершается при скольжении назад-наружу, с толчком от внешнего ребра правой ноги, вращаясь в воздухе против часовой стрелки и опускаясь, опять же, на правую ногу. Назван он в честь Вернера Риттбергера, фигуриста родившегося в Германии. Первый раз он его прыгнул в 1910 году. Некоторые еще называют его петлей т.к. он на нее походит и в переводе с английского loop – петля.

Оценки за риттбергер, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,5;
  2. 1,8;
  3. 5,1;
  4. 12,0.

Риттбергер в четыре оборота первый раз прыгнул Юдзюру Ханю в 2016 году.

Аксель

Аксель

Аксель – самый трудный элемент фигурного катания, пока не у кого не получилось сделать его в четыре оборота. Назван он в честь Акселя Паульсена, фигуриста родившегося в Норвегии. Он самый первый выполнил его в 1882 году. Чтобы сделать аксель нужно начать с движения назад, после этого происходит поворот на 180 градусов и фигурист едет лицом в перед, поднимая правую ногу и отталкивается левой ногой. После этого выталкивает правую ногу в воздух и в итоге на нее же опускается и оказывается спиной вперед. Из-за того, что фигурист прыгает лицом в перед, а заканчивает спиной вперед, этот прыжок всегда на пол оборота больше, чем все остальные прыжки.

Оценки за аксель, в зависимости от количества вращений:

  1. 1,1;
  2. 3,3;
  3. 8,5;
  4. 15.

Зубцовые прыжки

Зубцовый (или носковый) – чтобы его выполнить нужно носком свободной ноги оттолкнуться от поверхности льда, т.к. на носке конька имеются специальные зубцы, то поэтому его называют зубцовым.

Тулуп

Тулуп

Тулуп (по английский toe loop) самый легкий зубцовый прыжок. Он сильно напоминает риттбергер и разница между ними в том, что в тулупе нужно толкаться зубцом конька, а в риттбергере ребром. Поэтому и название такое, в переводе с английского loop – петля (риттбергер по англ. loop), а toe loop петля на носке. Прыгая тулуп, спортсмен должен оттолкнуться зубцом конька, левой ноги и опустится на наружное ребро правой ноги.

Оценки за тулуп, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,4;
  2. 1,3;
  3. 4,3;
  4. 10,3.

Тулуп в четыре оборота первый раз прыгнул Курт Браунинг в 1988 году.

Флип

Флип (по англ. flip «щелчок») выполняется при скольжении фигуриста, назад на внутреннем ребре. После этого он, отталкивается от поверхности льда зубцами правой ноги и опускается на наружное ребро той же ноги с помощью которой толкался от поверхности льда.

Оценки за флип, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,5;
  2. 1,9;
  3. 5,3;
  4. 12,3.

Флип в четыре оборота первый раз прыгнул Сёма Уно в 2016 году.

Лутц

Лутц – самый трудный зубцовый прыжок. Среди всех прыжков он стоит на втором месте по сложности после акселя. Назван он в честь Алоиза Лутца, австрийского фигуриста, который выполнил его в 1913 году. Для выполнения данного прыжка спортсмен катится на внешнем ребре левой ноги, по длинной дуге, приседая на левую ногу он одновременно с этим толкается носком правой ноги и опускается на внешнее ребро правой ноги.

Оценки за лутц, в зависимости от количества вращений:

  1. 0,6;
  2. 2,1;
  3. 6,0;
  4. 13,6.

Лутц в четыре оборота первый раз прыгнул Брендон Мроз в 2011 году.

Все выше перечисленные прыжки составляют основу и являются самостоятельными элементами, официально принятыми в фигурном катании.

Как научиться различать прыжки в фигурном катании? (много гиф)

Я постарался сделать пост так, чтоб даже если вы никогда не смотрели одиночное фигурное катание, прочитав это, в будущем смогли бы отличать прыжки и понимать что происходит .

Если же вы уже пытались разобраться, чем отличается аксель от тулупа, лутц от сальхова, и пали под многообразием непонятных терминов — вы не одиноки.

Мало того что видео с инструкциями обычно оказываются недостаточно замедленными, так ещё воспринять объяснения с терминами «дуга/зубец/ребро» и пр, с нуля малореально. Не считая ещё того, что техника прыжков у многих фигуристов кардинально отличается от «книжного» варианта, который всем показывают в разных «объяснялках».

Впридачу прыжки ещё бывают с многообразных заходов и шагов — проще говоря, делает что-то фигурист ногами перед тем, как прыгнуть, или нет. Это сложнее и больше ценится, чем прыгнуть прыжок просто из пустоты ехал на двух ногах взял и прыгнул . В элите в основном большинство прыжков с заходами все и прыгают, что опять же мешает простым зрителям различать прыжки. Тоже с этим разберёмся.

Итак, начнём, от простого для понимания к сложному, и помогут нам своим примером: Боян Дзинь, Юдзуру Ханю, Нэйтен Чен, Сара Хьюз, Каролина Костнер, А лина Загитова, Евгения Медведева, Алена Косторная, Елизавета Туктамышева, Мария Сотскова и Анна Щербакова.

ТУЛУП

Является самым простым и дешевым по стоимости прыжком, поэтому в нынешние времена у фигуристов первого эшелона не встретить просто сольный 3-ной (в три оборота) тулуп. Либо в 4 оборота сольно, либо уже в каскадах 2-ные/3-ные тулупы.

Отличить тулуп можно по развороту корпуса при отставлении ноги назад. Есть фаза, когда фигуристы стоят почти боком на обеих ногах. Этот разворот заложен в самой технике прыжка, и есть у всех. Им визуально характеризуется только тулуп.

Здесь в гиф у нас Боян Дзинь с каскадом 4тулуп-2тулуп и Лиза Туктамышева с каскадным вторым тулупом после первого прыжка, на который пока внимания не обращаем)

РИТТБЕРГЕР

Легко отличаемый прыжок, прыгается со скрещённых ног. По своей механике, каскады 3-3 со вторым риттбергером считаются очень рискованными, поэтому их мало кто делает. 4-ной риттбергер пока делают 1-2 человека из элиты . Здесь у нас сольные 3-ные риттбергеры Бояна Дзиня, с захода как раз, Елизаветы Туктамышевой, а также 3 риттбергер вторым прыжком в каскаде Алины Загитовой

АКСЕЛЬ

Самый понятный прыжок. Единственный, который прыгается вперёд . Плюс это «половинчатый» прыжок, у него неполные обороты. Когда говорят «двойной аксель» или «дупель», имеется ввиду аксель в 2,5 оборота. «Тройной» аксель или «триксель» — 3.5 оборота.

Четверного, 4.5 оборота, акселя пока не существует, в истории его никто не прыгнул на международных соревнованиях. 3.5 оборота максимум, и это сложный прыжок. Хотя вот у мужчин сейчас вся элита, первые 20 человек условно на чемпионате мира, владеют им минимум в сольном некаскадном варианте.

У девушек же триксель — элемент так называемого «ультра си», верхней категории сложности наряду с «квадами», четверными прыжками. Тройной аксель стабильно прыгают 3-4 девушки всего сейчас на международных соревнованиях.

В гиф только триксели. Боян Дзинь нам покажет заход с одного шага — «беговые» толчковые шаги, которыми фигуристы расталкиваются, не считаются за заход или связку, Лиза Туктамышева без захода, из пустоты прыжок, и Алена Косторная с трудной связки в несколько шагов

Пока все достаточно просто, верно? Эти прыжки , полагаю, после нескольких тренировочных просмотров сами будут быстро «отличаться». К тому же у них отсутствуют варианты исполнения, все прыгают, если не вдаваться в детали, плюс минус визуально одинаково. Также на примере последней гиф, думаю, разобрались в разнице прыжок с захода/без захода.

А вот дальше, увы, не могу вас порадовать, начинается чехарда и путаница с вариантами исполнений. Предупредил, чтобы все могли морально подготовиться.

САЛЬХОВ

«Книжная» техника этого прыжка подразумевает замах одной ногой и прыжок с разворотом с другой. Проблема в том, что многие фигуристы прыгают так называемый «двуножный вариант», который очень плюс минус напоминает тулуп. И да, в оценках это никак не выражается.

Читайте также  Как научиться садиться на шпагат

Вот это — один прыжок, сальхов, только у Сары Хьюз чистый одноножный тройной, а у Юдзуру Ханю немного, и скоро стадия «почти тулуп» четверной

Не очень похоже, согласен.

В замедленном варианте нам его ещё раз покажут в одноножном виде, пусть и с небольшими касаниями льда, Боян Дзинь и Лиза Туктамышева. И в варианте со сложного захода, граничащий с «почти тулупом» Евгения Медведева, у неё как и у Юдзуру заметен толчок второй ноги, но все же меньше.

ЛУТЦ/ФЛИП

О господа, вот здесь совсем тяжко. Самые высоко оцениваемые тройные (не считая 3.5 аксель), и квады, больше всего стоит лутц. Каскад 4 лутц — 3тулуп самый дорогой каскад фигурного катания, у женщин первой его исполнила Анна Щербакова

Итак, лутц и флип. Книжная техника, это когда на лёд ставится зубец конька опорной ноги, и с него же, без всяких разворотов корпуса как на тулупе, происходит прыжок.

Разница между лутцем и флипом визуально — только в положении ребра передней ноги. Стоит оно «внутрь», острым углом — это флип, внешним ребром — лутц.

Вот как показывают толчок и отрыв на лутце (флипе также, только ребро передней ноги внутреннее) официальные видео от международной федерации

Преротация (вначале до отрыва «кража» оборотов на льду, которая в том же тулупе изначально большая по технике) при книжной технике примерно 1/4. Но подобная техника встречается редко, обычно чуть меньше/больше 1/2.

Близкие к канону и лутц и флип в одной гиф для наглядного сравнения нам покажет уникальная Каролина Костнер

Пример более жизненной, «реберной» техники отталкивания на лутце в данном случае, крайне распространённой кстати техники, Анна Щербакова

Да, не очень похожие прыжки

Техника исполнения не меняется, кстати, в зависимости от количества оборотов ни у кого. Та же Аня прыгает и 4ные и 3ные одинаково.

Должна ли наказываться такая техника по правилам? НЕТ, не должна, пока на фигуристах не будут повешаны датчики. Почему так, объяснялось в посте «как оцениваются прыжки» со ссылками на правила и учебники. Обязательно к прочтению, так как много манипуляций на сей счёт.

Справедливости ради таких фигуристов как Каролина Костнер крайне мало. Один на 1000 даже элитных фигуристов имеет оба этих прыжка реально зубцовыми и с явно выраженными рёбрами на обоих.

Как правило кто прыгает лутц с явно внешнего ребра имеет тенденцию к ошибке на флипе, его прыгать тоже с внешнего ребра, и наоборот, при хорошем флипе с внутреннего ребра, имеется тенденция и лутц прыгать с ошибкой, с внутреннего ребра или неясного (пограничного, ни туда ни сюда) . Поэтому в последние годы распространено обучение технике с еле выраженными рёбрами: меньше шанса ошибки

Такая же техничная, как Каролина, Маша Сотскова.

С разных углов ее лутц: сзади, замедленно, и спереди, где видно как ребро передней ноги вывернуто наружу

Флип. В нем Маша чуть хуже толкается, больше наклоняет задний конёк, но ребром не встаёт, толчок все равно зубцом. Но чуть позже. Переднее ребро внутреннее

С каноническим вариантом, думаю, все понятно.

Так, а как же, спросите вы, различить прыжки с неправильной техникой ? Как понять лутц это или флип в случае флутца, т.е лутца исполненного с ошибкой в виде наклонённого внутрь ребра передней ноги, как на флипе, или липа, то есть флипа исполненного с внешнего ребра передней ноги? Или когда ребро неясное, то есть небольшая ошибка?

Вам везде скажут «никак». Либо знать программу спортсменов и разбираться кто вообще что заявлял и должен прыгать.

На самом деле визуальный способ есть, рабочий в 99% случаев. Кстати, не видел чтобы кто-то писал или говорил об этом, возможно я буду первым.

Заходы, господа. В 99% случаев на лутц будут проще заходы, чем на флип. Это касается и канонической зубцовой техники, и так называемых «бергеров» (когда зубцовые отталкиваются полным ребром, что очень напоминает риттбергер, отсюда и название).

Итак , сравним на примере разных фигуристов, у которых ребра неверные/неясные или слабо выраженные, как они прыгают флип и лутц.

У Ани Щербаковой здесь каскад 4лутц/3тулуп , 4 флип и 4 лутц(который спереди крупным планом покажут) . В этой же последовательности все и будет в гиф. Сначала приближённо ножки , где видно что не вглядываясь с лупой, для простого болельщика разницы не будет.

А потом вместе с заходами — перед флипом обращаем внимание, что она повернёт ножку. Перед лутцами этого не будет, там в подходе к прыжку только легкие шаги после которых до прыжка ещё пауза и смена ноги, без смены направления движения

Также посмотрим разные варианты заходов у технически разных фигуристов

С «бергерами»:

Женя Медведева образца 2018 (сейчас иначе, но об этом в другой раз) — 3 лутц с явным глубоким флутцем, и 3флип/3 тулуп

Алина Загитова. Те же бергеры, но на лутце ребро тогда ещё было слабо внешним. 3 лутц и 3 флип

С зубцами:

Нэйтан Чен, 4флип/3тулуп и 4 лутц. Оба прыжка чисто зубцовые, на лутце ребро явно выражено внешннее. А вот на флипе либо слабо внутреннее либо скорее среднее. Сначала замедленно ноги, потом с заходами

Алена Косторная. 3 лутц — 3флип/3 тулуп. У Алёны тоже два зубцовых прыжка, раньше была проблема в флутцем, но она исправила ее. Вывела ребро на неясное или едва выраженное, на флипе оно также слабо внутреннее или неясное

Что мы видим у вышеперечисленных примеров? Тенденция одна, и у других фигуристов 99% (ну может 1 исключение где-то можно найти) она тоже присутствует, и от техники не зависит.

Когда вы видите прыжок, похожий на лутц/флип, но по ребру неясно что это — судите по заходу. На лутц заходы в среднем проще или вообще пустые , а на флип зримо сложнее.

Если что-то упустил или что-то осталось непонятно, пишите. Надеюсь, получилось достаточно просто все показать

P.S Общий диалог для постоянного здорового обсуждения фигурного катания, обмена новостями, в беседке. Добро пожаловать!

Друзья, если хотите чтобы написал на какую-то конкретную тему или разобрал какую-то программу/фигуриста, пишите в комментариях и напоминайте, если забыл в беседке. Уже путаюсь кто что просил.

Ещё посты можно найти по хэштегам, нажимая на имена большими буквами:

Как различаются прыжки в фигурном катании

В период становления фигурного катания спортсмена оценивали по его умению вырисовывать коньком фигуры на льду. Отсюда этот вид спорта получил свое название. Именно за правильное вычерчивание петель, скобок, восьмерок фигурист получал высокие оценки. В последние десятилетия ситуация кардинально поменялась. Чтобы опередить соперника сегодня спортсмен включает в свои соревновательные программы прыжковые элементы разного уровня сложности. Какие же существуют прыжки в фигурном катании?

По своей значимости их можно разделить на две группы:

  1. Квалифицируемые.
  2. Неквалифицируемые.

На оценку спортсмена влияет множество факторов: сложность элемента, количество оборотов, постановка корпуса, чистота выезда, медленно или быстро движется фигурист.

От того, в какую сторону совершается прыжок, зависит, какая нога будет толчковой. Большинство прыгает против часовой стрелки, поэтому удобнее рассмотреть технику исполнения в классическом варианте.

Квалифицируемые прыжки

Виды прыжков в фигурном катании различаются по технике исполнения.

Реберные:

    . Фигурист едет на правой ноге, делает резкий разворот, выпад левой ногой. Затем выпрыгивает, при этом правая нога должна идти вперед. . Спорстмен скользит назад, затем левая нога идет вперед-накрест. Тело входит в поворот против часовой стрелки. Правая нога в этот момент совершает толчок. . Левая нога идет назад. Правая совершает мах, благодаря чему тело входит в поворот.

Зубцовые:

  1. Флип. Исполняется с хода назад. Опорная нога — левая, удар делается зубцом конька правой ноги.
  2. Лутц. Фигурист слегка приседает, делает упор правым коньком. Раскручивание происходит за счет движения руками и корпусом.
  3. Тулуп. Двигаясь по дуге назад, спортсмен совершает отталкивание зубцом левого конька. Завершается прыжковый элемент приземлением на ребро правого конька.

Аксель является самым сложным из прыжков в фигурном катании, из-за трудности выполнения долгое время считался «мужским» прыжковым элементом.

Лутц, сальхов и риттбергер также названы в честь спортсменов, исполнивших эти элементы впервые.

Флип (англ.Flip — «щелчок») получил свое название из-за характерного звука при его исполнении.

Тулуп (англ.Toe Loop- «петля на носке») своим названием обязан фигуре, образуемой во время исполнения элемента.

Сальхов и тулуп являются самыми простыми прыжками.

Флип и лутц похожи по исполнению. Различие состоит в том, что в первом случае делается толчок зубцом, а во втором — спортсмен опирается на него, чтобы совершить подпрыгивание.

Лутц — самый трудный из зубцовых и второй по сложности после акселя.

Безошибочное исполнение многооборотного прыжкового элемента обеспечивает высокую оценку спортсмену. Поэтому даже юниоры уделяют внимание работе над ними на своих тренировочных занятиях и включают в программы для выступлений.

Неквалифицируемые прыжки

Если прыжки первой группы имеют конкретную оценку и исполняются с целью набрать наибольшее количество баллов, то неквалифицируемые прыжковые элементы оцениваются только в составе связок.

Ойлер

Исполняется так же, как риттбергер. Отличие состоит в том, что приземление происходит на маховую ногу. Чтобы хорошо освоить ойлер в процессе обучения спортсмен должен уметь зафиксировать положение ноги, отведенной назад, и одноименной руки. Основной ошибкой является преждевременная смена направления скольжения.

Валлей

Выполняется с ребра и является единственным прыжком, в котором тело вращается в отрицательном направлении. Это является причиной того, почему валлей сложно исполнить в 2 или 3 оборота. По-другому его называют «цак» или «цако».

Читайте также  Как правильно плыть кролем

Перекидной

Самым легким прыжковым элементом является перекидной в 0,5 оборота. Спортсмен с ребра одной ноги прыгает на ребро другой. Этот прыжок называют «вальсовым», так как движение напоминает начало известного танца. Перекидной в 1,5, 2,5 и 3,5 оборота — это уже аксель.

Бедуинский

Бедуинский прыжок занимает особое положение. Его редко включают в свою программу, он не приносит большого количества баллов, как многооборотные прыжки, хотя его исполнение на высокой скорости украшает выступление. Фигурист наклоняет корпус параллельно поверхности льда, переносит центр тяжести с левой на правую ногу и при помощи замаха совершает прыжок. Оригинальность этого элемента в том, что тело все время находится в горизонтальном положении.

Прыжки во вращение

Исполняются для того, чтобы начать вращение на льду. От спортсмена не требуется выполнять большое количество оборотов, так как в этом случае у него другая цель — красивое вращение в определенной позе. Можно выполнять прыжок в волчок, в ласточку или в либелу.

Прыжки в шпагат

Совершаются для связки элементов в законченную композицию и для украшения программы. Может выполняться продольный либо поперечный шпагат.

Сальто

Если говорить о сальто, то это — элемент акробатики, который является опасным для исполнения и в настоящее время запрещен.

Каскады

Самую большую ценность в подсчете баллов за техническую базу спортсмена составляют каскады. Трудность выполнения состоит в том, что в каскад нельзя включать повороты и делать смену ноги. Прыжковые элементы должны быть расставлены так, чтобы фигурист не терял скорость, необходимую для исполнения последующего прыжка. Он должен безукоризненно исполнять элемент и уметь использовать инерцию вращения.

Сейчас каскады обязательно включаются в короткую программу.

Прыжки в парном катании

Большое значение для оценки имеют прыжковые элементы, исполняемые фигуристами в парном катании и танцах на льду.

Классификация прыжков такая же, как у спортсменов-одиночников. Разница заключается в том, что пары должны выполнить этот элемент синхронно, начинать и заканчивать исполнение элемента в одно и то же время. Только тогда возникает впечатление слаженности катания.

Как различать прыжки

Зная технику исполнения, можно понять, чем же отличаются прыжки в фигурном катании.

Аксель — единственный прыжковый элемент, который совершается с движения вперед и его легко отличить от других.

Во время флипа и сальхова происходит смена ноги. Сначала спортсмен едет на левой ноге, затем приземляется на правую.

При исполнении сальхова нет толчка ото льда коньком, выпрыгивание совершается благодаря сильному маху ногой. Поэтому можно заметить, что к прыжку фигурист готовится иначе. К тому же, если сальхов исполняется женщиной, из-за маха ногой у неё задирается юбка.

При выполнении лутца фигурист приседает на левой ноге, а при выполнении риттбергера левая нога идет вперед-накрест. Также используются разные заходы. На флип используется заход с тройки или моухока, лутц делается с подсечки назад. По длине разбега, по тому, как фигурист проводит подготовку, можно понять, какой прыжок ему предстоит выполнить.

Совсем недавно, в 2010 году на Олимпиаде в Ванкувере получить золотую медаль можно было без исполнения четверных прыжков. Сейчас высокая конкуренция среди спортсменов вынуждает их включать в свою программу по три и даже по четыре прыжка в 4 оборота. Вполне возможно, что высокий уровень технической подготовки позволит фигуристам в недалеком будущем исполнить пока непокоренный пятерной прыжок.

mercury13_kiev

Фигуристы начинают прыгать с ребра, и когда сальхов и риттбергер будут хорошо получаться, тогда уже можно и зубцовые. В таком порядке буду писать и я. В историю углубляться не буду, на это есть Википедия.

Из всех прыжков выезд на правой ноге назад-наружу! Если фигурист крутится по часовой стрелке — то на левой. Так что дуга выезда всегда будет оранжевой. А различают прыжки по заходу.

Напомним нашу цветовую легенду.

feet.png

Рёберные прыжки

Аксель

Название: в честь норвежца Акселя Паульсена, сенсационно исполнившего перекидной в 1,5 оборота в конце XIX века.

Стартовая дуга: левая-вперёд-наружу.

Отличительная черта: старт вперёд.

Старт с шагов: бывает, но сложен.

Это самый сложный прыжок для исполнения и самый простой для опознания. Перейдя с заднего хода в дугу вперёд-наружу, фигурист сильно присаживается — и получается самый эффектный прыжок из фигурного катания. У акселя старт вперёд и выезд назад, потому в одиночном акселе 1,5 оборота, в двойном — 2,5, в тройном — 3,5.

Вот это приседание на левой ноге вперёд не спутаешь ни с чем.

Аксель в половину оборота называется «перекидной» (англ. waltz jump). Техника крайне упрощена, и обычно перекидной становится первым прыжком. Меня лично научили на второй день на фигурных коньках, правда, когда более умелая тренерша увидела этот кошмар, запретила прыгать где-то на полгода. Лучше посмотрим, как это делает профессионал.

Риттбергер

Название: в честь немца Вернера Риттбергера (1910). Обычный немецкий патриотизм, прыжок исполнялся как минимум с середины XIX века. В остальных языках называется петлей (loop jump). И в русском тоже, только в 1970-е годы название «петля» сменилось «риттбергером», видимо, через карлмарксштадтскую школу.

Стартовая дуга: правая-назад-наружу.

Отличительная черта: «прыг-скок» на правой, со скрещённых ног.

Старт с шагов: част.

Риттбергер многолик: исполняется и с тройки с полуподсечкой, и с внутренней тройки, и просто с дуги, без особой подготовки. Встаёт на правую ногу, ставит левую накрест, и прыг-скок!

Эталонный риттбергер с длинной дуги. Интересно, думала ли девчонка, что шесть лет спустя сенсационно выиграет самое престижное соревнование?

Интересна тут Мао Асада (вторая, в сине-белом): старт тут с такой глубокой подсечки, что не сразу и поймёшь, что это риттбергер. Третья, в пёстром (Марина Кильман) исполнила целый каскад: сначала аксель, потом куча риттбергеров. Очень давнее выступление, около 1995, сейчас такое запрещено.

Сальхов

Название: в честь шведа Ульриха Сальхова, 1900-е годы.

Стартовая дуга: левая-назад-внутрь.

Отличительная черта: с двух ног.

Старт с шагов: обязателен.

Исполняется только с разворота (тройки или моухока), с двух ног. Странный прыжок: его постоянно принимают за что-то зубцовое. Комментаторы шутят: если явно с ребра, не риттбегер и не аксель — значит, сальхов.

Вот вам целая подборка одной фигуристки — Ким Ён А.

Четверной сальхов первого попавшегося мужчины (Хавьера Фернандеса) и единственная женщина, исполнившая четверной сальхов (Мики Андо). Иногда кажется, что прыжок с зубца — но нет, это сальхов.

Зубцовые прыжки

Если рёберный прыжок с правой на правую — одноногий, то зубцовый одноногий с левой на правую: ведь будет переход с левой опорной ноги на правую свободную.

Название: в честь австрийца Алоиза Лутца, ок. 1910.

Стартовая дуга: левая-назад-наружу. Зубец, соответственно, правый.

Отличительная черта: буквой S с длинным пологим входом.

Старт с шагов: бывает, но сложен.

Я упоминал, что «неестественные» шаги слишком сложны, чтобы с них прыгать. Тогда что тут делает противовращательный заход? Просто у него очень эффективный замах руками. Фигурист проезжает на левой ноге едва ли не через полкатка, зацеп правым зубцом — и прыжок в обратную сторону.

Вот неплохое видео по лутцу. Правда, первая (Ким Ён А) исполнила не просто лутц, а каскад лутц-тулуп. Ну и как без рекламных видео московской компании, подбирающей фигурные коньки всем, от новичков до чемпионов (никаких массовых и хоккейных)?

Название: англ. flip — щелчок.

Стартовая дуга: левая-назад-внутрь; правый зубец

Отличительная черта: с разворота, упёрся правой ногой, и такой же прыг-скок, как у риттбергера.

Старт с шагов: практически обязателен.

Ну что сказать? Всё тупо и естественно: раскручиваемся на левой, закалываемся правой, и прыг-скок!

Тулуп

Название: англ. toe loop — кульбит на носке. И национальная русская одежда тут ни при чём!

Стартовая дуга: правая-назад-наружу; левый зубец

Отличительная черта: непонятно откуда неестественным образом высовывается левая нога и цепляется зубцом.

Старт с шагов: практически обязателен.

Если по флипу видео очень мало, то мужуки постоянно меряются, у кого длиннее тулуп. Так что найти что-то интересное несложно. Казалось бы, заход на риттбергер, правая нога, но вместо того, чтобы скрестить ноги, он неестественно высовывает левую и с неё прыгает.

Одиночный тулуп действительно неестественный, и начинающему надо ещё вкатиться в него. Я лично не умею. Недовернёшь туловище — заблокируешь сам себя и просто не выпрыгнешь. Слишком завернёшь — будет «ту-аксель», перекидной с зубца. А вот двойной, тройной и четверной — самый простой из всех.

Сотникова прыгает немного с необычного захода, но это тоже тулуп.

Флутц и лип

Они же «лутц и флип не с того ребра». Это не прыжки, это ошибки и за такое жёстко штрафуют.

Обратите внимание, стартовая дуга у флипа и лутца одного цвета, только рёбра разные. Лутц, выполненный с внутреннего ребра, как флип, называется «флутц». Флип, выполненный с наружного ребра — «лип». Могу ошибаться, но причина ошибки — фигуриста подводит мышечная память и он закалывается зубцом не в той точке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: